Старопокровская церковь на улице Греческой

В то время как молодой город Ейск только начинал приобретать свои будущие очертания, на улице Греческой (ул. Калинина) появилась первая городская церковь. Она располагалась на площади между улицами Нахичеванской (ул. Победы) и Таганрогской (ул. Свердлова). В 1880 году ейский историограф священник Тимофей Стефанов писал: «Первым памятником религиозного чувства жителей города Ейска был молитвенный дом во имя Покрова Пресвятой Богородицы».

Покровская церковь – первый храм Ейска

В 2007 году была издана небольшая книжка-альбом, «Храмы города Ейска», её автор - известный ейский краевед Н.В. Бельцев. В ней собраны интересные сведения об утраченных ейских храмах, в том числе и о самом первом, Покровском. План этого здания был подписан Начальником Портового города Ейска князем А.С. Голицыным и городским архитектором И.А. Жуковским, на нём имелась также резолюция преосвященного Иеремии, епископа Кавказского и Черноморского, благословляющая постройку храма.
 
Уже в 1850 году в новой церкви совершались службы и проводились все религиозные обряды. По свидетельству современников, первый храм далеко не отличался красотой, но ейчане, во главе со своим градоначальником, князем Голицыным, очень им гордились. Из письма Начальника портового города Ейска А.С. Голицына исправляющему должность Наказного атамана Черноморского войска генералу Рашпилю Григорию Антоновичу:  «Особенно приятным долгом считаю известить Ваше превосходительство, что благодаря Всевышнему, временная церковь приведена вчерне к окончанию и что в торжественный праздник, день Рождества Христова, в оной имело быть совершено служение, то есть вечерня, заутреня и благодарственный молебен, в сей день обыкновенно отправляемый. В сей же день совершено было и водружение Креста на главе церкви с особенной к тому духовной церемонией. Я не могу описать вам истинной христианской радости, которая произведена была сим неожиданным для всех городских жителей духовным служением. Кажется, никто не оставался в домах своих. Звук колокола, огласивший в первый раз доселе пустынное место, двинул всех по какому-то мановению к одной точке». Это письмо, во-первых, свидетельствует о том, что ейский градоначальник князь Александр Сергеевич Голицын обладал несомненным литературным даром, а во-вторых, что сооружённая церковь способствовала единению ейского населения, которое было тогда весьма разнообразным по своему составу. Первыми священнослужителями нового храма были: священник Павел Ярошевич, дьяконы – Тимофей Колесников и Никита Беляков, а также дьячки – Анатолий Миловидов и Василий Польский. В справочнике «Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843-1920 гг.)», изданном в Ставрополе в 2012 году, есть такие сведения о Старопокровской церкви города Ейска: «Построена в 1850 г. тщанием прихожан. Здание деревянное на каменном фундаменте. Колокола укреплены на деревянных столбах. В 1876 г. на средства прихожан построена одноглавая колокольня. В 1876 г. - освящена. В 1886 г. ейский городской голова, купец Наум Стефанович Чага выдал из городских средств более 8 тыс. рублей на достройку церкви. В 1900 г. начато строительство новой церкви, законченное к декабрю 1907 г. В связи с постройкой Новопокровской церкви в 1891 г., стала называться Старопокровской».
 
Старопокровская церковь Ейска и Красный собор Екатеринодара

В 1907 году Ейск обрёл прекрасную каменную церковь, не похожую на её скромную деревянную предшественницу. Располагалась она на той же площади, но теперь к этой новой Старопокровской церкви вела мощёная дорога от самого порта. Остатки этой булыжной мостовой и сегодня ещё можно увидеть на улице Калинина, там, где она разделяется площадью на две стороны. Пятиглавая кирпичная церковь, крытая железом, была очень похожа на Екатерининский Семипрестольный Собор в Екатеринодаре, который был сооружён по проекту архитектора Ивана Клементьевича Мальгерба (1862-1938). В работе кандидата исторических наук Виталия Вячеславовича Бондаря «Екатеринодарский Семипрестольный собор Святой Екатерины – памятник архитектуры византийского стиля» подробно освещена история создания этого храма, а также биография архитектора И.К. Мальгерба. Постройка была начата в 1900 году, а главный придел этого храма был торжественно освящён епископом Ейским Иоанном лишь 23 марта 1914 года. Он был пятиглавым, сложен из красного кирпича, поэтому назывался также «Красный собор». В.В. Бондарь сделал предположение, что Старопокровская церковь в Ейске была построена с использованием архитекторского проекта И.К. Мальгерба. Можно заметить, что совпадает даже год начала строительства этих сооружений. Сравнивая фотографии обоих храмов, можно увидеть их большое внешнее сходство. К счастью, Екатерининский собор и сегодня украшает Краснодар, а вот Старопокровской церкви в Ейске давно уже не существует.

Внутреннее убранство Старопокровской церкви

Этот ейский храм был замечателен не только своим внешним видом, но и  внутренним убранством. В январе 1923 года была составлена опись всего имущества Старопокровской церкви для передачи его группе верующих православных христиан, состоящей из прихожан этой церкви. Этот документ составили настоятель церкви Трофим Сосько и церковный староста Иван Сухоставцев. Согласно их описи, в алтаре находились иконы: Моление о чаше, Иверской Божьей Матери, Введение во храм, Святителя Николая, Царь Славы, Деисус. Имелись богослужебные предметы из серебра: Ковчег-дарохранительница, Дароносица, Дискос, Звездица, чаши, кресты напрестольные, Евангелия с серебряными украшениями. Иконостас Старопокровской церкви был деревянным, состоял из 14 икон разных святителей большого размера и 17 икон малого размера. В напольных больших киотах стояли иконы: Серафима Саровского, Николая Чудотворца, Спасителя в деревянном киоте, Спасителя на полотне, Святых мучеников Фрола и Лавра на дереве, Печерской Божьей Матери, Деисус в черном киоте, Архистратига Михаила, Святых Кирилла и Мефодия, Великомученика Пантелеимона, Святого Гермогена, Святого благоверного князя Александра Невского, Святого Иосафа, Святых Никанора, Варфоломея и Панкратия, Святой мученицы Параскевы, Святых Марии Египетской и Ефросиньи, Голгофа, Боголюбской Божьей Матери, Покрова Божьей Матери. На стенах церкви размещались: 20 икон разных святителей средних размеров и 22 иконы малых размеров. Колокольня стояла отдельно, на трёх каменных столбах, на ней находились: колокол большой -1, колокол часовой – 1, разных колоколов – 5. В описи также были перечислены все предметы церковной утвари и мебели, вплоть до табуретки.

Священнослужители и церковнослужители Старопокровского храма

В Старопокровской церкви служили в разное время священнослужители: священники - Даниил Залесский, Василий Смирнов, Александр Веселов, Иоанн Назаренко, Николай Кондратов, Трофим Сосько; дьяконы – Василий Польский, Константин Заборовский. Священник Василий Смирнов служил в этой церкви с 1881 года, женой его была Екатерина Ивановна, дочь купца 2-й гильдии Ивана Сергеевича Карлашова. В 1893 году Василий Гаврилович Смирнов, оставшись вдовцом, умирает от холеры. Священник Александр Веселов служил в Старопокровской церкви ещё в начале 1900-х годов. В мае 1900 года у Александра Васильевича Веселова и его жены Александры Павловны родилась дочь Таисья. Её крёстными родителями были: дворянин Константин Целестинович Заборовский и дочь дьякона девица Анастасия Константиновна Рязанова. Из Кубанских календарей за 1900 годы известно, что священник Александр Веселов преподавал также Закон Божий в учебных заведениях города Ейска. Это были: Ейское 3-е мужское училище, Ейское начальное смешанное (училище) на Косе, Ейское 5-е мужское училище, Ейское 8-е  училище. По информации ейского краеведа Олега Викторовича Гальченко и согласно списку прихожан Старопокровской церкви за 1926 год, в семье А.В. Веселова, по адресу ул. Греческая, № 39, жила его сестра, Мария Васильевна Краснова, с тремя дочерями. Она была вдовой священника Троицкой церкви станицы Должанской Иоанна Максимовича Краснова, в 1918 году сожжённого в пароходной топке одного из судов Азово-Черноморской флотилии во время событий братоубийственной Гражданской войны на Кубани.

Важную роль в деятельности Старопокровской и других ейских церквей, начиная с середины 1880-х годов, выполняли церковнослужители, которых называли псаломщиками.  Это звание было утверждено в феврале 1885 года определением Святейшего Синода всем состоящим при церквах причетникам — церковнослужителям, в обязанности которых входит чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и участие во всех церковных богослужениях. На обязанность псаломщика, под наблюдением священника и по его распоряжению, возлагалось исполнение клиросного чтения и пения, сопровождение священника при посещении прихожан для исполнения духовных треб и все письмоводство по церкви и приходу. Он вёл метрические книги, обыскные книги для записи повенчанных браков, исповедные росписи, клировые ведомости с подробным обозначением всех данных относительно храма, средств содержания причта, количества земли, библиотеки, а также состава семейств всех членов причта.
 
В разные годы псаломщиками в Старопокровской церкви служили: Василий Вертоградский, Ипполит Мерцалов, Константин Заборовский, Александр Пицхлауров. Псаломщик Покровской церкви Василий Малахиевич Вертоградский в возрасте 19 лет женился на Ксении Калиниковне, дочери ейского мещанина Калиника Фомича Дмитренко, невесте был 21 год. Венчание состоялось в Покровской церкви 24 февраля 1888 года по старому стилю. Поручителем со стороны жениха был псаломщик этой же церкви Ипполит Николаевич Мерцалов. Несколько лет псаломщиком Старопокровской церкви служил Константин Целестинович Заборовский. Он венчался в этой церкви 23 января 1904 года с Агафьей Ивановной Пасынко. Жениху было 33 года, невесте – 17 лет. Семья Заборовских жила в собственном доме недалеко от церкви, на соседнем квартале, в 1928 году их адрес - улица Греческая № 32. В 1916 году в метрической книге Старопокровской церкви Константин Заборовский значится уже как дьякон и входит в число священнослужителей.

Прихожане Старопокровской церкви

Этот замечательно красивый ейский храм был разрушен в середине 1930-х годов. Но и сейчас ещё в памяти старожилов района Каменки сохранились воспоминания о том, что когда-то на площади стояла церковь, а при ней было небольшое кладбище, на котором хоронили священников и особо почётных прихожан. Например, запись в метрической книге Старопокровской церкви за 1917 год гласит о том, что в декабре этого года в ограде церкви был похоронен ейский мещанин Василий Григорьевич Коноплёв, умерший в 28 лет от воспаления почек. Его родители, Григорий Корнеевич и Надежда Ивановна Коноплевы, были членами церковного совета Старопокровской церкви. К приходу этого храма также относилось население рыбацкого посёлка на Косе. Он находился довольно далеко, но ведь недаром от самого порта к храму вела мощёная дорога. Многие ейские семейства в течение всей жизни были тесно связаны со Старопокровской церковью. Среди тех, кто крестились, венчались и были отпеты в этом храме, в его метрических книгах значатся следующие фамилии: Бандуренко, Коноплёвы, Бельцевы, Беляевы, Рарины, Дмитренко, Терещенко, Деревянко, Солодченко, Ишутины, Топорковы, Носовы, Тимошенко, Горбатко, Семенистые, Скалеух, Садовские, Воропаевы и многие другие. Их потомки живут в нашем городе и сегодня, поэтому очень важно сохранить память об этом храме, который когда-то, в самом начале становления Ейска, объединил первых поселенцев нашего славного города.


Рецензии