Стратегический объект

     Когда-то сельская детвора  купалась в достаточно полноводной речке Большая Амелиха, которая протекала по селу Андреевск. Но со временем речка обмелела, и чтобы искупаться, нам приходилось за десять  километров ходить до реки Белая.
     Однажды на очередном сходе граждан члены правления вынесли решение построить пруд. Часть денег выделил Сельский Совет, часть внесли сами жители. Заготовили пиломатериалы, в кузнице выковали скобы и штыри, наняли бульдозер.
     И вот стройка началась! Рёв трактора разносился на многие километры вокруг. Вгрызаясь своим ковшом в дно речки, бульдозер двигал грунт в большой вал.  Из  выхлопной трубы валил чёрный дым, в кабине сидел тракторист в промасленной телогрейке, всё лицо его было чёрным от копоти, блестели лишь глаза и широкая улыбка. Строительством плотины руководил   наш трудовик Куимов Иван Александрович, который стоял напротив бульдозера и  давал указания трактористу, откуда и куда следует грести.
     Вдоль берега выстроилось почти всё население посёлка, наблюдавшее за началом стройки, которую в шутку назвали «стратегическим объектом». Особенно очень радовались мы, дети. Не просто радовались, ликовали! Нам даже не верилось, что наконец-до наша мечта сбудется, отчего переполняло чувство благодарности и  уважения к взрослым, которые всерьёз отнеслись к нашей  проблеме.
     Когда бульдозер закончил своё дело, за работу принялись сельские мужики. Земляной вал они укрепили брёвнами, из толстых досок  соорудили шлюзы. Из оставшихся после стройки материалов  мальчишки сколотили плот.
     Теперь нужно было дождаться, чтобы маловодная речушка заполнила  построенный резервуар. Для нас потянулось время мучительного ожидания. Мы часто бегали  к пруду посмотреть, насколько прибыла вода. Но она, казалось,  прибывать не спешила.  Сначала  появилась небольшая лужица, затем озерцо. Первыми пруд облюбовали гуси и утки, которые громко гогоча и крякая, весело плескались в воде, поднимая со дна ил и глину.
     Наконец, настал момент, когда можно было пустить плот на воду. Радости не было границ! Отталкиваясь  шестом,  ребята  катались от одного берега к другому.  Я приволокла из дома большое корыто, в котором мама стирала бельё. Балансируя, чтобы не опрокинуться,  я воображала, будто плыву по морю-океану, среди высоких волн, навстречу морскому ветру, а вокруг меня плавают дельфины, а не гуси и утки. Замечтавшись, я потеряла бдительность, и моё «судно», потерпев «кораблекрушение», пошло ко дну, откуда пришлось его извлекать и тащить на берег.
     К запруде часто приходили взрослые и с умилением смотрели на нас, им было забавно наблюдать, как дети плавали кто в тазиках, кто в  корытах.   Улицы посёлка на всё лето осиротели. 
     Правда, у плотины был один недостаток. На её левом  берегу  находился высокий овраг, откуда постоянно отваливались большие куски дёрна и земли, всё это попадало в воду. Да и мы, как лягушата,  поднимали  со дна тину, отчего вода в пруду была коричневого цвета. Но нас это не особо смущало.
     Спустя некоторое время, вода поднялась настолько, что ребята  могли свободно нырять с плота. Однажды мы с подружками решили провести соревнование. Нужно было суметь нырнуть под плот, а с другой его стороны вынырнуть.  Первой нырять вызвалась Ольга Куимова. Она нырнула, и мы стали ждать, когда Ольга вынырнет.  Но прошла минута, другая, а её всё не было. И тут в щели, между досками,  всплыли её белокурые волосы! Напугавшись не на шутку, мы быстро при помощи шеста передвинули плот на несколько метров. Ольга уже изрядно нахлебалась воды. Так, казалось бы, безобидный случай мог обернуться большой трагедией.
     Между тем, лето заканчивалось. Заметно похолодало. С Белков по утрам спускался густой туман. По забокам кусты приобрели бордово-жёлтые оттенки. В небе всё чаще можно было видеть клинья журавлей, которые с жалобным курлыканьем покидали родные края. Мы начали готовиться к школе.
     У меня были   длинные густые волосы,  которые  мама  каждое утро заплетала  в две  косички.  Но однажды присмотревшись, она обнаружила  в моей голове целые полчища вшей! Купания в грязной воде дали свои плоды. Сокрушаясь, она позвала отца:
     - Ты только погляди, до школы осталось несколько дней, а у неё в волосах целый зверинец!
     Папа предложил мне обрезать волосы. Я со слезами на глазах стала умолять этого не делать. Тогда мама нашла другой выход. Разбив градусник, она вылила себе на ладошку серебряный шарик ртути и втёрла его мне в голову, через полчаса  помыла её хозяйственным мылом.  После проделанной процедуры -  вшей не стало. Узнав об этом, местный фельдшер, Варвара Дмитриевна, сильно возмущалась:
     - Да что же вы творите, Ольга Фёдоровна! Разве не знаете, что ртуть – очень сильный яд?! Могли бы просто угробить своего ребёнка!
     Но лично я была счастлива. Ведь мои косы остались целыми и невредимыми!
     Вскоре наступила зима. Во второй половине октября уже выпал снег, речка покрылась первым ледком. У нас появились новые забавы. В кузнице мне папа  выковал коньки, которые крепились к валенкам сыромятными шнурками. Мы с ребятами поднимались вверх по течению реки, а затем с гиком, наперегонки мчались вниз по тонкому льду, который  под нами трещал и гнулся.  Докатившись до пруда, возвращались назад.  И так по нескольку раз в день.  Когда лёд стал толще, на плотине устраивались различные игры и гонки на коньках.
     С того времени прошло много лет. Судьбы наши сложились по-разному. Но до сих пор при встрече мы с теплом и любовью вспоминаем тот «стратегический объект».  А поступок наших родителей послужил для нас примером на всю жизнь.




Фото из и-нета.
    

    


Рецензии
Надежда, очень понравился рассказ! Умеешь ты отобразить события так, что явственно представляешь и происходившее тогда и детские эмоции, настрой взрослых и вообще "дыхание" той, советской эпохи.

Сергей Шибаев   12.03.2023 16:18     Заявить о нарушении
Сергей, спасибо большое за отклик! Действительно, когда возвращаешься во времена своего детства, испытываешь неподдельное, искреннее счастье. Поэтому я очень рада, что мой рассказ вызвал у тебя эти эмоции.

Надежда Рукина   22.03.2023 08:19   Заявить о нарушении