7. Давайте уж закончим об аквариумах

        Предыдущий раздел    http://proza.ru/2020/12/17/468

        Нет-нет, мои дорогие читатели! Я совсем не собираюсь на этом заканчивать свои воспоминания об этом прекрасном увлечении - аквариумное рыбоводство. Просто я хочу в следующих двух подразделах рассказать Вам о нескольких этапов развития моего аквариумного хозяйства, связанных с получением нашей семьей отдельной трехкомнатной квартиры. Итак, начнем!

        Было еще несколько этапов значительного расширения моего аквариумного хозяйства и его реконструкции.  Эти этапы были связаны с получением нашей семьей новой отдельной трехкомнатной квартире в московской  новостройке «Отрадное». Шёл 1978 год. Мне к тому времени исполнилось 29 лет. Я был уже давно женат и у нас рос сынишка Андрей. Как раз осенью этого года он собирался идти в первый класс. До этого мы все время проживали в одной комнате в коммунальной квартире в Лиховом переулке. Представляете, конечно, какое это было счастье!

        Естественно, что я быстренько задумался о расширении своих возможностей в части аквариумного рыбоводства. Решил, наконец, обзавестись настоящим большим аквариумом – литров на триста-четыреста. Такой аквариум на рынке уже не купишь. Надо было делать его на заказ.

        Первым делом было определено место, где эта красота будет размещаться. Самым  удобным во всех отношениях  оказалось  его размещение у стенки комнаты рядом с большим трехстворчатым окном. Преимуществом этого места было и то обстоятельство, что «живой» солнечный свет во второй половине дня хорошо будет попадать на аквариум, что полезно и для растений и для рыбок.

        По моим прикидкам, аквариум должен был быть примерно 120 сантиметров длиной, 50 сантиметров шириной и 55 сантиметров высотой. То есть, его объем составлял где-то 330 литров. Вполне приличный объем. Под такой аквариум нужна уже и серьезная подставка. Поэтому я заказал такой аквариум в специальной мастерской на Марксисткой улице. Это недалеко от Птичьего рынка. В то время в ходу были еще каркасные аквариумы, в которых стекла крепились на специальной замазке. В качестве каркаса использовались дюралевые уголки пяти сантиметрового размера.  Из таких же уголков я заказал изготовление стойки под этот аквариум. Стоило все это удовольствие не так уж и дешево. Но в то время я уже работал в научно-исследовательском институте старшим научным сотрудником. Поэтому уже мог позволить себе такую радость.

        В магазине мебельной фурнитуры я купил деревянные панели из древесно-стружечного материала. Панели были облицованы декоративной пленкой  подходящей расцветки. Этими  панелями я и обшил свой аквариум. Получился эдакий симпатичный сервант, большим смотровым окном которого был аквариум во всю его длину. В то время еще не было специальной декоративной пленки, размещаемой на задней стенке аквариума. Поэтому, как и рекомендовалось в литературе того времени, задний фон я задрапировал черной плотной материей.

        Нижняя часть серванта использовалась под всевозможные аквариумные принадлежности. Теперь они не были разбросаны где попало, что очень положительно воспринималось моей мамой и женой.

        Сверху аквариум был закрыт крышкой из той же древесной панели. На этой крышке были прикреплены 4-е лампочки дневного света. Крышка крепилась к корпусу серванта рояльной петлей. Все было достаточно удобно и декоративно.

        По мере заселения этого аквариума уже вполне серьезным по количеству и качеству рыбьим поголовьем, возникла опять задача с их разведением и последующим выращиванием молодняка. Но теперь ведь у меня была отдельная трехкомнатная квартира! В чем вопрос?!

        Для его решения я в мебельном магазине приобрел шкаф-стойку. Это такой высокий шкаф под потолок с одной секцией и многочисленными полками. Как раз такой  шкаф, в котором  я и задумал разместить аквариумы для размножения рыбок. Я вновь заказал аквариумы в той же самой мастерской на Марксисткой улице. Это было 8-мь одинаковых,  квадратных по дну аквариумов, размером квадрата 40 сантиметров и высотой 20 сантиметров.  То есть с емкостью примерно в 30 литров каждый. Все аквариумы были оборудованы продувкой воздухом, подсветкой и подогревом. В дверце шкафа я выпилил соответствующие прямоугольные вырезы  напротив каждого аквариума. Так что при закрытой дверки шкафа ничто не мешало наблюдать за происходящими в аквариумах событиями. Все было тоже достаточно удобно и декоративно. Мама с женой особенно не ворчали, хотя кухня, безусловно, была их законной территорией.

        Рыбки с благодарностью откликнулись на такую заботу о них. Мальки стали появляться и подрастать чуть ли не с космической быстротой. Надо было как-то решать и этот вопрос. Впрочем, напрягаться особенно и не пришлось. Птичий рынок! Я и так там был завсегдатаем в части покупателя. Теперь пришла возможность попробовать себя и в качестве продавца. Оказалось, что это совсем не сложно. Я купил на рынке переносной аквариум с подогревом из небольшого газового баллончика. Аквариум можно было разделить съемными пластиковыми перегородками на три части. Оборудован он был и подачей воздуха. В целом он помещался в небольшом металлическом саквояже, размером примерно с патефон.Этот переносной аквариум был хорош еще и тем, что его можно было располагать и на прилавке рынка , и на входящей в его комплект стойке с раздвижными ножками. То есть с ним можно было расположиться в любом приглянувшемся месте рынка.

        Отдельно приобрел сумку-холодильник. Это для перевозки рыбок на рынок. Ведь эта сумка могла не только сохранять холод, но и тепло. Размер и емкость ее были вполне подходящими для этих целей.

        С тех пор практически каждый выходной я выезжал на птичий рынок с сумкой-переноской в одной руке и переносным аквариумом – в другой. Рынок был в транспортной доступности и без наличия собственного автомобиля.  Выезжал я из дома часов в 8 утра и торговал часов до 12. Все шло нормально и интересно. Появились и постоянные покупатели. Да и с соседями по торговле сложились добрые отношения. Большинство их были искренними любителями аквариумов. Поэтому, если я немного запаздывал, то соседи «бронировали» для меня местечко рядом с собой, где я обычно и торговал.  Нам  было интересно общаться и обмениваться опытом друг с другом. Никакого рэкета тогда не было и в помине. За торговлю на рынке официально взималась плата в 30 копеек. Смешные деньги! И стой хоть до самого закрытия рынка.

        Денег от этого вида деятельности я особенно не «наварил». Практически все, что я «зарабатывал», уходило на тот же аквариум. Ушли в прошлое оборудования-самоделки. К тому же и легкая промышленность повернулась лицом к любителям природы. Появились заводские осветители, подогреватели, термо и свето-регуляторы, фильтры.  Даже автокормушки появились в продаже! Все это было и очень интересно и полезно.

        А потом, у меня появилось больше возможности приобретать приглянувшихся мне рыбок и растений. Это тоже требовало определенных вложений. Но теперь эти вложения не затрагивали наш семейный бюджет. А порой даже немного его и пополняли.
 
        Период  развития аквариумного хозяйства, описанный мной выше по тексту этой главы, охватывает примерно десять лет. То есть с 1978 по 1988 год. В этом временном отрезке я окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию. Подрос я и в административном плане – меня назначили руководителем сектора «Разработки экономико-математических методов и моделей перспективного развития транспорта». Это сказалось и на моих материальных возможностях. Моя заработная плата стала 400 рублей в месяц. Да еще премиальные какие-то набегали. Читатели  более взрослого поколения представляю себе, что означает эта цифра. По тем временам это было вполне прилично.

        Возможно, что это в определенной степени повлияло и на мои запросы в части аквариумистики. Давно уже я присматривался к рыбкам дискусам. Но стоили они достаточно дорого. Малек размером с металлический юбилейный рубль того времени  стоил, примерно, рублей тридцать. А вполне приличную рыбку большинства пород можно было купить по стоимости от одного до  пяти  рублей. Вот такая примерно разница.

        Но очень хотелось мне заняться дискусами!  Я просто "запал" на них! Начал я с того, что стал знакомиться с условиями их содержания и размножения. Знакомился  и  по литературе, и в беседах со своими друзьями  по Птичьему рынку. Дело оказалось совсем не тривиальным. Это касалось и объема аквариума для  нормальной жизни  дискусов и многих других особенностях, на которых я надеюсь остановиться  в соответствующих разделах, посвященных специально дискусам.

        Начинать надо было с приобретения аквариумов достаточно большого объема. Желательно - сразу нескольких.  Интернета тогда еще не было и в помине. Поэтому я стал обращаться к своим друзьям и знакомым по Московскому клубу аквариумистов и по Птичьему рынку. И мне повезло. Один любитель продавал аквариумную  трехэтажную стенку вполне приличного объема.  Такой вариант был для меня тем более подходящим, что этот аквариумист  как раз и занимался любительским, хоть и вполне профессиональным по опыту, содержанием и разведением дискусов. Как раз то, что меня в данном случае интересовало.

        Мне дали телефон этого аквариумиста, И мы созвонились. Я приехал к нему на осмотр аквариумной стенки. Стенка было трехэтажная. Основа её состояла из металлических стержней, диаметром, примерно, в тот лом, которым дворники во дворах разбивают лёд. На этих стержней формировалась вертикальная часть стенки. А в качестве горизонтальной опоры для непосредственной  установки аквариумов служили мощные металлические уголки со стенками, примерно, в пять сантиметров  (со спичечный коробок). На эти уголки укладывалась фанера толщиной в сантиметр по всей площади днища аквариумов. А вот на фанеру устанавливались непосредственно сами аквариумы. Два верхних ряда стенки были предназначены для больших аквариумов. Длина этих аквариумов была примерно 140 сантиметров. Нижний ряд стенки был предназначен – для размещения двух аквариумов длиной по 65 сантиметров. Ширина всех аквариумов была по 55 сантиметров , а высота – 60 сантиметров. Объем каждого из аквариумов двух верхних  полок стеллажа составлял примерно 460 литров, а аквариумов нижнего ряда – 210 литров. Таким образом, у меня появились достаточно широкие возможности для удовлетворения своих аквариумных амбиций.

        Большим преимуществом было ещё и достаточно компактное размещение новых аквариумов в квартире. Очень компактно. А у меня на кухне имелся еще шкаф-стенка  с набором аквариумов, о которых я писал выше. Как говорится: «Гуляй - где хочу!».

        Принципиальной отличительной особенностью приобретенных мной аквариумов было их изготовление из органического стекла. Стекла связывались между собой специальным клеем. То есть, здесь уже не было никакого металлического каркаса, к которому на специальной замазке крепились стекла. Таким образом,  исключалась возможность  протекания «возрастных» аквариумов, что нередко наблюдалось у водоемов, сделанных на каркасной основе.

        Были определенные и сложности в обслуживании такого хозяйства. Для ухода за самым верхним аквариумом мне приходилось пользоваться стремянкой. Но в то время я еще был достаточно свежим человеком и большого труда мне это не составляло.

        Для освещения аквариумов я смастерил специальные короба из прессованной толстой фанеры,  в которых разместил по четыре лампы дневного света в каждом. Аэрация  аквариумов  на первом этапе осуществлялась фильтрами отечественного производства. Моторные отсеки  этих фильтров находились над водой. Это являлось  не совсем удобным. К тому же, эти моторы весьма прилично шумели при работе. Представьте себе, каков был шумовой "выброс" от работы одновременно шести таких моторчиков. В комнате с аквариумами лучше было не ночевать. Поэтому, как только появились в продаже импортные, погруженные в воду, бесшумные аэраторы воды - я их сразу приобрел. Аэраторы такого типа  и сейчас в ходу у многих любителей аквариума.

        О рыбьей и растительной жизни  в этих аквариумах я расскажу несколько позже. А сейчас перейду к заключительному этапу развития своего хозяйства.

        Время шло. Вот я уже вышел на пенсию. Образ жизни существенно изменился. Стало трудновато лазить по стремянке, обслуживая аквариумы. Да и режим моей жизни изменился.  Ведь раньше я каждый год имел отпуск в 45 дней, который разбивал на две части. Две недели зимой в доме отдых «Вороново»  Госплана СССР, и примерно месяц – на даче. При таком раскладе особых сложностей с моей живностью  не возникало. Пушистую и пернатую живность мы забирали с собой на дачу. А для ухода за аквариумами я без особых хлопот раз в неделю добирался до дома на машине. Заодно и цветы поливал, чему моя женулька была очень рада.

        Выйдя на пенсию, я старался отправиться на дачу ранней весной, когда почки еще не начинали  просыпаться от зимней спячки. Проводил на даче все лето до глубокой осени. Желательно - до первых заморозков и первых снегопадов. Машину свою я отдал дочке. Им она нужнее. А самому мотаться по электричкам как-то стало не очень уютно.

         Кроме того, у аквариумов из оргстекла оказался определенный недостаток. Ну как, имея аквариум, не протирать в процессе ухода смотровое стекло? Я себе этого не представляю. Каких там рыбок-чистильщиков не заводи, а протереть снаружи и особенно изнутри «лобовое» стекло надо. Год протираешь, два,…,десять. Приглядишься  – а  главная смотровая стенка из оргстекла стала мутнеть. Там царапинка появилась,... тут. А в целом за эти годы смотровой фон стал мутноватым. И чем дальше – тем больше. На живность в аквариуме это нисколько  не влияло, конечно. А вот эстетическое восприятия водной картинки несколько блекло.

        Практически  исчерпала себя радость общения со своими друзьями-коллегами  по Птичьему рынку. Это произошло с переносом рынка  с Таганки на 14 километр МКАД. Рынок много чего потерял. По крайней мере, в моем восприятии.  Но подробнее об этом я тоже надеюсь поделиться с Вами, мои дорогие друзья-коллеги  по  хобби, несколько позднее.

        Вот, в связи с этими обстоятельствами, и появилась у меня мысль сократить свои аппетиты и остановиться на устройстве, оборудовании и уходе за одним аквариумом. Конечно, аквариум должен быть достаточно ёмким. Но уже без всяких там многоэтажек. Простой, как дачный домик. На том и порешил.

        На Птичьем рынке у известных мне мастеров заказал достаточно большой аквариум. В то время уже началась эпоха цельностеклянных клееных аквариумов. Заказал аквариум длиной 180, шириной 55 и высотой 75 сантиметров. Таким образом, свой новый аквариум я затеял ёмкостью около 750 литров.

        С высотой аквариума я, пожалуй, даже немножко переборщил. Очень уж мне хотелось иметь высокое смотровое стекло. Однако позднее, я убедился, что при уходе за аквариумом, я не достаю рукой до его дна. Не очень удобно, особенно когда надо посадить какое-нибудь растение. Но это бывает нужным не так уж и часто. В таких случаях на помощь мне приходит специально приобретенный манипулятор-удлинитель. На него можно крепить попеременно захват или ножницы.

        Зато смотровое стекло получилось отменным. Если вечерком расположиться в креслице напротив аквариума, то создается впечатление о своем полном погружении в аквариумное царство. Так приятно! Тепло и красиво!      

        Одновременно с изготовлением я заказал  подставку для аквариума и осветительный короб. Так что уже лет 10 мой аквариум выглядит примерно так, как на представленной к этому разделу фотографии. Фотография реальная и далеко не профессиональная. Нет ни нужной подсветки, ни нужного ракурса. И много чего еще нет. Я это понимаю. Фотография далеко не отображает мир моего подводного царства. Но она дает представление о моем нынешнем хозяйстве. Кстати, если повнимательней приглядеться к фото, то можно разглядеть на крышке светового короба моего котика Матвея Ивановича (одного из героев моих рассказов из раздела "Наши любимцы"). Мотя  не меньше меня любит общаться с аквариумом. Правда, у него свои интересы. Очень уж тепло и уютно ему находиться  на крышке светового короба, когда включено освещение в аквариуме.

        Вот такой у меня сейчас аквариум. В реальности, а особенно в сумерках и в темное время суток он выглядит гораздо более эффектно. Чему я очень рад и не перестаю любоваться и изучать подводную  жизнь.

        Совсем кратко о его техническом оснащении. Известно, что чем больше водоём - тем легче за ним уход. У меня имеется следующее оборудование. В каждом боковом подаквариумном отсеке располагаются большие внешние фильтры (у меня это  фильтры фирмы «Fluval» и «Eheim»). На боковых стенках внутри аквариума имеются внутренние фильтры «Aquael».  Освещение верхнее и осуществляется аквариумными лампами дневного света. Имеется автоматическое устройство для ежедневного включения  и отключения подсветки.

        На время моего отсутствия кормежка рыбок происходит  из двух авто-кормушек сухими современными кормами фирмы «Тетра». Каждая кормушка может включаться два раза в день в заранее установленное время. Таким образом, мои рыбки питаются четыре раза в день в «светлый» для них период времени.

        В отношении рыбок – вернулся к своему раннему детству. Держу гуппяшек и пецилий-редисок. Прелестные рыбки! Красивые,  неприхотливые. И своих детушек практически  не поедают.  Так что у меня идет процесс самовоспроизводства рыбьего населения. Единственно – раз-два в год езжу на Птичий рынок для пополнения запаса морского мотыля и приобретения десятка-другого новых рыбок для обновления их "крови". Иначе – инбридинга не избежать. А мотыль я морожу и большими пластинами храню в морозильнике. Женулька особенно на нас не ворчит. Ведь такой мотыль редко кусается. По крайней мере - у нас за все время такого случая еще ни разу не наблюдалось.

        Вот, кажется и все, мои дорогие читатели, о чем я хотел поделиться с Вами в этом разделе.

На фото из интернет переносной аквариум примерно такого типа, как был у меня На втором фото мой аквариум в настоящее время.

        ледующий раздел   http://proza.ru/2021/01/07/1297


Москва, Отрадное
31 декабря 2020г.    


Рецензии