Перестройка, гласность

          Работала я на Севере учителем русского языка и   литературы . Ученики обычные, как и везде в обычных школах. Трудолюбивые и ленивые, порядочные и непорядочные, сильные и слабые, воспитанные и невоспитанные, культурные и некультурные.  Этот список можно продолжать до бесконечности.

            А были ученики просто никакие.  Просто сидели и не учились, и ничего не делали. А что учителю делать? Администрация требует не просто оценки, а ещё   и   накопляемость  оценок.  Ну хотя бы должно быть три оценки,  чтобы выставить балл за четверть.

        Ученики узнают  заранее, что будет диктант или контрольная работа,  и не приходят  в школу. Завуч школы  говорила: 
           -Всё зависит от учителя! Всё! 

               Всё да вот и не всё!  А как же родители? Гены? Среда? Обыватели говорят:


-Школа виновата! Школа! - Учителя не воспитывают детей! И чем они там занимаются? 

           А как же учителя не воспитывают детей? Мы их воспитываем. Конечно, воспитываем. Но первостепенная задача учителя – это знания.  Знания, которые учитель должен вложить в ученика. 

           Вот и приходится учителю тоже «выкручиваться».  Например, как вытянуть хотя бы  тройку из ученика, который всё время молчит? Как?

         Например, по литературе.  Учитель даёт вопросы по этому предмету.  Дети, которые учатся, спокойно на них отвечают.  А которые не учатся, а только ходят в школу и протирают штаны?

            Им учитель задаёт очень лёгкий вопрос:                -  Напишите, что вам понравилось в произведении.
    Ученик, который не прочитал текст, начинает хитрить:

- А мне ничего не понравилось!
          И сидит героем. Всё! С него взятки гладки!
  Ну нет! Хорошо!
        -Тогда,  Вовочка, напиши, что тебе не понравилось,  - парирует учитель.   Повисла   неловкая  пауза. «Умник» задумался. Если, конечно, есть чем думать.             

         - Хотя бы три предложения.  -Ну ладно, одно, - смилостивился учитель.
   Бедный, бедный Вовочка. Ты хотя бы понимаешь, что это ещё труднее?

         И вот как-то шёл урок литературы.  Учитель  задаёт  вопросы, ученики отвечают.  Или ученик задаёт  вопрос,  а ему  отвечает другой ученик. Начинается спор. Спор переходит  в  дискуссию.  И это же здорово, ибо в споре  рождается истина.

 
         И вдруг раздаётся очень громкий голос Вовочки:
       - Перестройка! Гласность!
         Все  ученики  так  и замерли от изумления  И учитель тоже!

            -Вовочка, Вовочка!  - Ты молодец! Молодец!   - Ты хотя бы понимаешь что  такое  перестройка?  А что такое гласность?

  -Дима, ты можешь объяснить, что такое гласность? 
        -Могу,  могу,  - Марья Ивановна. 

Дима начинает объяснять, что такое гласность. Кто- не согласен, начинает спорить и высказывать своё мнение.
Урок забурлил и логически подошёл к концу.
 
    Дети, давайте поведём итог нашего урока:

               - Все, кто участвовал в  дискуссии,  кто работал на уроке, получают  хорошие оценки. Совершенно независимо  оттого, правильный был ответ или нет. - Самое главное, самое главное вы учились  высказывать  и доказывать своё собственное  мнение.

        А жизнь вас рассудит, правы вы были или нет.
           И сегодня я хочу поздравить одного ученика.  Он тоже сегодня получит хорошую оценку. Только за то, что он сказал два важных слова.

                А на следующем уроке, я  надеюсь , он будет активнее.

                -Спасибо вам за урок, ребята!


Рецензии