Великие люди от Авраама до Хокинга 8

Семнадцатый век


Испанский драматург Педро Кальдерон пишет, как светские, так и религиозные пьесы. Это, в частности, комедии с запутанной и увлекательной любовной интригой, драмы чести и философские драмы. Удивительно жанровое богатство драматургии испанского Шекспира!

Игра в любовь опасна, ибо может зажечь настоящую любовь. Об этом говорит в своих пьесах Кальдерон.

На пьесы Педро Кальдерона обратил внимание немецкий классик Иоганн Вольфганг Гёте, а переводил их на русский язык Вильгельм Кюхельбекер.

Обладая безупречным мастерством и убедительностью психологического портрета, испанский художник Диего Веласкес был обласкан судьбой еще при жизни. И сегодня он пользуется всеобщим признанием.

Веласкес – непреходящая слава Испании.

Пока английский король Карл I вел словесные баталии с парламентом, его жена Генриетта-Мария (сестра Людовика XIV) делила походную жизнь с войском, проводя дни и ночи под открытым небом. Она употребляла грубую солдатскую пищу и, садясь на лошадь, возглавляла отряд. Немало трагических минут, грозящих опасностью, выпало на ее долю. Какое мужество нужно было проявить, чтобы спасти новорожденного ребенка, да и себя, выбираясь из окружения! Не всякой женщине выпадает столько страданий, сколько пережила венценосная особа и ее дети. Мужа Карла I казнили по приговору парламента, саму же ее отравили лечащие врачи.

Рассказывая о похождениях молодого повесы, французский писатель Шарль Сорель нарисовал образ симпатичного и по-своему талантливого пройдохи. Любопытно, что роман сатирика вышел в свет за 100 лет до рождения знаменитого авантюриста Джованни Казановы! Литература часто опережает жизнь.

Испанский философ Бальтасар Грасиан – проповедник благонравия.

Грасиан мыслит нравственными категориями. Его «Карманный оракул» – это зеркало, в котором можно увидеть себя и понять, как стать добродетельным человеком.

В операх итальянского композитора Франческо Кавалли сквозь холод первозданности ренессансной музыки пробивается ручеек душевной теплоты барокко.

Музыкальный новатор Кавалли обладает энергичным, деятельным характером в создании новой оперы – таким же, каким отличались оперные реформаторы Глюк и Вагнер. Кавалли делает оперу оперой: вводит в нее итальянское bel canto.

Оперное искусство знает трех великих реформаторов: Франческо Кавалли, Виллибальда Глюка, Рихарда Вагнера. Кавалли включает в оперу арию, Глюк – вводит драматическое действие, Вагнер – наполняет симфоническим звучанием.

В трагедиях французского драматурга Пьера Корнеля рыцари чести и благородства вступают в поединок с жестоким роком. Корнель по праву считается отцом французской трагедии.

Живопись Рембрандта имеет мощное национальное и общечеловеческое звучание. Голландский художник – гений шекспировского масштаба.

На полотнах Рембрандта происходит борьба света и тени, вступают в конфликт правда и красота.

Судьба швыряла Рембрандта от славы и богатства к нищете и людскому презрению. Однако его художественный гений продолжал совершенствоваться.

Рембрандт то дружил с судьбой, то был на ножах с ней. Но всегда любил себя: художник написал более 80 автопортретов!

У Рембрандта в конце жизни возникли финансовые трудности: за четыре года до смерти его объявили банкротом. Имела место и неприглядная история, когда портретист, срочно нуждаясь в деньгах, продал надгробие своей жены Саскии ван Уиленбург, забыв, что она принесла ему в виде приданого богатое поместье, ввела в высший свет, родила четверых детей. После такого поступка личность Рембрандта уже не кажется нам столь замечательной.

Слепой видит мир духовными очами, как один из величайших английских поэтов Джон Мильтон. По воле судьбы он выступает связующим звеном между Шекспиром и Байроном.

Мильтон – Самсон в английской поэзии!

Мильтон заключает прозу жизни в золотую религиозно-мифологическую рамку.

Мильтон – поэт вселенских аллегорий, однако его поэтический дар, словно плуг, врезается в необработанную пашню жизни!

Французский моралист Франсуа де Ларошфуко – герцог афоризма.

Афоризмы Ларошфуко – это блестящие мысли в золотой оправе слов.

Ларошфуко – аристократ с иронической улыбкой на устах!

Ларошфуко находится во враждебных отношениях с кардиналом Ришелье. Писатель блестяще владеет шпагой морали, царедворец – орудием политики.

Французский поэт и философ Сирано де Бержерак Савиньен обладает острым, изощренным умом писателя-иллюзиониста.

Рассказывая о жизни на Луне, Бержерак изображает фантастическую картину-утопию, преломленную через призму самых разнообразных идей: физических, технических, биологических, социальных, философских, религиозных. Да и земную жизнь он ставит с ног на голову.

Гвардеец Сирано де Бержерак, автор любовных посланий, множества язвительных эпиграмм, направленных против «сильных мира сего», фантастического романа, в котором предугадал гениальные изобретения последующих веков, был найден сраженным шпагой в Булонском лесу. Кончина трагическая и, вместе с тем, неизбежная. Не мог почить в постели от старости пылкий любовник, человек чести и долга, правдолюбец и бретер! Это было бы слишком скучно и банально!

Протопоп Аввакум Петров взвалил на себя тяжкий крест мученика, радеющего за чистоту православной веры. Написанное священником «Житие протопопа Аввакума» дает все основания считать его родоначальником русской классической литературы.

Аввакум Петров – отец русской исповедальной прозы.

Обратимся к историческим фактам. Джордано Бруно за передовые убеждения был сожжен на костре в 1600 году, протопоп Аввакум за приверженность к старой вере – в 1682 году. Европа и Россия смотрели в разные стороны, но поступали одинаково!

Французский баснописец Жан де Лафонтен – веселый мудрец или мудрый весельчак.

Лафонтен – писатель умного легкомыслия.

Лафонтен мыслит парадоксально: соединяет несоединимое.

Лафонтен замечает в малом большое, в большом – малое.

Басни Лафонтена – это синтез нравственного Эзопа, фривольного Апулея и циничного Боккаччо.

Театр Мольера представляет собой уникальную коллекцию характеров и нравов французского общества XVII века.

Едкая сатира Мольера срывает покровы с мнимой благопристойности и фальшивой вежливости.

Мольер, как и всякий великий комедиограф, смеется сквозь слезы.

Мольер в комедиях не смешон, а трагикомичен.

После премьеры «Мнимого больного» Мольер, выступавший в ней в качестве главного действующего лица, внезапно умер. Жестокая месть судьбы!

Французский математик, физик, изобретатель, писатель, философ Блез Паскаль очерчивает вселенную циркулем разума и проникает в ее глубины духовным взором.

Паскаль верит и не верит в Бога: принимает Отца Небесного сердцем и отвергает разумом. «Именно сердце чувствует Бога, а не разум – вот что такое вера», - пишет французский монах.

Паскаль советует придерживаться философии середины, годной для повседневной жизни, однако он, как ученый и как религиозный мыслитель понимает, что кроме Земли существует и бесконечная вселенная.

В детские годы Паскаль был чудо-ребенком. С десяти лет он начал делать открытия в математике, геометрии, физике, а вскоре прославился, как авторитетный ученый-изобретатель. Его счетная машина стала прообразом компьютеров, а математические труды опережали развитие науки на 100-150 лет.
После одного случая, который мог закончиться трагически для 31-летнего Паскаля, он осознал тщетность земных усилий человека и ушел в монастырь, где начал писать философские и теологические сочинения.
Правда, до этого Паскаль испытал восторги любви. Биографы не знают, кто являлся предметом его обожания, и было ли это чувство взаимным. Свои счастливые и горькие впечатления он описал в трактате «Рассуждение о любовной страсти», в котором находим глубокий по смыслу фрагмент: «…Любовь и разум есть… одна и та же вещь… Разум – это глаза любви». И далее он пишет: «В великой душе всё велико… чистота души порождает чистоту страсти: вот почему великая и чистая душа любит пылко и отчётливо видит то, что она любит». Иными словами, в нравственной системе Паскаля нет места плотской страсти.
Паскаль скончался в 39 лет.

Отчаявшись найти общий язык с мужчинами, женщина обращает взор к животным: лошадям, собакам, кошкам, мышам, крысам и даже змеям, в которых находит естественность, а не притворство. «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак», – говорила французская писательница мадам де Севинье.

Французский писатель Шарль Перро завоевывает всенародную любовь сказками о красивых принцах и принцессах. Интересна история их появления.
Сказки, обыкновенно приписываемые братьям Гримм, на самом деле были сочинены Шарлем Перро почти за 200 лет до немецких писателей. Однако самым первым источником надо считать итальянского сказочника Джамбаттиста Базиле. Именно им написаны «Спящая красавица», «Золушка», «Кот в сапогах». Как видим, одни и те же сказочные образы преломлялись по-своему в Италии, Франции, Германии.

Религиозный и церковный деятель Симеон Полоцкий – богослов, поэт, писатель, драматург, переводчик, педагог и… царский угодник.

Фанатическая преданность старой вере боярыни Морозовой привела к такому стечению обстоятельств, что ее знатный и богатый род перестал существовать: муж умер, поместья отняли, братьев казнили, единственный горячо любимый сын скончался в детстве, когда же Феодосию Прокопьевну сослали в Печерский монастырь, ее заморили голодом в холодной яме. Величие и стойкость духа не всегда благоразумны!

Английский либеральный философ Джон Локк – идейный предшественник буржуазной демократии.

Локк составляет моральный кодекс английского джентльмена.

Философская триада Локка такова: опыт, знание, дух. Его взгляды на педагогику опираются на универсальную формулу: в здоровом теле – здоровый дух.

Воззрения Локка на общество представляют собой демократический кодекс, взятый отцами-основателями Соединенных Штатов Америки в качестве образца для созидания нового общества.

Голландский художник Ян Вермеер – непревзойденный бытописатель.

Вермеер показывает будничную жизнь людей.

Нидерландский философ-рационалист Бенедикт Спиноза признавал законы природы, при всем этом он оставался верующим человеком. По мнению Спинозы, Бог находится внутри природы. Церковники преследовали философа за атеизм, запрещали его книги, он же говорил о созерцании Бога, об интеллектуальной любви к Богу.

Для Бенедикта Спинозы Бог – природа, для Альберта Эйнштейна Бог – высший разум, существование которого не исключено во вселенной.

При короле-солнце Людовике XIV живет и творит «король музыки» Жан-Батист Люлли.

Купаясь в солнечных лучах Людовика XIV, Люлли создает музыку света, красоты, изящества и наслаждения.

Нежные скрипки Люлли уносят слушателей в райские кущи.

Люлли отличается сладострастием в жизни и сладкозвучием в музыке.

Для Люлли всевластный, всепоглощающий бог – любовь!

В музыкальных идиллиях Люлли пастухи танцуют с королевской галантностью, а короли – с пастушеской непринужденностью.

Для французской писательницы Мари Мадлен де Лафайет высшей добродетелью женщины является супружеская верность.

Большой резонанс в свете вызвал роман Лафайет «Принцесса Клевская», в котором нашлось место афоризмам в духе Франсуа Ларошфуко. Взаимоотношения между писательницей и герцогом остаются до сих пор не проясненными.

Прав французский поэт, писатель и теоретик классицизма Никола Буало, утверждавший, что для создания великого произведения нужен ясный разум. Для него прекрасное тождественно разумному. Этот принцип игнорируют современные авангардисты.

В творчестве немецкого композитора Дитриха Букстехуде орган превращается в короля инструментов.

Дитрих Букстехуде в органной музыке – скромный рассказчик библейских легенд, Иоганн Себастьян Бах – вдохновенный проповедник Святого Писания.

В органной музыке Букстехуде по-домашнему, по-отцовски красноречив, Бах – по-евангельски возвышен и одухотворен.

Букстехуде служит народу, Бах – Всевышнему.

Букстехуде – первостепенный талант, Бах – величайший гений.

Женщины привлекают внимание мужчин еще и тем, что не спешат поделиться своими мыслями и чувствами, они сдержанны и загадочны. Как-то кардинал Мазарини сказал о юном Людовике XIV: «Он будет великим королем: он никогда не говорит то, что думает». Видимо, «король-солнце» прошел хорошую женскую школу смолоду!

Надо понимать сладострастного монарха Людовика XIV, всегда имевшего для любовных утех десятки, а то и сотни женщин. Его можно сравнить с искателем жемчуга, то и дело ныряющего в морскую пучину с надеждой отыскать самую большую и самую красивую жемчужину. Не была ли для него такой жемчужиной госпожа Лавальер?

В жилах двух самых великих правителей Франции – короля Людовика XIV и императора Наполеона I текла итальянская кровь. В них присутствовал древнеримский дух и латинская воинственность.

Французский драматург Жан-Батист Расин – абсолютный монарх в театре, как Людовик XIV – в государстве. Герои его трагедий – не живые люди, а фигуры, расставленные по своему достоинству и рангу, подобно дворцовым слугам короля.

Гениальный английский ученый Исаак Ньютон заложил основы современной науки.

Ньютон разговаривал на «ты» с вселенной и на «вы» с Богом.

Как известно, Иоганн Кеплер наряду с астрономией занимался астрологией, а Исаак Ньютон наряду с физикой – алхимией. Эти великие ученые искали присутствия Бога в природе.

Эпохальные открытия Исаака Ньютона, Чарлза Дарвина, Альберта Эйнштейна были сделаны до 30-летнего возраста! Из этого следует, что временем надо дорожить смолоду!

Если французский композитор Жан-Батист Люлли запечатлел Францию любовных томлений, то его соотечественник Марк-Антуан Шарпантье – Францию великих свершений. Эпоху любви сменила эпоха подвигов.

Музыка призывных труб и рогов, танцев и пения, радости, веселья, развлечений – все это инструментальное творчество Генриха Игнаца Франца фон Бибера – придворного композитора и скрипача Зальцбурга, одного из предшественников отца Моцарта – Леопольда.

Французский просветитель и моралист Жан Лабрюйер обладал острым, критическим умом, обозревающим все слои парижского общества.

Афоризмы Лабрюйера – это всевозможные сценки из жизни парижан.

Лабрюйер – врачеватель нравов. С этой целью он собрал 1120 образцов человеческих характеров, с которыми сверял свои жизненные наблюдения.

По мнению немецкого философа и ученого Готфрида Вильгельма Лейбница, единство и гармония мира предопределены Божьей Волей.

«Все к лучшему в этом лучшем из миров», - говорил Лейбниц.

Лейбниц – один из самых универсальных гениев в истории культуры. Он выступал как философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед.

Лейбниц родился в высоко интеллектуальной семье. Его отец был профессором Лейпцигского университета, мать – дочерью доктора юриспруденции. Каково дерево, таковы и плоды.

Английский композитор Джон Блоу – учитель великого Генри Пёрселла. Их музыка отличается одна от другой, как холодный океан от теплого Гольфстрима.

Выдающийся итальянский скрипач и композитор Арканджело Корелли двуедин: он – нежный ангел и суровый архангел!

Музыка Корелли воплощает душевную красоту и благородство человека.

Музыка Корелли – скорбная или энергичная, но всегда одухотворенная.

Наследниками Арканджело Корелли выступают ангельский Антонио Вивальди и дьявольский Джузеппе Тартини.


Рецензии