Полевые заметки русских исследователей о ЮжДаге

Полевые заметки русских исследователей о Южном Дагестане

Небольшие заметки о Докузпара (ранее, Докузпаринское вольное общество — лезгинское государственное образование, существовавшее на территории Южного Дагестана от XVI века до 1839 года, столицей вольного общества был аул Джаба), Ахты (ранее, Ахтыпаринское вольное общество, Ахтыпара — теократическое лезгинское территориальное образование, существовавшее на территории Южного Дагестана от начала XVII века до 1839 года, состояло из двух союзов сельских общин: Ахтыпара-1 и Ахтыпара-2. Административный центр — Ахты) и Рутул (ранее, Рутульское вольное общество — рутульское государственное образование, схожее с демократической республикой, в Южном Дагестане, образовавшееся в VII веке) принадлежат генералу Карлу Карловичу Краббе (1781–1854) — русский военачальник при Александре I и Николае I. Они содержат информацию о численности населения, о взаимоотношениях между обществами, об отношении к российской власти. Автор сообщает о состоянии дорог, насколько они удобны для прохождения обозов, доставляющих продовольствие для войск.


Благоприятное впечатление производит работа русского офицера П.П. Зубова (ок. 1796 — после 1857). Сюжеты, посвященные Дагестану, очень информативны. Описывая «лезгинские земли в политическом отношении», П. Зубов называет в том числе следующие владения: область Кюринская; вольные общества Ахты, Рутул ... «Постройка домов у горных лезгин, — пишет он, — общая всем горским народам: хижина из камней, сложенная с земляною крышей, или большая башня, подобным же образом построенная, служит им обиталищем». «Общий недостаток, что в окнах нет стекол, — отмечает П. Зубов, — и при дурной погоде необходимо закрывать оныя ставнями. Дома построены внутри дворов и обнесены высокими стенами, — отмечает П. Зубов, — а селения расположены амфитеатром по скату гор, для удобнейшей обороны. Общеупотребительная пища: плов, шашлык, яичница и разные травы, намоченные в уксусе».


В другой статье российский педагог, кавказовед Карл Фёдорович Ган (1848–1925) сообщает сведения о населении лезгинских аулов Ахты (1663 дыма и 5 926 жителей) и Куруш (728 дымов, 4 795 жителей). Он пишет о занятиях сельских жителей: это садоводство, скотоводство (отгонное), земледелие, ковроделие. К.Ф. Ган был приятно поражен видом фруктовых садов в Ахты и Мискинджа. К.Ф. Ган сообщает о проникновении даже в самые отдаленные уголки Дагестана анилиновых красителей, которыми женщины, ткущие паласы, заменяют натуральные растительные краски. Автор приводит сведения об отходничестве в Самурском округе Дагестанской области. В поисках работы в разные места Кавказа ежегодно отправлялись до 12 000 человек. Так, жители селения Ихир, которые большей частью были ремесленниками, на всю продолжительную восьмимесячную зиму уезжали в Нухинский и Арешский уезды, где слесарными работами и шитьем тулупов и шуб зарабатывали себе деньги на пропитание своих семейств. «Тем временем женщины с детьми, — сообщает К.Ф. Ган, — остаются дома и занимаются изготовлением ковров, рисунки которых имеют некоторое сходство с персидскими». Работа К.Ф. Гана дает ценную информацию об экономическом развитии южнодагестанского аула, о процессах, шедших в нём в конце XIX — начале ХХ вв.


В селении Ихрек Самурского округа тип одежды, по наблюдению К.Ф. Гана, другой, чем у ахтынцев — «меховые маленькие шапки, короткие туфли с высокими каблуками и загнутыми кверху носами напоминают персиян». Своеобразную одежду жителей Куруша К.Ф. Ган описывает так: «Они (женщины) носят короткие юбки, доходящие едва до колен, и тесно прилегающие к ногам панталоны, которые внизу вложены в невысокие чулки, обвитые узкими тесемками. У мужчин кроме тулупов часто можно видеть темные пальто офицерского покроя, с блестящими пуговицами». В работе К.Ф. Гана приводятся сведения о брачных обычаях курушцев, согласно которым часто женят мальчиков одиннадцати, двенадцати лет на девочках, на несколько лет старше. Бывает и так, пишет автор, что «девочки семи лет уже выходят замуж. Калым не выше 50 руб., но кроме того отец или брат невесты получает еще от 150 до 200 руб.». К.Ф. Ган сообщает, что курушцы весьма религиозны, в селе пять мечетей и много хаджжи. Представляет интерес информация К.Ф. Гана о том, что в Куруше процветает поэзия, он со слов брата местного юзбаши (сельский старшина) записал несколько песен. Определенный вклад в сбор материала по социально-экономическому и культурному развитию южнодагестанского аула внес врач Павел Федорович Свидерский (1859–?). В 1895 г. он был назначен окружным врачом в Кайтаго-Табасаранский округ и начал антропологическое исследование населяющих его народностей (см. «В горах Дагестана: путевые впечатления, случайности и антропологические заметки»). В Петербурге им была защищена диссертация на степень доктора медицины, а в 1898 г. её издали (см. «Материалы для антропологии Кавказа. Кумыки»).


Разнообразный материал по культуре народов Южного Дагестана собрал российский ботаник и энтомолог Александр Каспарович Беккер (1818–1901), совершивший несколько поездок на Кавказ, в том числе в 1872 г. в Южный Дагестан и Кубинский уезд Бакинской губернии. Александр Беккер, родом из немецкой колонии Сарепта на Волге, был членом Императорского Московского общества естествоиспытателей. «Цель поездок А. Беккера, — как сказано в предисловии к его заметкам, — производство экскурсий ботанических и этномологических». При этом он собирал ценные сведения о посещённых аулах и их жителях. Он побывал в лезгинских селениях Касумкент, Курах, Ахты, Рутул и Куруш. О селении Касумкент А. Беккер пишет, что оно отличалось лихорадочностью, его жители имели болезненный вид и крайне вялы. В селении Ахты А. Беккер провел больше времени, чем в других селах, и собрал в нём больше информации, в том числе о культурной составляющей жизни ахтынцев. Хорошо описаны «забавы ахтынцев» — конские скачки, сопровождаемые ружейной пальбой, плясками, пением. «Ахтынцы — охотники до пения, — пишет А. Беккер, — сопровождаемого игрою на чунгуре... и на балабане (дудка вроде кларнета). Певцы (ашоки) устраивают иногда состязания, на которые стекаются певцы из Кубы, Нухи, а иногда даже из Елисаветполя и Карабаха. Песни поют на лезгинском…». В работе красочно изображается «праздник цветов», который так любят ахтынцы. Представляет интерес описание дома наиба в селении Рутул, которому (дому) по словам хозяина «всего каких-нибудь 370 лет». Ставни в доме были составлены из дощечек, покрытых автографами офицеров и др. лиц, посетивших дом наиба. Наиб угостил гостей ужином из блюд, традиционных для состоятельных семей. Автор заметок сообщает, что встретившиеся им пастухи накормили их, но платы за обед не взяли, поскольку по обычаю этого делать было нельзя.


В самом конце XIX в. побывал в Дагестане Андреев Александр Петрович, который опубликовал свои заметки в «Историческом вестнике». В своей работе он описывает дома горцев, интерьер, традиционную еду. Высоко оценил А.П. Андреев горское гостеприимство. Он пишет: «Гостеприимство весьма развито в горах и в наше время. Вы можете смело подъехать к любой сакле, не сомневаясь, что хозяин встретит вас с распростертыми объятиями и удалится со всей семьёю в самую отдаленную комнату, предоставив весь дом в ваше распоряжение... Хозяин не спросит вас, кто вы такой, какой вы веры и национальности: для него вы — дорогой гость, для которого он готов все отдать. Пока вы будете оставаться под его крышей, вы безопасны от врагов, а покидая гостеприимный кров, можете даже не поблагодарить хозяина». А.П. Андреев отмечает любознательность горцев-лезгин. «И не думайте, — пишет он, — что лезгины интересуются только местными делами. Нет, для них интересны и тифлисские дела и даже события европейской политики…



Автор: ‘Али Албанви

На фото: Карта Дагестанской области.



Литература


1. Далгат Э.М. Историография дагестанского аула XIX — начала ХХ вв. — Махачкала: ИИАЭ ДФИЦ РАН. — Махачкала: АЛЕФ, 2020. С. 23; 42–43; 59–64.


Рецензии