Горечь

Стихотворения Светланы Разуваевой наполнены горечью.

Это может быть горечь восприятия – человека, места, времени. Или расставания – с человеком, местом, временем. Горечь – это то, что обостряет работу души. То, что позволяет ей яснее смотреть по сторонам и заглядывать в саму себя.
Расставание с другим горчит чёрной горечью произнесённого и услышанного, а значит, почти отдающего с его стороны фальшью.
 
Окружающий мир горчит, часто представая в её стихотворениях либо вечером, либо осенью. И то, и другое время – время утончения ума и сердца, время, когда подводятся итоги – на переходе, например, из детства в юность или из юности в зрелость. Прощание с ними исполнено грусти, но отзывается благодарностью. И надеждой, если не на возвращение в детство, то хотя бы на его возрождение – в ком-нибудь другом.

Намечена у Светланы Разуваевой и тема перехода из жизни в жизнь. Не в восточном, но в христианском смысле – в жизнь вечную или в жизнь, присутствие в которой опосредовано воспоминанием, колокольным звоном или пеньем, что сменяется молчаньем.

Вечер, переходящий в ночь, – время смотрения на звёздное небо, под которым человеческие страсти кажутся несущественными и к свету которого устремляется душа. Ночь, равно как и осень, это время, когда на улице холодно, и, значит, нужно согревать её собой.

Осень – время падающих и опавших листьев, образ которых есть эмоциональная кульминация поэзии Светланы Разуваевой. Осенние листья – как задержанное дыхание на грани между жизнью и смертью, они – знак мгновенного острого счастья, охватывающего взглядом большой и красивый природный мир.

Оптика этого взгляда чиста, прозрачна и хрустальна, и омыта не слезами, а только остатками дождя.


Рецензии