Конституция Узбекистана - гарантия прав и...

КОНСТИТУЦИЯ УЗБЕКИСТАНА – ГАРАНТИЯ ПРАВ И БЕЗОПАСНОСТИ ВСЕХ ГРАЖДАН НАШЕЙ СТРАНЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ



Статья была написана в ноябре 2020 года для Международной научной конференции «ВОПРОСЫ УКРЕПЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ», приуроченной ко Дню Конституции Узбекистана.

Статья опубликована в электронном формате в сборнике мероприятия -
file:/// C:/ Users/ User/ Downloads/ Telegram Desktop/ Халкаро_конференция_тўплами_06_02_2021.pdf


Расположение статьи в сборнике - со стр. 296.



В истории любого государства – супердержавного и просто большого, среднего по размерам и миниатюрного, многовекового и молодого, – есть факты, происшествия, события и даты, которые для него являются поистине историческими. У Республики Узбекистан за 29 лет его основания, провозглашения и всеобщего признания таковых много. Среди них – исторических для нашей страны! – немало имеющих не только геополитическое значение, но и планетарное. Назовём только два явления, которые каждый год празднуются Узбекистаном, а именно: День Независимости и День Конституции. Ни в коей мере не будет преувеличением утверждать, что они сразу были замечены всеми государствами Земли и с каждым годом возрастает их позитивное, благотворное влияние на жизнь всей Планеты и её населения.
Каждый гражданин от мала до велика знает эти две даты: 1 сентября и 8 декабря.
О них написаны тысячи и тысячи материалов. Среди них и небольшие заметки, и солидные статьи, и диссертации на соискание научных степеней. И большинство населения Узбекистана, во всяком случае, люди образованные, достаточно начитаны и осведомлены по тематике этих двух основополагающих, краеугольных событий в истории нашего молодого государства для его возникновения, национального возрождения и заявленного недавно нашим лидером национального процветания. [1]
Настоящее сочинение готовится в русле материалов международной научно-практической конференции «Вопросы укрепления конституционализма в новом Узбекистане: отечественный и зарубежный опыт», приуроченной к 28-летию Конституции Республики Узбекистан и организуемой кафедрой «Конституционное право» Ташкентского государственного юридического университета.
Позволим себе краткий экскурс в историю конституционализма Узбекистана, пусть и известной всем участникам конференции.
Первая Конституция Узбекской ССР была принята 30/31 марта 1927 года на 2-м Всеузбекском съезде Советов, опубликована 11 июля 1927 года, и действовала 10 лет.
Конституция Узбекской ССР, принятая 14 февраля 1937 года, действовала на протяжении более четырёх десятилетий. 19 апреля 1978 года была принята последняя Конституция УзССР, составленная по образцу Конституции Советского Союза 1977 года.
О необходимости разработки новой Конституции было заявлено еще на II сессии Верховного Совета Узбекской ССР, которая состоялась 20 июня 1990 года и на которой была принята «Декларация о суверенитете». Сессия приняла постановление о создании комиссии по подготовке проекта Конституции из 64 человек во главе с лидером Узбекистана Исламом Каримовым. В состав комиссии вошли депутаты Верховного Совета, представители Каракалпакстана и областей, ученые и специалисты.
Конституционная комиссия почти 2,5 года трудилась над заданием. На её заседании, которое прошло 12 апреля 1991 года, была создана рабочая группа из 32 человек – ведущих специалистов и ученых. Для подготовки разделов Конституции были организованы 6 небольших групп из 50 человек. Провозглашение государственной независимости Узбекистана 31 августа 1991 года и принятие Закона «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», придание этому закону статуса конституционного, еще больше усилили ответственность Конституционной комиссии.
При разработке проекта Конституции была изучена мировая практика конституционного развития, учтены успехи, достигнутые в мире в области прав человека, демократии и законодательства. 26 сентября 1992 года проект Конституции Республики Узбекистан был опубликован в прессе для всенародного обсуждения. Обсуждение продолжалось около двух месяцев. Проект с исправлениями, внесёнными на основе предложений, высказанных в процессе обсуждения, был опубликован в прессе 26 ноября 1992 года. Во время всенародного обсуждения было внесено более 6 тысяч предложений, которые были приняты комиссией к рассмотрению.
XI сессия Верховного Совета, которая проходила в декабре 1992 года, обсудила вопрос принятия Конституции Республики Узбекистан.
«Надо особо подчеркнуть, что при создании проекта новой Конституции мы руководствовались документами Организации Объединенных Наций, Всеобщей Декларацией прав человека, другими актами, признанными международным правом. При этом также творчески использовали конституционную практику таких развитых демократических государств, как Турция, Соединенные Штаты Америки, Япония, Канада, Германия, Франция, Португалия, Италия, Швеция, Испания, и таких восточных стран, как Индия, Пакистан, Египет». [2]
На сессии депутаты внесли в проект около 80 изменений, дополнений и уточнений. Таким образом, 8 декабря 1992 года Конституция Республики Узбекистан была принята. В тот же день президент Республики Ислам Каримов подписал законы «О принятии Конституции Республики Узбекистан», «Об объявлении Дня принятия Конституции Республики Узбекистан всенародным праздником», «О порядке введения в действие Конституции Республики Узбекистан». Конституция Узбекистана прошла экспертизу специалистов Организации Объединенных Наций, Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе, ученых, юристов США, Великобритании, Франции и многих других стран, она закрепила основополагающие положения демократии.
Действующая редакция Конституции Узбекистана от 8 апреля 2017 года.
Конституция – высший нормативный правовой акт для любой страны. И потому не могу обойти стороной некоторые из интересных и даже любопытных фактов, на которые вывела работа над данным сочинением. [3]
Конституция США считается самой маленькой и самой устойчивой Конституцией в мире. Американцы так уважают закон своей страны, что даже не вносят в основной текст поправки: их печатают отдельным приложением в конце основного текста. Первая поправка к Конституции США гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, ограничивающего свободу слова и печати». Почти в каждом штате есть какой-нибудь занятный запрет: в Висконсине запрещено пить и продавать пиво уже после 9 вечера, а в Мичигане этот запрет действует в течении всего воскресенья. В штате Юта запрещено законом ругаться в присутствии покойника, житель Кентукки хотя бы раз в год обязан по закону принимать ванну. В Алабаме запрещается законом использовать для вспашки хлопкового поля слонов, а в Аризоне запрещено охотиться на верблюдов. И вряд ли кто-то подпадает под действие этого закона: ведь верблюды там не водятся.
В Конституции Федеративной Республики Бразилия есть специальная глава «Об индейцах», в которой за индейцами признается их социальная организация, обычаи и традиции, языки и верования, а также первоначальные права на земли, которые они традиционно занимают. Учитывая исторические традиции, образ жизни и сокращающее количество коренного населения, преференции и льготы, предоставленные им, указаны непосредственно в самой Конституции.
Конституция Индии, в отличие от Американской, наоборот, считается самой большой и сложной в мире. В ней 395 статей, 12 приложений и 500 поправок, написанных очень трудным языком – не каждый гражданин сможет прочесть.
Такие страны как Великобритания, Израиль и Новая Зеландия не имеют единого документа в виде Конституции. Вместо нее у них свод законов и обычаев. В Объединённом королевстве Великобритании и Северной Ирландии действуют 300 законных актов. Внесение изменений к любым из этих документов оценивается как внесение поправок к Конституции.
Конституция Республики Узбекистан состоит из Преамбулы, 6 разделов, 26 глав, разделённых на 128 статей.
Поколение наших людей, к которому отношусь я, не имеет личных впечатлений о тех трудностях, через которые прошла наша страна в первые годы Независимости. Но знаем о них по рассказам старших и опубликованным материалам – печатным и электронным. И в свете пережитых катаклизмов, последующих времён и текущих дней для всего населения Узбекистана важны все разделы, главы и статьи Конституции нашей страны. Здесь же назову Раздел второй «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина». Ибо именно его главы и статьи стали путеводной звездой для создания, подписания и принятия документа, потрясающего своей человечностью, глубиной, своим масштабом и размахом, – Указа Президента страны «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА». Подписан главой государства 22 июня 2020 года. [4]
Указ имеет четыре больших приложений. Второй из них – «ДОРОЖНАЯ КАРТА по реализации Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека». Она включает в себя 78 пунктов, выполнение каждого из которых можно сравнить с работой по созданию диссертации на соискание звания доктор философии. Генератором в написании настоящего сочинения послужили три пункта. Назовём их.
41. Разработка проекта закона «О трудовой миграции». При этом предусматриваются:
– решение миграционных проблем, затрагивающих интересы общества, государства и человека, а также обеспечение стабильности отношений в сфере миграции;
– имплементация международных стандартов о правах трудовых мигрантов в национальное законодательство
Срок создания проекта закона – 20 апреля 2021 года.
42. Совершенствование законодательства о трудовых отношениях и охране труда, а также развитие инфраструктуры рынка труда.
Срок создания проектов нормативно-правовых актов – 1 декабря 2020 года.
43. Подготовка и реализация комплекса мер по изучению вопроса ратификации Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Срок внесения рекомендаций и предложений комплекса мер – 1 декабря 2020 года.
Как и во всех пунктах «Дорожной карты», к названным выше указаны ответственные исполнители (приведём их вместе, не разделяя по конкретным заданиям): Министерство занятости и трудовых отношений, Министерство юстиции, МВД, Министерство экономического развития и сокращения бедности, МИД, Национальный центр по правам человека, Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека.
Из-за ограниченности размера статей для материалов конференции, созываемой ко Дню Конституции, мы не будем здесь даже вкратце и мимоходом касаться каких-либо катавасий и перипетий, драм и даже трагедий, которые выпали на долю граждан Узбекистана в ролях трудовых мигрантов за без малого 30 лет. Так же оставим за кадром работу правозащитных и адвокатских организаций, омбудсменов Узбекистана и России, ученых-юристов и сотрудников СМИ, многолетние усилия которых сделали свой вклад в создание и принятие пунктов 41-43 «Дорожной карты» Национальной стратегии нашего государства по правам человека. Отметим только, что б;льшую часть прошедших десятилетий наши люди в поисках средств к существованию и решению проблем своей семьи вдали от родного дома и Отчизны были вынуждены довольствоваться участью нелегалов. И то, что с недавних пор государство Узбекистан, по инициативе и под руководством Президента Шавката Миромоновича Мирзиёева, повернулось лицом к своим гражданам, работающим за пределами страны, коих только в России по приблизительным данным до коронавирусной пандемии было около трёх миллионов человек, – это дело великое, знаменательное, знаковое. Выполнение же задач, обозначенных в пунктах 41-43 «Дорожной карты», а затем – постоянное действие принятых на их основе закона, нормативных актов, рекомендаций и предложений, – явится устойчивым благом и для наших трудовых мигрантов, и для всего Узбекистана, и для стран, нуждающихся в зарубежных рабочих и специалистах. А в международных рейтингах демократичности, соблюдения прав человека, действенности Конституции наше государство будет подниматься выше и выше.

Чегебаева Алима Алибековна
Магистрант Ташкентского государственного юридического университета

Использованная литература

1. «Мирзиёев заявил, что Узбекистан переходит на этап национального процветания», https://kun.uz/ru/45223486?q=
2. Ислам Каримов, Сочинения, т. 1, с.127.
3. «Интересные факты», http://constitution.uz/ru/list/interestingFacts
4. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, https://lex.uz/docs/4872357


Рецензии