У самого синего моря

Муж уехал с Северного Кавказа работать по приглашению в Бурят-монгольской филармонии.  Через два месяца сообщил о том, что возвратиться домой, потому что ему там не нравится климат. Уехал в зиму южный человек в Улан-Удэ, а там морозы, да и национальная культура опять-таки. Наши ожидания были напрасны. Домой он не вернулся. Никто из родных и знакомых  не мог подумать о том, что он нас бросил, так как он очень любил дочь.

 Я переживала за него, но разрыв семейных отношений прошёл безболезненно, потому что мы не расходились, но и потому, что занята я была сильно. Будучи спортсменкой, ездила на республиканские соревнования по волейболу, возила своих спортсменов на товарищеские встречи. А мои футболисты заняли первое место в районных соревнованиях и второе место во всесоюзных соревнованиях на приз газеты «Пионерская Правда» «Кожаный мяч».  Были предметные семинары в Нальчике, где опытом делились учителя физической культуры. Ездила на трёхдневный слёт туристов. Там мы осваивали навыки скалолазания и ведения туристической работы с учащимися. Меня посылали на республиканские слёты и фестивали. Светлана в эти дни оставалась у родителей мужа. С благодарностью вспоминаю их.

После изостудии художника Сундукова, я поступила учиться на художника в Заочный Народный университет искусств, который находился в Москве. Высылала бандероли со своими работами преподавателю, а он мне писал консультации по живописи и рисунку. Об этом я уже написала во второй книге «Путь в профессию УЧИТЕЛЬ». Свободного времени было много, поэтому я начала готовиться для поступления в Кабардино-Балкарский государственный университет на отделение немецкого языка. Через два года поступила, окончила его. Как я там училась на заочном отделении, об этом напишу позднее.

В школе общалась с учителями на переменах. Мы ездили вместе на экскурсии в Приэльбрусье, в Теберду, по Лермонтовским местам, а вот подруг у меня не было, с которыми можно было вести душевные разговоры.  Молодые кабардинки общались со мной в школе, а русских девушек там не было.

Однажды тётя Маруся Кривова пришла в гости к свекрови без Алёши, сказала нам о том, что Меркуловы уехали в Махачкалу. Они всей семьёй проведут отпуск у моря. На окраине нашего села было искусственное озеро, я в нём купалась. Но море! Это же море, после него в озере плавать не хочется.

Поскольку по количеству дней у Меркуловых отпуск не совпадал, то Людмила должна была раньше мужа вернуться, чтобы приступить к работе. Евгений собирался навестить родителей в Воронежской области.  А тут, на тебе – объявили в Махачкале карантин на сорок дней, обнаружили какой-то ящур. Меркуловы застряли у родителей Людмилы на сорок дней. В море накупались и наплавались, но и общение с маленьким Игорем радовало. Её душа стремилась быстрее увидеть сына от первого любимого мужчины, с которым жизнь не сложилась.

Я в тот год возила группу старшеклассников от Дома пионеров Баксана  к Чёрному морю, в Новороссийск. Ездили бесплатно, поездку оплатило районо. Автобусом ехали мимо города Пятигорска, миновали город Минеральные Воды, Кропоткин, Лабинск, останавливались в Краснодаре. Заезжали в Абрау-дюрсо, но на контрольном пункте нас не пропустили из-за карантина. Водитель развернул автобус, мы поехали в Кабардинку, расположенную на берегу моря. Поставить палатки нам не удалось из-за бури, бушевавшей в том месте. Я вышла из автобуса первая, и меня ветер понёс, хорошо то, что дул по направлению к берегу, а не к морю.  Руководитель-мужчина выскочил следом за мной. В борьбе с ветром он победил, затянул меня обратно в автобус. Решили переждать бурю в Новороссийске.

Мы возвращались назад по горной дороге. Слева лежал на берегу моря выброшенный волнами во время бури греческий корабль. Можно было представить, насколько был сильным ураганный ветер, чтобы как щепку выкинуть волной огромное судно. Снять корабль было невозможно. Позднее его разрезали владельцы на металлолом и увезли в Грецию.

Новороссийск-город герой. Во время Великой Отечественной войны здесь шли кровавые бои. У обочины дороги стоит простреленный пулями вагон, как напоминание о том, что пришлось пережить защитникам города. Но защита  Малой Земли под Новороссийском хорошо описана Леонидом Ильичом Брежневым. Музейные экспонаты изображают сцены боёв. Есть стенд с фото героев Великой Отечественной войны. Мы посетили музей во время вынужденного нахождения в здании одной из школ во время шторма. Две ночи провели здесь. После того как буря утихла, мы уехали в Кабардинку. Там разбили палаточный лагерь на берегу, отдыхали полмесяца: купались в море, совершали походы в горы. Питались в столовой три раза в день. Загорелые и отдохнувшие дети вернулись домой без приключений.

Семья Меркуловых вернулась из Махачкалы после карантина. Что там предъявили Евгению на работе из-за просроченного отпуска, я не знаю. А Людмилу уволили с работы. То, что она не явилась после отпуска на работу, по причине карантина, так как нельзя было выехать за пределы города, директора птицесовхоза не волновало. В конторе нужен был ему работник, поэтому вместо неё он взял секретарём девушку – кабардинку. Людмила осталась не у дел. Её выручил директор школы, сосед по лестничной площадке, Мухтар Миллюевич Казанов. Он принял её на место делопроизводителя.
 
Поработав в школе, смышленая молодая женщина, увлекавшаяся литературой, решила связать свою жизнь с педагогической деятельностью. Уже на следующий год Людмила поступила в Пятигорский институт на отделение французского языка. Окончив успешно первый курс, она перевелась в Махачкалинский пединститут на отделение русского языка и литературы. Умный ход. Зачем мучиться учить французский язык столько лет, не зная, где его можно будет применить. В школах его редко учили в то время.

 Педагогическую практику она начала сразу, как только поступила в пединститут в Пятигорске. Уроки русского языка и литературы в среднем звене ей удавались на славу. С учениками она ладила хорошо, потому что много выдумки вкладывала при проведении уроков, что делали их увлекательными и интересными. О её внеклассной работе с детьми я писала в районную газету «Баксанская Правда».

 Педагогический институт она окончила, во время сессий была каждый год рядом  с сыном, которого воспитывали бабушка и дедушка. А в старших классах Игорь жил в Майском, в семье Меркуловых. Учился хорошо.  Людмила гордилась своим сыном. После окончания средней школы он поступил в Махачкалинский пединститут на французское отделение, окончил его. Он взял в жёны девушку из еврейской семьи, как сказала Людмила. Жена Игоря окончила английское отделение этого же института. Игорь – хороший семьянин. У них растут два сына. Оба имеют высшее образование. Все живут в Москве. Людмила при возможности навещает их летом.

Фото из семейного архива. Я в Кабардинке с группой старшеклассников.

                Продолжение следует....


Рецензии
Французский язык в Пятигорске во времена Лермонтова , поди, был вполне уместен.

Юрий Николаевич Горбачев 2   12.06.2021 05:11     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. Поздравляю Вас с Днём России!

Алифтина Павловна Попова   12.06.2021 08:48   Заявить о нарушении