Моя родина - очерк С. Н. Булгакова

Родина есть священная тайна каждого человека, так же, как и его рождение. Теми же таинственными и неиссследимыми связями, которыми соединяется он чрез лоно матери со своими предками и прикрепляется ко всему человеческому древу, он связан через родину и с материю-землёй и со всем Божием творением. Человек существует в человечестве и природе. И образ его существования даётся в его рождении и родине. Каждый человек имеет свою индивидуальность и в ней неповторим, но равноценен каждой другой, это есть дар Божий. И она включает в себя не только личнокачественное Я, идущее от Бога, но и земную, тварную индивидуальность — родину и предков. И этот комплекс для каждого человека также равноценен, ибо он связан с его индивидуальностью. И как нельзя восхотеть изменить свою индивидуальность, так и своих предков и свою родину. Нужно особое проникновение и, может быть, наиболее трудное и глубокое, чтобы познать самого себя в своей природной индивидуальности, уметь полюбить своё, род и родину, постигнуть в ней самого себя, узнать в ней свой образ Божий. Чем я становлюсь старше, чем более расширяется и углубляется мой жизненный опыт, тем яснее становится для меня значение родины. Там я не только родился в зерне, в самом своём существе, так что вся дальнейшая моя, такая ломаная и сложная жизнь есть только ряд побегов на этом корне. Всё, всё моё — оттуда. И умирая, возвращусь — туда же, одни и те же врата — рождения и смерти. Родина святыня для всякого, и, как таковая, она всегда дорога и прекрасна. И моя родина есть прекрасный дар Божий, благословение и напутствие на всю жизнь.
(1938)

(Булгаков С.Н. Моя родина. - ОГТРК, 1996. — С.11,25).
(Бельский Александр. Орловский энциклопедический словарь, 2009. - С.348-349).


Рецензии