Матаня

Матаня, самый распространённый и любимый танец на Орловщине. По своему характеру весёлый энергичный танец. В танце участвуют мужчины и женщины, молодые и пожилые, взрослые и дети. Исполняется он несколькими танцорами и массой людей. Носит импровизационный характер, характер перепляса. Композиционное построение — круговое с солистами в центре. Часто сопровождается частушками.

(Народное творчество Орловской области. - Выпуск 1. - Орёл, 1988. — С. 181).
(Бельский Александр. Орловский энциклопедический словарь, 2009, - С.321).



Матаня
Направление русская народная;кадриль
Истоки русские
Родственные
Ойра-ойра, Татьяна, Акулинка, Во;лузях
См. также
Русская;пляска, Хоровод, Народные;гулянья
Матаня (танец) — пар­ная хо­ро­вод­ная рус­ская;пляс­ка по кругу с ис­пол­не­ни­ем ча­сту­шеч­ных куп­ле­тов под спе­ци­аль­ный на­иг­рыш «Ма­та­ни». Пляс­ка «Ма­та­ня» идёт в круге или по кругу, где ак­ком­па­ни­ру­ю­щий ин­стру­мент (или ин­стру­мен­таль­ная груп­па) может на­хо­дить­ся в цен­тре круга, или вне круга или в кругу вме­сте с по­ю­щи­ми. В мо­мент ис­пол­не­ния куп­ле­та по­ю­щий не пля­шет, со­про­вож­дая ис­пол­не­ние ар­ти­стич­ной же­сти­ку­ля­ци­ей. Осталь­ные участ­ни­ки дей­ствия как бы «эко­но­мят» дви­же­ния, сбе­ре­гая энер­гию к про­иг­ры­шу, где пляс­ка раз­во­ра­чи­ва­ет­ся «от души». Пляс­ка «Ма­та­ня» в ос­нов­ном от­но­сит­ся к Цен­тру и Югу Рос­сии (Бел­го­род­ской, Во­ро­неж­ской, Кур­ской, Ря­зан­ской,  Ор­лов­ской и Там­бов­ской области). Встре­ча­ет­ся и в дру­гих ре­ги­о­нах, на­при­мер, в Мурманске.

Характерные особенности танца
Муж­ские дви­же­ния чаще всего от­ли­ча­ют­ся тем­пе­ра­мен­том (руки над го­ло­вой, при­топ ноги с вы­со­ким под­ни­ма­ни­ем ко­ле­на, неред­кое яв­ле­ние — выход «впри­сяд­ку» на се­ре­ди­ну круга). Жен­ские дви­же­ния ха­рак­те­ри­зу­ют­ся чёт­ки­ми вы­би­ва­ни­я­ми дро­бей но­га­ми. По­ло­же­ние рук ис­пол­ни­тель­ниц может трак­то­вать­ся как про­из­воль­ное с воз­мож­ны­ми ва­ри­ан­та­ми: спо­кой­ные, с малой ам­пли­ту­дой дви­же­ния на уровне пояса, чёт­кая пуль­са­ция ки­стя­ми (либо рас­кры­ты­ми, либо со­бран­ны­ми в ку­лач­ки) в такт вы­би­ва­ния дро­бей, сво­бод­ные «дви­же­ния» рук вдоль кор­пу­са и т.д. Часто, когда со­дер­жа­ние куп­ле­та по­вест­ву­ет о каком-либо кон­фу­зе или если ис­пол­ни­тель дей­стви­тель­но ис­пы­тал кон­фуз, ска­жем, от про­из­не­сён­но­го тек­ста, можно на­блю­дать ти­пич­ную позу, при­чём как у муж­чин, так и у жен­щин: го­ло­ва — с на­кло­ном вниз и неко­то­рым по­во­ро­том в сто­ро­ну, ноги в по­ло­же­нии чуть «впри­сяд­ку», ис­пол­ня­ют либо дроби, либо неспеш­ную «по­хо­доч­ку», вы­пи­сы­ва­ю­щую зиг­за­ги. В про­цес­се вос­при­я­тия им­про­ви­за­ци­он­но­го раз­ви­тия ком­по­зи­ции может воз­ник­нуть ощу­ще­ние, что ис­пол­ни­те­ли — участ­ни­ки тан­цу­ют не друг с дру­гом, не вме­сте, а каж­дый сам по себе: пля­шут, как «ша­ма­нят», вби­вая в землю некое неистов­ство. Очень воз­мож­но, что неко­то­рые дви­же­ния, жесты, ис­пол­ни­тель­ские осо­бен­но­сти дей­стви­тель­но имеют ар­ха­и­че­ский смысл.

(Материал из Википедии).


Рецензии