91. Песнь на день субботний

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. При пропускании псалмов через душу многое становится ясным. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

В иудейской традиции считается, что 91 псалом был сложен ещё Адамом в самый первый Шаббат Вселенной, и был дополнен Моисеем после того, как Господь даровал Израилю законы о субботнем покое. Для иудеев Моисей – «Моше Рабейну», то есть «наш учитель», проникнувший в высшие духовные сферы до уровня «прямого общения» с Творцом.

"Песнь на день субботний.
Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний,
возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,
на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях."

«Возвещать утром милость Твою, и верность Твою – ночью» – еврейский текст везде говорит о верности Творца, тогда как в синодальном тексте предпочитают возвещать о истине Его. Это не столь существенно, однако со свойством верности более связаны именно милости Его, и в этом истина, ибо абстрактной, отвлечённой истины и не существует.

Вечный Бог милостив и абсолютно Себе верен, и нам приятно возвещать милость Его утром, когда проявляется и действует свет. Образ действия света передаёт суть действия Творца на творение. В ночи, то есть в период скрытия Бога и отсутствия Его света, следует возвещать Его верность – это целеполагание и упование, не позволяющие уклониться от пути к Нему. 

В любом случае мы слышим призыв и ободрение в прославлении Бога. Прославление Господа – это не обязанность или долг. Прославление – это душевное побуждение, которое имеет высокое духовное значение – выход на благоговение, ощущение величия Творца, а это самый прямой и действенный мотив возлюбить «Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим», – что есть наипервейшая заповедь и главная молитва!

Хорошо благодарить за полученные милости, надеясь заработать будущие милости. Это приятно, милость даёт поддержку веры и надежды, ободрение для любви и послушания.

Но Бог даёт не только милость, но и боль истины, которая не только не приносит мирского удовольствия, но и несёт страдание. Только благоговение с полным доверием Творцу оставляют человека в любви и оправдывают любые действия Всевышнего, совершающего всё во благо. Во благо, даже если мы на своём убогом уровне считаем это злом.

"Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих.
Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!
Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того."

Только вспоминай обо всём, что Он сделал, – и сердце наполняется радостью, душа – восхищением. Великолепные, сложные замыслы Бога, дела Его, которые преисполнены великих последствий и важности, превыше всей земной мудрости! Мы не можем целиком постичь величие дел Божьих, не имея возможности их измерить и своим разумением охватить, но можем с благоговением восхищаться ими.

Несмысленные,  невнимательные к действиям Господа, к делам рук Его, не понимают значения их, и не стараются познать их, не ведают благого замысла Творца. Когда речь заходит о восприятии божественной реальности, «о сём надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14).

"Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть навеки, –
Ты, Господи, высок вовеки!"

Духовные законы предполагают исчезновение нечестивых. Может показаться, что они процветают, но их успех недолговечен, как трава. Господь же есть Всевышний, и нет выше Его. Возвещая это, псалмопевец воздаёт почести Божьей святости и справедливости.
Святость и справедливость есть авторитет Бога в умах и чувствах уповающих на Него, это побуждает воздавая отдавать хотя бы энергию высоких чувств, которую мы получаем от Него. Такой «круговорот» даёт ощущение действия духа и создаёт благоприятные условия исправления.

"Ибо вот, враги Твои, Господи, – вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие;
а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащён свежим елеем;"

В Писаниях «рог» многократно употребляется как в значении славы: «вознесёт рог людей Своих», «и рог его вознесётся в славе», так и в значении силы: «защититель мой, и рог спасения моего». «Рог» на арамейском означает также «важность».
Бог возвышает рог праведного, как рог единорога, то есть даёт силу и почёт.
А «единороги» связаны с попытками перевести с древнееврейского слово «реем». О том, кто был этот «реем», много споров, и говорится, что это был некий неизвестный ныне вид быка. Во Второзаконии единорог упоминается в благословении Моисея народу Израиля: «крепость его как первородного тельца».
Исследование о единороге провёл святой Василий Великий: «Ибо единорог, как знаем из Иова, есть животное, по силе неодолимое, людям не покоряющееся».
А святой Афанасий Великий, углубляясь в религиозный смысл этого образа, считает: «Единороги суть святые пророки и патриархи, а сыны их – святые Апостолы: потому что в едином Боге имели рог и силу».

Всё, что сказано в Писании, можно понимать прямо, как физические действия, или понимать в его внутреннем, духовном и истинном смысле. Без сомнения, образы рога и умащения елеем несут духовное значение.
Вознесение рога означает возвышение свойства отдачи над свойством получения.
Слова: «…я умащён свежим елеем» означают либо помазание на служение, когда человек становится на уровень, необходимый для служения Творцу, либо такое духовное наполнение, которое обновляет и оживляет в трудные времена, в критические моменты для помощи.  И это – благодать, которая уже есть помазание Святого Духа. Такое помазание вызывает на человека высший свет, символом которого в нашем мире выступает елей.
В библейские времена процедуру помазания на служение осуществлял пророк, он мог со своей духовной ступени притянуть, вытащить человека на духовную ступень служения Творцу.
Общая же суть помазания – «облучение» высшим светом, который и делает человека «помазанником Божьим» – вовлечённым в служение, или привлечённым к Богу по Его благоволению.

"и око моё смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях."

Псалмопевец учит, как и чем вызывается такое благоволение, это – направленность взгляда «Твои враги – мои враги» и его определённость, свидетельствующая о достижении подобия своих духовных свойств высшим свойствам.

Всё новое есть хорошо забытое старое. Как раньше восставали злодеи, так и сейчас делающие беззаконие объединяются, выступая против Христа и, значит, Самого Творца, нашего Отца. Но враги погибнут, а беззаконники рассыплются по мере действия духовных законов. Как говорит халдейский перевод, «будут отделены от собрания праведных».

"Праведник цветёт, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.
Насаждённые в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего;
они и в старости плодовиты, сочны и свежи,
чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нём."

«Чтобы возвещать, что справедлив Господь, крепость моя, и нет в Нём несправедливости» – звучит в прямом переводе еврейского текста.
Пальма символизирует красоту и плодородие, а кедр – мощь и долголетие. Обратим внимание, где «посажены» праведные: «в доме Господнем». То есть, насаждения праведности не растут самопроизвольно, сами по себе – они «цветут во дворах Бога», благодаря Его благодати, Его слову и Его Духу они получают живительный сок и добродетель, которая поддерживает их жизнь и делает плодовитыми. Говоря прямо, они живут в ежедневном общении с Господом, черпая силы и уверенность в Нём.
Они укореняются в духовных свойствах и принципах, живут ими, и приносят свои плоды Божьей славе.

Это результаты как освящения, так и посвящённости, и то и другое – то Духа. Добрые дела, которыми Бог прославляется, а другие назидаются – и это плоды праведности, и то, что праведные имеют изобилие благодати, – всё от веры, от общения «в доме Господнем» и «во дворах Бога».
Верующие в Господа вначале становятся сопричастниками божественной природы, и далее, согласно обетованию и по милости Его, эта божественная природа поддерживается и совершенствуется – до достижения подобия высшим духовным свойствам Самого Творца.


Рецензии