19. Слава Юдаков

        Предыдущий раздел   http://proza.ru/2021/03/28/839

        Имя  Вячеслава Александровича Юдакова стало широко известным среди любителей аквариумистики в первой половине 90-х годов прошлого века. Причем известным не только на территории  нашей страны, но и среди любителей и профессионалов аквариумного дела практически всей планеты. Нет, нет! Я нисколько не преувеличиваю. Этой известности способствовало взрывное распространение интернета и просто ошеломительные темпы его развития в то время. А Вячеслав Алексеевич со своими единомышленниками,  также с самого раннего детства влюбленными в аквариумистику, создали первый в России аквариумный сайт «aquaria.ru». Тогда это было не просто что-то новое, а «НЕЧТО»!

        Поскольку я в то время тоже стал приобщаться к достаточно широкому использованию компьютера  не только в своих научных разработках, но и везде, где это представлялось удобным, то достаточно скоро я набрел и на этот аквариумный сайт. Возможно, я услышал об этом сайте на Птичьем рынке, который посещал тогда достаточно регулярно. Одним словом, встреча с сайтом и с Вячеславом Александровичем Юдаковым состоялась!

        Кстати, Юдаков широко известен как «Слава Юдаков». Это словосочетание, или имясочетание , стало его неотъемлемым брендом, узнаваемым повсеместно в кругах аквариумистов всего мира.

        Я не ставлю перед собой цель рассказать о всех достижениях группы энтузиастов, мотором которой во многом был Слава Юдаков. Это заняло бы слишком много времени. Здесь и организация и ведение Первого в России аквариумного сайта, и организация интернет-форума любителей аквариумистики,  и издание газет и журналов, и участие в различных выставках и семинарах аквариумистов. Я немножко расскажу о своих личных встречах с ним.

        Итак, впервые я услышал о Славе Юдакове на Таганском Птичьем рынке. Вскоре состоялась и наша личная встреча. Это не составило никакого труда. Это было скорее закономерностью, чем случайностью. Слава регулярно посещал Птичий рынок по выходным дням. Его мощная фигура, густая шевелюра и окладистая борода издали привлекали к себе внимание. С такими внешними данными невозможно было затеряться даже в такой густой толпе, которая образовывалась на рынке в выходные дни.

        Слава неизменно посещал рынок с фотоаппаратом. Тогда уже цифровым. Он фиксировал все интересные новинки, которые появлялись на рынке. А на рынке эти новинки появлялись, как правило, гораздо раньше, чем даже в специализированных магазинах для любителей живности. Этими новинками Слава оперативно делился с многочисленными читателями интернет-сайта и другими курируемыми и издаваемыми им и его друзьями источниками информации. Причем не только сообщалось о появлении чего-либо новенького, а давалась достаточно взвешенная информация, характеризующая  это новенькое. Насколько оно может быть реально полезно любителям аквариума. Соблюдается ли равновесие показателя «цена-качество» у данной новинки на беспристрастный взгляд этой группы энтузиастов. Взгляд был действительно беспристрастным, как мне лично приходилось не раз убеждаться.

        Так вот. Увидев издалека фигуру Славы, я поспешил к нему навстречу. Первая наша беседа состоялась таким образом, как будто мы были уже давно знакомы и сейчас просто продолжаем  ранее начатый, интересный для нас обоих разговор. Доброжелательность, отзывчивость и искренняя заинтересованность  Славы в разговоре была полной. Ему можно было задать практически любой вопрос по аквариумной (а возможно и не только) флоре и фауне. Как по пресноводному, так и по морскому его варианту. Практически незамедлительно следовал ответ и совет Славы. Его знания в этой области представлялись мне просто энциклопедическими. При этом замечу, что я сам занимался аквариумом с раннего детства, прочитал гору специализированной литературы, посещал Московский клуб аквариумистов и был в этом деле совсем не новичок. Но рядом со Славой я казался себе маленьким школьником, попавшим на интересный урок хорошего учителя.

        С тех пор я практически еженедельно общался на рынке со Славой. Иногда мы просто здоровались и кратко обменивались новостями. А иногда наша беседа была достаточно продолжительной. Все в зависимости от ситуации с моим аквариумным хозяйством. Общались и через созданный его коллективом сайт, и через электронную почту, и порой просто по старинке по телефону. Слава был для меня (уверен, что далеко не для одного меня) не только приятным собеседником, но и как «скорая помощь», готовая прийти на поддержку в любую минуту, в любой, даже самой сложной ситуации.

        Вот, например, был такой случай. Я удовлетворил свое любопытство в части содержания и разведения дискусов. У меня появились новые интересы. Дело житейское, как говаривал Карлсон. Бывает. Тем не менее, у меня продолжал функционировать в полном объеме большой аквариум, выделенный в свое время специально для дискусов.

        Время шло. Разведением дискусов я большее не занимался. Это был для меня пройденный этап. Делать «бизнес» на рыбках я никогда не стремился. Для меня все-таки главный интерес в жизни представляла моя работа на научном поприще. Когда-то достаточно многочисленная стая дискусов  постепенно уменьшалась. И вот остался один единственный дискус. Получивщим жизнь, кстати, в моем хозяйстве. Мне было грустно наблюдать за его одиночеством. Ему было грустно с нетерпением ожидать в одиночестве моего появления. И я обратился за советом и возможной помощью к Славе. Вопрос решился , как всегда, быстро и конкретно. Как по щелчку пальца. Слава предложил мне привезти этого дискуса в его хозяйство, где содержались собратья  моего одиночки. На том и порешили.

        К Славе я направился  вместе с дочкой. Ей было тогда лет десять. Хозяйство  Славы располагалось  в то время в подвальном помещении где-то в районе Савеловского вокзала. У нас был, естественно, точный адрес и наши поиски  не затянулись. Слава встретил нас, как всегда приветливо. Моя дочка, в силу возраста несколько замкнутая с незнакомыми людьми, мгновенно освоилась и чувствовала себя вполне комфортно. Она просто засыпала Славу своими вопросами. А он терпеливо и доброжелательно ей все объяснял, обращаясь с ней как к равному собеседнику. Я заметил, что дочке это очень нравилось и льстило.

        Слава провел для нее и меня целую занимательную экскурсию по своему хозяйству. Это было очень интересно и познавательно как для дочки, так и для меня. Слава показал нам крокодильчика, который блаженствовал в небольшом бассейне, расположенном прямо посредине помещения. Ограды не было никакой. Но, судя по всему,  крокодильчику место очень нравилось. Оно было оборудовано специально под его крокодильи потребности. Был и островок для отдыха , была и подсветка, и подогрев. Куда и зачем еще ему бежать-то надо было? На кого охотится?  Его и кормили здесь же, не отходя от дома. Поэтому крокодильчик был добрым. Однако, в отличии от Славы, гладить его мы с дочкой не решились. Мы все-таки читали и помнили сказки Корнея Чуковского. Лучше подальше!

        Такое доброжелательное, интересное и полезное общение продолжалось много лет. Казалось, что конца этому никогда не будет. Но…

        К сожалению, Слава ушел от нас слишком  рано.  Только-только отметили его пятидесятилетие, как Славы не стало. Говорят, что Бог забирает лучших. Ему ведь тоже нужны в окружении хорошие парни. Вот забрал Он и Славу. 

        Это печальное известие буквально ошеломило многих. Соболезнования приходили со всех концов нашей планеты. Скорбили  все любители аквариума и не только они. Друзья-единомышленники в память о Славе зафиксировали его главное детище – Первый в России аквариумный сайт в том виде, каким он был на момент ухода Славы.

        Любой из вас, дорогие читатели, может обратится к этому сайту в поисковике под именем «aquaria2.ru». А сайт с первоначальным именем «aquaria.ru»  продолжает успешно функционировать и сейчас. Он поддерживается друзьями-единомышленниками  Вячеслава Александровича Юдакова.

        Светлая ему память!

        На снимках к данной главе Слава Юдаков. На первом снимке фото Слава Юдакова на заставке к его сайту «aquaria.ru». На втором снимке Слава Юдаков на Птичьем рынке на территории «Садовод».

        Следующий раздел   http://proza.ru/2022/01/14/89

Московская область, г.Красногорск
14 марта 2021 г.


Рецензии
Виктор, возможно я ошибаюсь, но лицо Славы кажется мне знакомым и я даже общалась с этим человеком в сентябре 2000 года. Он стоял у прилавка с водными растениями, со стороны покупателей - беседовал с продавцом. Я что-то спросила про растение, продавец ответил, я возразила, мол, в книге *** об аквариумных растениях написано по другому. Бородач-Слава или похожий на него человек вступил в разговор - поддержал продавца, а автора книжки, на которую я ссылалась - назвал мудаком). Это было мое последнее посещение Птички, знаменитого Калитниковского рынка, вскоре его закрыли.
Долгая память и дорогому нашим сердцам Калитниковскому рынку и его старожилу, человеку, внесшему огромный вклад в развитие отечественной аквариумистики - Славе Юдакову.
Спасибо Вам за очередную порцию воспоминаний.

Ссылка на личную страницу Славы Юдакова, на которой за два года до скоропостижной кончины он решил собирать свои статьи, электронные версии газет и журналов, автором и редактором которых он был.

http://judakov.ru/

Наталья Крылаткова   05.04.2021 04:50     Заявить о нарушении
Добрый День, Наталья!
Не сомневаюсь, что это был Слава Юдаков.
Это его манера поддерживать разговор и его краткая характеристика.
Благодарю Вас за ссылку на личную страницу Славы. Я про неё как-то и не знал. Обращался в основном на его аквариумный сайт.
Да, очень рано ушел Слава. Только-только полтинник стукнул. А у него ПЯТЬ детишек! И здесь он успел оставить хорошую о себе память.
С благодарностью,

Виктор Ардашин   05.04.2021 06:34   Заявить о нарушении