Метод 2, 2021

Метод 2: "Ты меня не цепляешь"

Первый сезон «Метода» ваша покорная слуга глянула ещё в далёком 2015. В том же году обзавелась романизированным сценарием и прочла его за два дня – настолько меня не отпускал сюжет. Потом были мучительные пять лет: создатели несколько раз крутили стрелочку, обещая продолжение и тут же уходя в отказ. Под конец 2020 «Среда» выкатила-таки несколько премьерных серий, которые мучительно вырождались в эфир аж до 28 марта уже сего года.

Борзописцы-обозреватели после первых серий начали изощряться в красноречии, строчить обличалки и обзывать второй сезон то мертворождённым ребёнком, то нежеланным ребёнком… Штош. Начитавшись таких вот графоманов, а ещё ознакомившись с мнением обычных зрителей, я решила высказаться по поводу «Метода»как следует .

В программе заявлены: спойлеры, мат и сарказм, шутки за 10 и доморощенная ирония. Залётным интеллектуалам и поборникам высокого слога сильно сочувствую. *Ахаха на самом деле нет*

Сперва надлежит сказать следующее. Продюсер Александр Цекало, обожающий задействовать в проектах своей компании собственного братца, разругался с режиссёром первого сезона «Метода» Юрием Быковым, и на его место был приглашён Александр Войтинский. Быков – спец по напряжённым триллерам и социальной драме. Войтинский начинал как рекламный режиссёр и клипмейкер, а потом наварганил эти ваши «Чёрную молнию», «Призрака», «Дед Мороз. Битва магов» и иже с ними. Короче, вы поняли. А Цекало вот не понял, и мы получили то, что получили. 

Тройка сценаристов, клепавшая первый сезон, тоже изменилась. Сначала это были Маловичко, Иванов, Касаткина. Во втором сезоне Касаткину по неизвестной мне причине отправили на мороз и заменили Сергеем Калужановым. Калужанов окончил Литературный институт, работал над сценариями для «Мажора» и «Комиссарши», но что-то всё равно пошло не так.

О сюжете

В этом сезоне нам обещали развитие персонажа Паулины Андреевой, больше трэшовых маньяков, а ещё пообещали наконец-то раскрыть личность великого и ужасного «Ты меня не поймаешь». И вроде бы получилось то, да не то.

Конечно, Господи-Боже, они не смогли обойтись без Родиона Меглина *Константин Хабенский*, который продолжил учить уму-разуму Есеню Стеклову *Паулина Андреева*.
Если кто-то не помнит или не смотрел, то в конце первого сезона Есеня прирезала Меглина, воткнув ему в сердце нож, избавив тем самым от существования в состоянии улыбающегося овоща.

После этого Есеня вышла замуж за своего давнего ёб… полюбовника Женю Осмысловского *Александр Петров*, родила дочку Верочку и продолжает фырчать на папку-прокурора *Виталий Кищенко*. А ещё она постригла карешечку, как и любая сильная-независимая, которая тянется к переменам в жизни.

Есеня ушла из СК, но на самом деле не ушла, так что год спустя важные шишки из Комитета бьют челом: помоги, мол, Есенюшка, только ты можешь выловить страшного-престрашного снайпера, который валит в свадебный день женихов на глазах у честного народа. Ну, ок, Есеня подвязывается под это дело, её подбадривает Софья Зиновьевна *Евгения Симонова* - училка-маньячка в завязке, одна из подопечных Меглина. Мотивация у героев такая: Есеня много времени провела с Меглиным, поэтому она запросто по его методу щас убийцу отыщет.

Однако всё идёт по писе, и на практике выясняется, Есеня могёт-умеет ещё меньше, чем до декрета. Потерпев первую серию, её батя горестно вздохнул и щёлкнул перстами. Тут же приехал чёрный бусик *по-старому – воронок*, и оттуда до-олго выводят, а потом ещё до-ольше ведут к офигевшей Есене хихикающего и дёрганого Меглина в смирительной рубашонке.

Меглин во втором сезоне оказался зеркальным мальчиком, у которого сердце находится справа. Прежде чем втыкать нож ему в грудак, Есене следовало хоть медицинскую карту Меглина глянуть! Суровые представители СК разыграли спектакль с левыми похоронами и пустым гробом, а сами откачивали Меглина, чтобы потом продолжить изучать его аки лабораторную крысу.

Стоит сказать, что полудурочный Меглин, сидящий на жёстких транквилизаторах, соображает лучше Есени-яжематери даже после удара ножом в грудину, двух клинических смертей и одной комы. *И нет – это я сейчас не шутила, это сценаристы внатуре столько дерьма на бедного Родьку навешали.* Короче, Есеня шагу без своего бывшего начальника ступить не может, он то и дело наталкивает её на суть преступления, даже не помогая, а тыкая носом в убийцу. При этом у Меглина не прекращаются глюки, он тут помнит, а там не помнит, у него постоянный тремор и дикие подёргивания, но Есенькин супруг Женя, которого опять играет *и опять плохо* Саша Петров, всё равно демонстративно жену к нему ревнует. Прям вот кипит весь от ревности.

Уже на первом деле Есеня обосралась, выпилив убийцу, который ранее выпилил её коллегу и весьма няшного полицейского из первого сезона Сашу Тихонова *Макар Запорожский*. СК говнится и требует заключение психолога, чтобы Есеньке можно было давать табельное и не опасаться непредвиденных хлопков. Психолога Игоря играет чел, который был женихом в «Горько!» *Егор Корешков*, и я мощно орнула, когда он впервые появился в кадре с печатью интеллектуальной обречённости на лице. Жаль, что Корешков с Яном Цапником не пересеклись в «Методе», хотя и Цапник в этом сезоне поприсутствовал, но о нём позднее.

Короче говоря, Есеня продолжает расследовать серийные убийства, только теперь Меглин ей и помогает, и вымораживает своим психозом. Параллельно зритель становится свидетелем семейной драмы Есени и её супруга, к которым опять прилип неуловимый псих по кличке «Ты меня не поймаешь».

Плюсы

Даже не знаю… Сложна-а их искать, но попробую. 

Несмотря на охренительно плохой сюжет сам сериал склеен недурственно. Конечно, качество в разы хуже, чем у первого сезона, но тот же грим или операторская работа хороши. Во втором сезоне даже больше грима, чем в первом, поскольку через одно попадается дело либо про потрошение, либо про расчленение и прочие криминальные ништяки. И всех этих жертв надо замазать, зарисовать, приклеить им шрамы-лески-скрепки на кожу. Сделано, конечно, достойно, и есть места, когда так и хота блевануть. Например, когда камера пролетает над полом, где внахлёст лежат и разлагаются девочки-подростки с зашитыми ртами и розовыми ленточками, пропущенными под синюшной кожей. Художники по гриму, моё уважение.

Цветопередача тоже неплоха, и сама картинка показана в приглушённых, мрачных, холодных тонах. Правда к финальной серии эти пролётки коптера над дремучими лесами Подмосковья начинают раздражать. Как будто больше показать нечего, кроме как летать над лесами или угробищными панельками. Я лично это всё из окна своей хаты вижу, не хватало мне ещё в телевизоре этого говна.

Местами юмор весьма годен, но исключительно благодаря Хабенскому, Симоновой или Гармашу. То бишь, маститым актёрам. При всей любви к Павлинке Андреевой, предполагаю, что чувство юмора и самоирония у неё атрофировались в угоду каким-то иным качествам, ну а Петров у меня всегда вызывает желание расплакаться, кого бы он ни играл.

Я уже это не раз говорила и повторю: Паулина Андреева – обалденно красивая женщина. А если вы не согласны, то вы либо завидуете, либо дохренительно сильно завидуете. В обоих случаях моё вам презрительное «фи». Нео-нуаровский мрачняк, суровые взгляды, напряжённая музычка и саспенс *которого не было, спасибо сценаристам*, - это её стихия. И я всерьёз расстроилась, что «Среда» не смогла найти драматургов, которые написали бы достойный материал. Павлинка очень органично смотрится хоть в тире с оружием, хоть в спортивной одежде среди леса, пытаясь поймать очередного отморозка. В первом сезоне у неё были душещипательные эпизоды, которые она отыграла с блеском, а в этом...

Приятно, что «Метод» сделал шаг прочь от рафинированных СК-тёлочек, которые нужны только для того, чтобы течь с альфа-самца детектива: Есеня сама способна за себя постоять, она одевается в закрытую удобную одежду, а не ходит с накрашенными губами и сиськами навыворот, как делают многие киноследачки. Но создать многогранную, находчивую бой-бабу, которая и бомжа на скаку остановит, и в горящее СИЗО войдёт – на это наших кинонедоделов, увы, не хватило.

Хабенский нередко *читай – постоянно* вывозил на своём актёрском горбу весь сюжет. Просто потому, что может. И хотя его Меглин во втором сезоне – это, пардоньте, ор выше гор, не могу сказать, что Константин так прям уж ужасен, как об этом строчили в комментариях особо просвещённые фанаты. Ему просто надо было что-то сыграть, он и играл.

Справедливости ради надо добавить, что Шурик Петров очень няшно смотрится с детишками: он действительно органично с ними взаимодействует, держит на ручках, кормит с ложечки, но при этом не вызывает тугую струю блевотины, какая обычно появляется у меня при сахарном сюсюкании. Санчес меня так впечатлил, что даже я, человек с то и дело проскакивающим синдромом гиперопеки, со спокойной душой доверила бы ему своих мелких племянников. На часок. Может быть.

Второй сезон собрал много хороших артистов помимо задействованных ранее: Светлана Устинова, Сергей Гармаш, Егор Корешков, Юлия Хлынина, Никита Тарасов, Марта Тимофеева и тэ дэ.

В защиту откровенно бредового сюжета лишь робко пискну, что всё же кто-то из зрителей сможет найти для себя трогательный эпизод. Кого-то тронет история маньяка-жертвы паскудного отчима, кого-то – девочки-проститутки, которую нашпиговали героином и отправили на панель. Есть шансы на сопереживание. При условии, что вы преодолеете барьер маразма первых двух серий, которые вышли тошными как никогда.

Минусы

Все лавры и зрительский интерес опять попытались всучить Родьке Меглину, а он как ни крути уже не тот. И теперь я очень хорошо понимаю, почему у Хабенского горел пукан, и он несколько раз требовал переписать сценарий. Если честно, прямо сгораю от любопытства – что ж там такого было в предыдущих версиях, раз Константин их забраковал и согласился-таки сняться в том, что вышло по итогу. Весь сериал Меглина то и дело коротит и кумарит на разные весёлые *и не очень* галлюцинации, но он всё равно неведомым образом тычет именно туда, куда до него не смотрела Есеня, а до неё – все местные полицейские. Создаётся впечатление, что региональные опера только и ждали что полуобморочного дважды покойного столичного майора и его напарницу.

А напарница у Меглина настолько тупая, что на середине сезона я даже удивляться перестала. Если Есеня вдруг полезла бы мокрыми руками к оголённым проводам, я бы бровью не повела. Она что только ни делает: оставляет перед Меглиным целую банку транквилизаторов, а потом приходит и удивляется, почему он лежит и пускает слюни, сожрав все таблы; плюёт на свою дочь, а потом ставит под угрозу её и свою жизнь, позволяя мужу-психопату вертеть собой; любезничает с первой попавшейся бабой, у которой разве что на лбу не высвечивается «это я убийца!». Зачастую во время сюжетных ВОЭТОПОВОРОТОВ удивлялась только Есеня. И больше никто.

Мысль создателей второго сезона ясна: если в первом двигателями сюжета были маньяки, а истории Меглина и Есени шли как сопутствующее повествование, то во втором всё наоборот. Сначала драма персонажей, а уже где-то там вдалеке расчленёнка и обгорелые жмурики. Но озвучить мысль – полбеды. Её надо ещё по-нормальному расписать в сценарии. И из-за такой вот творческой импотенции мы получили следующее.

Камео из первых сезонов навроде человека-архива, который всё знает про Меглина, получились невероятно унылыми. Даже возвращение ослеплённого Есеней маньяка «Таксиста» *Ян Цапник* не задалось. На кой было снимать этот «Алькатрас» поселкового масштаба с многочисленными отморозками, если многие из них выпилились уже минут через пять после появления. *Вот как раз как тот самый «Таксист»: собирался-собирался отомстить Меглину, но не сложилось.*

Каждое новое дело оказывалось ещё проще и топорнее предыдущего, угадать убийцу можно было чуть ли не с первого появления оного в кадре, из-за чего любой интерес, саспенс и сопереживание героям катились ко всем херам. Ни натужный драматизм, ни показушные слёзы не в состоянии вывезти дохлый сценарий с непроваренными безвкусными образами, копирующими друг друга. Диалоги хуже некуда, однотипные сюжетные повороты и фантастические в своей угробищности развязки каждого дела, - спонсор моей полыхающей кукухи. Хотя подчеркну, что почти все артисты внатуре старались.

Психолог из СК Игорь, которого сыграл Егор Корешков, оказался «Ты меня не поймаешь». Он эпично выехал верхом на рояле из близлежащих кустов, хотя по той же книге «Ты меня не поймаешь» должен был оказаться Женя Осмысловский, герой Петрова. Да это и логично, чёрт возьми! Но нет...

Истории Игоря aka «Ты меня не поймаешь» посвящена почитай целая серия. Мамка у него умерла, а папка-милиционер пропадал на работе, не успевая сходить с сыном на футбол. В один прекрасный день мальчик замечает батиного коллегу – молодого Меглина. Батя говорит сыну, что Меглин очень крут и делает, что хочет. Игорёк складывает два и два, и решает тоже делать, что хочет. Обманом он заставляет школьного дурачка отравить физрука, трахающего смазливых старшекласниц. Всё это Игорь снял на камеру и гордо показал бате дома.

Отец намёк понял. И отвёз сына на вокзал, где сердечно послал его на все четыре стороны. Вместо того, чтобы закрыть отпрыска дома, или, скажем, откапать в закрытой дурке. Давайте ещё раз: милиционер отпускает своего несовершеннолетнего *если быть точным, четырнадцатилетнего* сына-преступника. Выпихивает из гнезда с вещами, документами и словами: «Fly, Bitch!». Самое хреновое, что у создателей на этот счёт не наблюдается никакой самоиронии или гиперпреувеличения. На серьёзных щах нам втирают историю мальчика, который ходил с папой на футбол, потом обиделся на Меглина не пойми за что и начал проворачивать такие комбинации, что сам Остап Бендер бы от него охерел.

Сашу Петрова выпилили почти под конец, однако дел он наворотить успел. В частности, в этом сезоне Петров опять дребезжал яйцами, что для меня, человека, который его и одетого крайне болезненно воспринимает, стало культурным шоком и поводом раз-другой приложиться к нашатырке. На тот случай, если вам «да апсалютна насрать» на причиндалы Петрова, и смотреть второй сезон вы «ваще не собираетесь», сообщаю, что это 9 серия, 48-я минута. Не осуждаю, все мы люди со своими слабостями, ладно уж.

И да-а, они сделали открытую концовку. Прямо вот так взяли и н-на тебе, паскуда, сиди и думай, правда это или Меглин опять клина поймал. То ли Меглин, Есеня, Верочка и глюк Меглина разбились на машине, то ли уехали в светлое будущее, то ли это всё целиком и полностью глюки Меглина. Ай да Войтинский, ай да молодец! И сценаристам спасибо, удружили.

 Итого

Давайте будем честными, первый сезон «Метода» во многом зашёл благодаря  своеобразной антологии маньяков, на которой и строился сюжет. Практически у каждого злодея был реальный прототип, так что сезон выглядел как своеобразный гайд по маньякам советского и постсоветского пространства. Реальные факты, немного изменённые или приукрашенные сценаристами заведомо более цепляющие, нежели практически полная сценарная отсебятина, в которую превратилось повествование во втором сезоне. Лично я охренела, с какой помпой они просрали то хорошее, что было у «Метода» сначала. Пусть даже многие ходы и типы персонажей скопипи*дили с «Декстера» и «Настоящего детектива», - это был очень неплохой и атмосферный проект.

Если вы оголтелый фанат первого сезона сериала, то второй зайдёт вам с о-очень маленькой долей вероятности. Хотя, великую и ужасную вкусовщину никто не отменял.
P.S.

Если кто-то досмотрел до конца, не кобяньтесь – напишите, что думаете по поводу финала. А то у меня тут казус вышел. Обсуждали мы с другом Вовчиком концовку и в итоге задрались. Разговаривать со мной он начал только ближе к вечеру. Так что, ребята, раз уж будете смотреть эту муть, остерегитесь потом пускаться в прения с родичами или друзьями.

По традиции ссылочка на мой уютненький ЖЖ блог, где есть другие материалы, которые не публикую здесь

https://galka-zheglova.livejournal.com/20879.html


Рецензии