Круговорот воды в Природе...

Около 3/4-й поверхности Земли составляет водная поверхность океанов и морей. Под влиянием солнечной радиации происходит непрерывное испарение воды с поверхностей океанов и морей. Ветры ускоряют процесс испарения. В результате кроме кислорода, азота и других газов атмосферный воздух содержит водяной пар. Содержание водяного пара доходит до 4% по объёму в тропическом воздухе над океанами и морями.

Облака это скопления капелек воды и ледяных кристалликов в атмосфере. Облака являются продуктами испарения воды с водных поверхностей и последующей конденсации атмосферного пара в нижнем слое атмосферы – тропосфере. Если конденсация водяного пара происходит у самой поверхности Земли, возникает скопление капелек и ледяных кристалликов в виде тумана.

Облачные капельки и кристаллики очень малы, но при охлаждении они увеличиваются настолько, что выпадают из облаков в виде атмосферных осадков: дождь, снег, морось, ледяной дождь, снежные зёрна, снежная крупа, ледяная крупа, град. Содержание жидкой воды в облаках невелико, но количество капелек очень большое. Облака образуются при охлаждении воздуха, которое приближает воздух к состоянию насыщения водяным паром. Когда насыщение достигнуто, то при дальнейшем охлаждении избыток водяного пара сгущается и возникают капельки и кристаллики облаков. Причиной охлаждения является восходящее движение воздуха. При подъёме воздух попадает под меньшее давление, расширяется, и температура его соответственно падает. Поэтому облака возникают при конвекции, либо на границах воздушных масс, где мощные слои тёплого воздуха поднимаются вверх по холодному воздуху.

Существуют методы, с помощью которых удаётся воздействовать на облака, вызывая их искусственное рассеяние, в т.ч. тумана. Для этого в облака вводят вещества. Например. твёрдую углекислоту, под влиянием которых капельки воды и кристаллики льда в облаках быстро растут и выпадают. При этом в зоне воздействия образуется просвет.

20 ноября 1988 г. 

П.С. В первоначальном замысле  это эссе – фрагмент черновика школьного задания: реферат по природоведению (?), которое было вымучено мною совместно с моим племянником-школьником 7-го класса средней школы. С активным участием дедушки, Валентина Михайловича, чьи рукописные записи и сохранились и вошли в эссе «О значении воды», датированным 1986/87 гг. В нём внесены минимальные орфографические изменения!

29 марта 2021 г.

© Валентин Поляков, Юрий Поляков (Горевой) 2021


Рецензии