Татьяна Назаренко. Казнь народовольцев

«Человек – это всегда раб своего времени.» Это не мои слова. Это слова художницы Татьяны Назаренко. И эти слова многое объясняют в её творчестве. Да, правда,   мы все   рабы и герои нашего времени. И никуда от этого не деться. Ни художнику, ни кому-либо ещё. Мы рабы  и того,  что было, и даже того,  что только будет. Мы все в потоке времени, во всём его своеобразии,  из которого нам никак не выпасть. Мы судим все, что было с высоты нашего время, с той самой секунды, которую переживаем. И часто судим неправильно. И при этом не знаем,  как нас самих будут судить по прошествии многих или немногих лет. Не знаем. В нашей самоуверенности мы думаем , что только мы и правы на все времена.  И как жестоко ошибаемся.  Мы рабы своего времени. И при этом жить вне нашего времени мы не можем, даже если забраться в дальний таёжный скит. 

    А кто такая  Татьяна Назаренко. А она : лауреат Государственной премии, действительный член Академии художеств, член президиума этой академии. К тому же эта светская львица защитила диссертацию, а ее картины находятся в самых престижных музеях Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Берлина, в нашей Третьяковке, в Русском музее в Питере. То есть,  видим, что она человек в художественном мире более чем известный. Можно сказать, что и знаменитый.

 Я долго выбирал творение, созданное ею, которое внятно и ярко  объяснило бы всем нам   замечательную вышеприведённую максиму. То есть то, что человек - это всегда раб того, что мы переживаем в эту минуту, в этот день, в этот год. А художник, так тем более чем кто-либо другой.   Художник не может творить вне правил этого закона.  Эта мысль отражается во всем том, что он творит кистью, красками на холсте. Вот пример, «Казнь народовольцев» Посмотрим на неё ещё раз.
                *****
   Но сначала о том, как маленькая девочка Таня стала художницей. Вот как она сама о себе говорит:

  «В детстве я была угловатой, застенчивой, нескладной девочкой. Мама всегда боялась, что я никогда не выйду замуж. Поэтому мне давали такое воспитание: танцы, музыка, рисование.

   Сначала была музыкальная школа. И уже потом я поступила в художественную школу при Суриковском институте. Дети, поступая туда, имели специальную подготовку, занимались с преподавателями по нескольку лет. А я даже не знала значения слов «натюрморт», «пейзаж», «акварель», «масляные краски». Перед экзаменом по живописи преподаватель мне все популярно объяснил.

     Потом я поступила в институт. Окончив его в 1969 году на отлично, попала в мастерскую Академии художеств. Через некоторое время среди очень немногих старших коллег была премирована месячной поездкой в Италию»

    Тут надо сказать, что в те годы абы кого за границу не отпускали. Всё решал Художественный совет. Ну и партийные товарищи тоже. Словом, если её  послали, это, значит, что  заметили её способности, яркий выразительный стиль, нестандартность мышления и чувство времени тоже. Послали и поехала Таня в Европу. Хороша страна Италия, а для художника так и лучше всех.    Прошли годы, прошло много лет. Назаренко стала заслуженно заслуженной. Уже хочется и что-то вспомнить из былого. И её спрашивают, чтобы она хотела вернуть из прошлого, конкретно из 70 годов. Она отвечает:

   «Ничего! Я и так полна жажды жизни. Ощущаю себя лет на 30, даже на 25! Хотя молодыми мы много открывали для себя. Мотались, как живчики, по всем музеям и выставкам. Усталыми шли к автомату, выпивали пару доз портвешку по 40 копеек, хохотали, возвращались в суриковские мастерские и писали, как звери. Мысли после «красненького» смелели и оттачивались».

     Вспомним, что как раз в эти годы Татьяна Назаренко написала каротину « Казнь народовольцев.»

  Эта картина  появилась на Московской молодежной выставке в 1972 году и была замечена влиятельной критикой. Одни увидели в ней поощряемую революционную тематику, другие — причудливое соединение образцов Ренессанса с русским традиционным реализмом.
                *****
     И тут не плохо бы вспомнить , кем они были, эти народовольцы, и как эти пятеро несчастных оказались на столь печальном месте – на мостках эшафота. Через несколько минут они все сведут счеты с жизнью. Трагедия. Всему конец. Что же у них случилось такое  в жизни, чтобы вознестись к этому мрачному и безысходному  месту.
 
   Началось с того, что кто- то уже позвал Русь «к топору». Упрекнули лондонского сидельца в недостаточном радикализме в решении крестьянского вопроса. Он должен был бы не к молебну звать Русь, а звонить в набат и звать «Русь к топору». Этот  призыв звучит у некоторых в ушах и по сей день. Временами этот звон становился особенно оглушительным. И тогда случались революции.

    Разумеется,  звон этого призыва звучал в ушах, в умах, в душах народовольцев. И что же они хотели? Это были люди особого склада. Они верили. Они верили в возможность  одновременного осуществления демократических и социалистических преобразований в стране, которая едва только вылезла из  крепостного права. Они верили  в возможности свергнуть существующий строй при помощи народной революции. Они верили совершить переворот силами партии.  А народ, прежде всего огромную крестьянскую массу, они рассматривали только как вспомогательную силу. Ну на что была способна эта масса, забитая, тёмная, безграмотная? Только что устраивать бунты бессмысленные и беспощадные.  И больше ничего. Нет,  нужна партия, напитанная романтическими мечтами, зовущими к созданию общества без рабов и господ.
 
    Рассчитывали они,  прежде всего, на городских рабочих, военных и интеллигенцию. Темное мужичьё, необразованное и несознательное, на жертвенные и осмысленные подвиги было неспособно. Оно не видело во всём этом нужды.  А эти умники - волосатики хотели их призвать именно к этому, к бунтам и непослушанию! Ну и вязали их мужички и сдавали местным урядником. Провалился пламенный энтузиазм идти в народ, дабы образовывать его и внушать правильные мысли.

  Была уже раннее предпринятая попытка растолкать и поднять крестьянство  до высот осознания своего рабского  положения. Поднять для стремления к строительству общества счастья для всех. И пошли разночинцы - интеллигенты в народ. «Мы к голодному люду пойдём» - пело в их душах. Пошли они с искренним и открытым желанием, с добрым и бескорыстным , рассказать, что им нужно делать. И не получилось. Темный мужичий разум не поддавался пропаганде. Восстать против царя – батюшки!? Да разве это возможно!?

   Они пошли в народ и  работали столярами, плотниками, кузнецами, учителями и беседовали с крестьянами о повседневных бытовых нуждах, исподволь подводя их к идее народной революции. И ничего не получилось. Народ не захотел подниматься.
 
. Разгром хождений в народ вызвал кризис в движении. В этих условиях среди народников все сильнее проявляла себя склонность к заговорщической тактике, предложенной П.Н.Ткачевым. Эта тактика подразумевала отказ от крестьянской революции в пользу захвата власти тайной организацией революционеров. «Не готовить революцию, а делать ее», - призывал П. Н. Ткачев

   Хождение в народ провалилось, а цель осталось. И осталось одно средство. Убить царя! Ну,  они его после нескольких попыток и убили. А у этого царя было с десяток детей от двух жён. И их это обстоятельство не тронуло и не остановило.

  Чтобы всё сменить в огромной стране есть только один инструмент. Одно оружие – террор    Итак. «Народная воля» Это название партии. Сегодня скажут радикальная, экстремистская партия. Цель партии – дальше в смысле экстремизма просто некуда. Для начала убить монарха-императора. Не хило! В наставлении партии было сказано:
 
«Партия должна иметь силы создать сама себе благоприятный момент действия, начать дело и довести его до конца. Убийство императора  приведет правительство в панику, лишит его единства действий и в то же время возбудит народные массы, т. е. создаст удобный момент для нападения».

   Итак, цель поставлена – за работу товарищи. И охота началась. Семь покушений подряд, подготовленных со всей изобретательностью искушенных убийц. И наконец достали царя на набережной  канала. Достала бомба Гриневицого. Вера его в правое дело, как он думал, сделала из него камикадзе. Он и себя убил той же бомбой. Но и остальные не ушли от возмездия. Кара постигла и их. Вот эти последние мгновение их самоотверженного подвига показала нам художница Татьяна Назаренко.
 
  На эшафоте их пятеро кроме палача в красной рубахе.  Но должно было бы быть больше. Гриневицкого разорвала собственная адская машина. Саблин застрелился при попытке арестовать его. Девицу  Гельфман пожалели. Она была беременна. Казнь заменили каторгой. Она родила, а потом  умерла в тюрьме от гнойного воспаления брюшины.

     Они убили царя, но цели не достигли. Никакого восстания. Никакого бунта. Напротив,  всеобщее осуждение и ещё больше ожесточение режима. Полный крах.
                *****
    Эту картину оценили. Не в смысле денег и, а в смысле удачного воплощения  идеи. Как писали тогда «в картине сказалась склонность художницы к обобщенным историческим размышлениям: она передала трагичность судеб борцов за свободу, столкнувшихся с безликой государственной машиной подавления личности.

Народовольцы представлены отнюдь не как убийцы, а как народные герои. Жертвы режима.
 
За эту картину  Т.Г. Назаренко была удостоена премии Московского комсомола, а в 1976 году ей была присуждена I премия на международном конкурсе молодых живописцев в Софии (Болгария.
 
    Итак,  на эшафоте пятеро – мученики и жертвы царского режима  Они, эти пятеро, сознательно шли на смерть. На смерть монарха ну и на свою собственную смерть.  Они знали, на что шли. А чтобы идти на это, надо было просто фанатично верить в свою идею. Исступленно верить. Верить в благородство и чистоту этой идеи. За что и жизнь отдать не жалко. Словом, народные герои.
 
Вы жертвою пали в борьбе роковой
Любви беззаветной к народу,
Вы отдали всё, что могли, за него,
За честь его, жизнь и свободу!


Настанет пора – и проснется народ,
Великий, могучий, свободный!
Прощайте же, братья, вы честно прошли
Свой доблестный путь, благородный!

      Но ведь безумству храбрых поём мы песню. Вот художница, как умела,  и спела её.  Живописную песню. Во всей силе уже признанного таланта. Так эта картина была воспринята общественностью и партийным руководством. Вот за это и премия художнице. Комсомольская.
                *****
   И я тоже так думал. Думал очень долго. А оказалось, что не всё так просто с этой картиной.  Не просто, а очень сложно.
 
    Подтекст у картины  был скрыт  со всею тщательностью. И докопаться до него без знания исторического контекста было просто невозможно. И купился на этом не только я. Купилась и общественность тоже.  Как было уже сказано, Т. Назаренко получила за эту картину комсомольскую премию. А это продвижение. И художница от премии не отказалась. Но оказалось, что вся андеграудная среда посмотрела на эту комсомольскую премию очень косо. Да даже и с презрением посмотрела. Да как она смела получить эту премию!
 
    После этого картина  долго ходили по разным выставкам: от московской городской до всесоюзной.  И  вот как по этому поводу выразилась сама художница:

    «Я получила за нее комсомольскую премию. Еще не взяв деньги в руки, решила их пропить. Пригласила друзей помочь это сделать. «Комсомольские — никогда!» ответили друзья.  И все друзья вместе с преподавателем Дмитрием Жилинским дружно отказались пить на эти деньги. Ну тогда приходите ко мне на день рождения, 24 июня, — не растерялась я. Мы объедались бабушкиными пирожками. А я вспоминаю эту комсомольскую премию, как пощечину от друзей.»

    И оказалось, что песня художницы была совсем о другом. Её просто не поняли. Оказалось, что художницу давно терзало противоречие человека и власти. И особенно возбудились эти терзания во время пражских событий.  Вспомним, что это были за события. Танки вошли в Прагу как и в 45-ои году. На этот раз  с тем чтобы освободить прекрасную Прагу от ренегатов и  врагов социализма.

    Ну да, конечно, освободили Прагу от фашистов с их диктатором. Скажем сердечное спасибо. Но не такой же ценой. Зачем же нам другой диктатор с его не менее безумной утопической идеей. Не нужна она нам. Убирайтесь со своими танками. Мне это напоминает одну басню Крылова. «Крестьянин и работник. Вот цитата из этой его басни:

Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо:
Все взапуски его винят;
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!
                *****
  И вот в Москве на Красной площади 25 августа 1968 года, когда куранты на кремлевской башне били ровно двенадцать, отважная восьмерка, развернувшись лицом к Историческому музею, начала демонстрацию. Они подняли над собой плакаты с лозунгами: "За вашу и нашу свободу!", "Да здравствует Дубчек!", "Руки прочь от ЧССР!", "Долой оккупантов!" и флажки Чехословакии.

   Вот описание этой волнующей сцены:  «Вначале все, казалось, замерли. Потом демонстрантов быстро окружили люди, находившиеся на Красной площади. Толпа росла.  И тут, расталкивая толпу, к демонстрантам бросились сотрудники КГБ в штатском. Они стали вырывать плакаты и флажки, нанося удары. Появились черные "Волги".По словам  демонстрантов их, продолжая избивать, стали запихивать в машины. На всю площадь раздавались крики: "Бей антисоветчиков, бей их!"

    Одна из соратниц этой группы в обращении к главным редакторам ряда газет стран Европы и США писала: "Почти одновременно раздался свист и со всех концов площади к нам бросились сотрудники КГБ в штатском. Они орали:  "Это все жиды! Бей антисоветчиков!" Мы не оказывали сопротивления. У нас вырывали из рук лозунги, Виктору Файнбергу разбили в кровь лицо и выбили зубы. Павла Литвинова били по лицу тяжелой сумкой (по свидетельству В. Дремлюги, сумка раскрылась и из нее выпал пистолет..). Нам кричали: "Расходитесь!"... Через несколько минут подошли машины, и всех, кроме меня, затолкали в них. Я была с трехмесячным сыном, и поэтому меня схватили не сразу. Я сидела у Лобного места еще около десяти минут. В машине меня били... Ночью у всех задержанных были проведены обыски. Нас обвиняли в "групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок"... После обыска я была освобождена, вероятно, потому, что у меня двое маленьких детей..." 

 Нет, вы только представьте себе, несчастная сидит в машине с трехмесячным ребёнком на руках, а её неистово бьют. Вы поверите в это?

     А теперь самое главное. Тут мы подходим к раскрытию самой истинной сути, заложенной художницей в её картину.  В глазах художницы эта отважная восьмёрка чуть ли не повторили подвиг «народовольцев». Времена конечно переменились Этой отважной восьмёрке даже и Гулаг не грозил. И они отлично это знали.

     А ведь была ещё и мировая общественность. И эта мужественная акция не могла не привлечь внимание к этой  демонстрации на Красной площади. Никак не могла. Да, просто именины сердца для «мировой общественности». Имена сидельцев у Лобного места стали мгновенно известны во всем мире. Слава непомерная. И какое паблисити.  Гарантированный  скандал. Гневные статьи на первых полосах газет.  Своих там, конечно не бросят. Заграница,  как и встарь,  им поможет.  Несомненно,  поможет. Это вам не 1881 год. Даже и застенки Лубянки им не грозят. Ну если пару шишек, да вот ещё «жидами» обозвали, так это пустяки в сравнением со сладким бременем славы обрушавшейся на них.

   Они обрели примерно  ту же скандальную вселенскую славу, как   и те   четыре шлюхи, сплясавших бесовский танец на солее в Храме Христа Спасителя перед мраморным иконостасом.  За этих шлюх из Пусси Райт    вступилась  сама Мадонна  и Пол Маккарти тоже вступился.
            
                *****
    А теперь снова посмотрим на картину Татьяны Назаренко, получившей Комсомольскую премию.  Вручавшие премию даже и не подозревали, какую свинюху им подложила художница. Какую? Сейчас узнаете.  Вот среди приговорённых на картине одна женщина. По идеи это Софья Перовская. Через несколько минут её повесят. А вот лицо для этой дамы было списано с фотографии Натальи Горбаневской. А это, кто такая? А она та самая, кто описала жуткую сцену побоев в машине с грудным ребёнком на руках.  Познакомимся с ней поближе. Оно стоит того.

   Она была поэтом  и переводчиком.  Она одна из тех. кто пришёл на Красную площадь.  Она пришла не одна. Она пришла, представьте себе, с трехмесячным грудным  ребёнком в коляске. Нет, вы всё-таки представьте себе такое, припёрлась на Красную площадь на заведомо опасную акцию, с вероятной дракой, выкручиванием рук  с вероятными побоями и оскорбительными обзываниями. Жиды. Зачем ребёнка притащила? Заранее подставляя его зверствам  кровавой гебни.  То есть, дама сознательно шла на провокацию,   не пощадив даже своего грудного ребенка. Ребёнок оказался по её воле в заложниках ситуации. А ещё  Горбаневская принесла с собой самодельный чехословацкий флажок и два рукописных плаката: «Да здравствует свободная и независимая Чехословакия!» (на чешском языке) и « За нашу и  вашу свободу» (на русском языке)

   И вот черты лица этой дамы художница так хитро придала лику Софье Перовской. Кто не дурак, тот всё поймет.  Комсомольцы оказались дураками. Не поняли. Татьяна и её соратники по андеграунду умели хорошо держать фигу в кармане и в  то же время лягать строй, в недрах которого они родились, обрели  хорошее бесплатное образование  и даже стали известными.

Вскоре после того, как задержанную во время демонстрации 1968 года Горбаневскую выпустили, она передала в редакции западных газет, в частности  «Руде право»,   «Унита» и  «Морнинг Стар»  письмо.  Отставив в сторону коляску с ребенком,  она пишет следующие, обращаясь к чехословакам:

    «Мои товарищи и я счастливы, что смогли принять участие в этой демонстрации, что смогли хоть на мгновение прорвать поток разнузданной лжи и трусливого молчания и показать, что не все граждане нашей страны согласны с насилием, которое творится от имени советского народа. Мы надеемся, что об этом узнал и узнает народ Чехословакии. И вера в то, что, думая о советских людях, чехи и словаки будут думать не только об оккупантах, но и о нас, придает нам силы и мужество".

    У этих дисседенствующих господ,  подающих голос из андеграунда, есть одно общее свойство. Удивительное свойство на все времена. Они с удивительным апломбом утверждают, что вот только они одни могут говорить от имени всего народа. Вот только у них одних есть такое право. Иных мнений просто и быть не может.  Глас народа –  это только они. Чтобы убедиться в этом, снова прочтите послание нерадивой мамаши. Ну совершенно так же, как и эти пятеро на эшафоте думали, что они своим поступком воплотили реальную силу и устремление народной воли. Всего народа обширной российской империи.  Их партия так и называлась. «Народная воля» То есть, воля всего народа.

    Повторяю снова, это самонадеянное свойство на все времена. Несчастная Софья Перовская, погибшая в петле на эшафоте. Наталья,  уехавшая на Запад в 1975 году не смотря на железный занавес. Уехала в полной обиде на народ , так и не понявший её. В глазах художницы Назаренко – это люди одной породы и одного умственного и душевного склада. Это всё борцы с ненавистным режимом.
 
     Да, Наталья Горбаневская уехала туда,  где её ждали. Да и здесь её особо и не задерживали. В Париж она уехала, но обещала вернуться. И вернулась 25 августа 2013 г.  45 лет спустя памятной демонстрации. И снова  пошла  на Красную  площадь в составе группы оппозиционеров под лозунгом «  За вашу и нашу свободу». Демонстрация была посвящена 45-летней годовщине протеста 1968 года. Баннер с лозунгом у Лобного места   развернула группа из 12 человек Не угомонилась престарелая мадам. Из 12 человек  10 были задержаны полицией. Демонстрация не была санкционирована. Да и времена переменились.  Бабку с двинутыми мозгами полиция не тронула.
   
     В том же году она  умерла в Париже. Место вечного упокоения – кладбище Пер Лашез. Это как у нас Новодевичье кладбище. На церемонию прощания пришли послы Чехии и Польши. Русский посол не пришёл. «Лихие» годы уже прошли. Наступила другая эпоха,  которая всё больше наполнялась патриотизмом и осознания себя в мире. А андеграунд остался всё тем же и всё там же.  Так и не вылез из подполья. Власть, какая бы она не была, - это сила, к которой по определению всегда нужно быть в оппозиции.  Художник должен бороться. С кем?  С властью надо бороться. Таково его жизненное предназначение.. «Каково ваше политическое кредо? – Всегда! – ответил и в этот случае  пролетарий умственного труда.    
                *****
   А сегодня что-нибудь переменилось?.  И у  сегодняшних всё  то же свойство.  Мы говорим от имени всего народа!» У Тихановской, у Соболь , у Чириковой и прочих  дам одно свойства. – борьба с режимом. И покой им только сниться. И почему-то они думают, что и все остальные должны следовать за ними. Во всем.  Vox p;puli - vox D;i:  «глас народа — глас Божий». А то, что хочет женщина, того хочет Бог! И просим не возражать!  Смешно, конечно. Но это так.

   Софья Перовская во всей её вере в то, что она делала, окончила жизнь на эшафоте. Выше приведенные дамы и не только одни они,  в основном эмигрировали ( бежали) за границу.  Почувствуйте разницу.   
                *****
    А на картине Т. Назаренко есть ещё один интересный  двусмысленный персонаж По идеи – это соратник Перовской Желябов. Даже и больше, чем соратник. Они были любовниками. То есть ничто мирское им было не чуждо. А не деле в чертах лица Желябова  на картине  мы легко угадаем Синявского. А он кто такой? Понятно, что и он диссидент. Он против. Не сказать чтобы так же ярко и настырно, как у некоторых  других, но даже и в таком виде он получил 7 лет колонии в 1965 г.  Вместе с Даниелем по обвинению в антисоветской пропаганде и агитации топтал зону.

    Он отсидел. Не знаю, чем он там занимался. Может,  тапочки шил.  И что? Тапочки нам тоже были нужны в народном хозяйстве. После освобождения в 1973 году  почти сразу поехал по приглашению профессора Клода Фрию  в Париж на работу во Францию. Хорошая перемена мест. С зоны на Елисейские Поля.
С 1978 года совместно с женой Марией Васильевной Розановой издавал журнал «Синтаксис».Андрей Синявский скончался 25 февраля 1997 года от рака лёгких.
                *****
    Вот так вот художница заложила в свое творение совсем иную идею, которую ещё надо было найти и увидеть. Идею, которая как бы извиняла её в глазах близких друзей и единомышленников.

   В фигурах народовольцев, которых, как известно,  было пятеро, усматривали аналогии прямые с людьми, которые вышли на Красную площадь и протестовали против введения войск в Чехословакию.

      Татьяна Назаренко хорошая художница. Но стиль её творений как-то удивительно менялся со временем. В этом нет ничего удивительного. Вот, к примеру,  художник Валентин Серов. Сравним две его картины, два портрета. «Девочка с персиками» и «Портрет Иды Рубенштейн» Как будто кисть держали два разных художника. А это был всё тот же В. Серов.

    Вот так же и с картинами Назаренко. Она получила хорошее художественное образование в  институте им. Сурикова.  . Она и сама в нем преподавала.

     Её после некоторых работ спрашивают, не разучилась ли она рисовать. К примеру, та же картина «Казнь Народовольцев». Не сказать, чтобы очень умелая живопись.  Она отвечает:

     «Я преподаю в Суриковском институте: уверяю, рисовать еще не разучились. И не будем забывать про опыт великих художников, например Пикассо: он был замечательным рисовальщиком, что не мешало ему заниматься кубизмом и другими вещами. То же самое с Кабаковым, Булатовым. Конечно, каждый из нас — индивид, но когда говорят, что за месяц можно научить рисовать — это нонсенс. Будет недоучка и всё. Или как музыканта заставить играть Баха, если он гаммы не умеет играть? Сначала — образование, а уж потом только художник может ломать форму, уходить от нее.»

  Очень разумный ответ. А именно, сначала научитесь держать кисть в руке, а уж потом можете изгаляться.

     А как вы вышли на свой стиль? –  спрашивают её,  Ответ:

   « :Конечно, стиль менялся. От «Казни народовольцев» до меня сегодняшней — гигантская дистанция».  А дальше она продолжает:

     «Опять возвращаюсь к Нью-Йорку: там висели удивительные реалистические работы, честно скажу, у меня в институте не пишут так хорошо, так блистательно. Я даже спросила — кто эти художники? Может, наши китайцев завезли (они быстро всё подхватывают)? Нет, оказалось — американцы. Они находят кайф в реализме. Да и я по секрету вам признаюсь, что стоять у холста — большое-большое удовольствие, гораздо большее, чем просто щелкать фотоаппаратом.»

     Какие разумные рассуждения. И добавляет, почему она написала картину «Казнь народовольцев:

      « Вы знаете, когда я ее написала и выставила, во-первых, это было совершенно все случайно, потому что написана она была в мастерских Академии художеств. И да, действительно я ее задумывала не как просто историческую картину, потому что вообще мне кажется, историческую картину нельзя писать просто так, это должна быть какая-то связь с действительностью. Об этом я говорю своим студентам, если они собираются писать»

   Эту связь с действительность она действительно продемонстрировала. Но как-то странно. Кукиш в кармане.

                *****

Да, повторим, художник – раб своего времени. Но ведь времена меняются.  В них, правда, живут и умирают. Меняется время -  и раб тоже меняется. Вот также и с Татьяной Назаренко. Она подписала коллективное заявление деятелей культуры России в поддержку позиции президента Путина по Украине и Крыму. Она вступилась за власть. Могла ли она сама подумать о  коллективном обращении к Генсеку 50 лет назад. То есть в то время, когда писалась картина «Казнь народовольцев» .


Рецензии
Привет, Геннадий! Абсолютно точное определение - фига в кармане.
А весна наступает и посуху мы пойдём по интересным тропинкам. Жду!

Владимир Островитянин   29.03.2021 19:49     Заявить о нарушении
Ну сейчас ей уже не за чем держать фигу в кармане. Она уже бабуля. Вот даже и политику Питина одобрила. Пропал молодой задор. Да и зачем он ей сегодня. Всё есть. Бодаться с властью не надо. Хлопотно это. Скандал тоже требует энергию и волю. А ей хочется покоя. Годы. И это правильно. Спасибо за отклик.

Геннадий Мартынов   30.03.2021 22:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.