Истинно ли страдание?

Страдание, в основном, воспринимается как физическая или душевная боль. В буддизме постулат «все есть страдание» является одной из четырех «благородных истин». И мы, видя вокруг себя «страдание» радостно с этим соглашаемся:) Но не задумываемся правильно ли мы пониманием этот философский термин. В современном санскрите он звучит как «дукха» и означает примерно то же самое, что и мы с вами понимаем под словом «страдание» — боль, скорбь, мучения и прочее. Но нужно напомнить, что современный хинди это такой же наследник праиндоевропейского языка, как и русский, поэтому истинный смысл, значение этого слова было сильно искажено последующими поколениями. С санскрита и пали «дукха» переводится как «волнение», возмущение спокойствия. Есть книга, которая называется «Возмущение знака» (автор Елена Петровская), так вот слово «возмущение» здесь использовано в значении «нарушения спокойствия». И если вспомнить, что вся материя состоит из постоянно движущихся частиц и волн, легко представить себе картину «океана страданий», которая уже не имеет негативной окраски, а становится философским описанием мира. Человек же, зажатый в постоянном бегстве от неприятного в сторону приятного, вынужден эмоционально окрашивать все «волнения» на поверхности своего ума. Следовательно, для него все «волнения» — это страдания, а состояние «покоя, удовлетворения» — это счастье. Так и образовались современные значения этих слов. Но в буддизме, «дукха» это «объективный механизм», который охватывает и состояние «волнения» и состояние «покоя» человека, а также их постоянную смену. Если человек сможет увидеть, что это его собственный ум превращает «страдание» в страдание, а «счастье» в счастье, то он станет свободным от постоянного избегания одного и преследования другого. И, конечно же, это не сделает его апатичным, бесчувственным чурбаном, но, наоборот, позволит использовать чувства, мысли и эмоции так, как они никогда не использовались до этого — свободными от жадности и страха.


Рецензии