Разговор монаха со старцем о Христе...

...продолжение...

- Здравствуйте, отче.

- Здравствуй, мой  друг. Как  поживаешь,  как  чувствуешь  себя  после нашего  последнего разговора  о духовном  намерении, сомнения  в  душу не  закрались?

- Нет, скорее  наоборот, возникла  лёгкость и ощущение свободы от  того, что пришло понимание великой  тайны, которая долгое  время не давала покоя.

- Так  вот  бойся  этой  лёгкости,  поскольку  она  очень обманчива. Это иллюзия сугубо умозрительного понимания чего-либо  одним  лишь  умом и  логикой  без  подключения к  этому  пониманию  сердца и  практики. Умозрительное понимание зыбко и  недолговечно, поскольку  плод воображения, а не  личной  практики использования  силы  намерения.

Подлинное  понимание всегда  базируется на знании и опыте  духовного сердца, которое и есть подлинное  понимание  сути всего и вся, запечатлённое Духом,   которое  уже невозможно утратить, исказить  или  забыть. На  этом понимании  и  базируется  взращивание  древа  духовного  сознания  и ума  Христова.  О чём  хотел  бы   сегодня  поговорить со мной?

- Я хотел  бы  поговорить о Господе  Иисусе  Христе,  -  не  очень решительно ответил  монах и отвел  глаза,  точно стыдился  своих  слов или  сказал  что-то крамольное.

- Ух  ты, как высоко  решил  вознестись твой  ум  после знакомства с намерением,  - с  улыбкой отреагировал  старец. – Знание о Христе – это вершина  духовного познания для  любого христианина,  это знание  о  запредельном  –  богочеловеческом , о  том, как соединяются  человеческое  и божественное, временное  и  вневременное, конечное  и  бесконечное, ветхое  и  новое, смертное  и  бессмертное. Ты  об  этом хочешь узнать и поговорить?

- Да, отче,  именно об  этом я  хочу узнать и поговорить с  тобой, но если ты  считаешь, что  я ещё  не достоин  этого знания,  то мы  можем  поговорить  о чём-нибудь  другом.

- Нет, нет,  как  раз  наоборот. Я считаю, что  ты достоин  этого великого знания, которое на  самом  деле при  всей  его запредельности для  рационального ума  и  мышления очень простое, ведь  это  знание  не  о  чём-то нечеловеческом, а  скорее  наоборот  о  самом  человеческом  из  всего возможного что  есть и может  быть.

Ведь  Христос по  учению  отцов – это  олицетворение самой  подлинной человечности в  высшем  её и  эталонном  качестве человечности совершенной, какой она  и  была  создана Духом.  Именно поэтому  знание о Христе, как  образе  человеческого совершенства  есть  глубоко  в сердце  каждого человека,  но  не  у  каждого оно  пробуждено  и  раскрыто.

Пробуждение и раскрытие  этого глубинного  знания  и есть основа  пути  сердца,  основа  православия  и  христианства по  учению отцов. Что ты  хотел  бы узнать о Христе, мой  друг?

- Я хотел  бы   понять, отче, как вообще  возможно  проявление  полноты божественности  в человеке?

-  Это одна  из  величайших  духовных  тайн над  которой лучшие  умы  мира  много веков  ломали  головы, так и  не найдя  подходящего объяснения, которое  было  только у  отцов-подвижников первых  веков,  обладавших самым   глубоким  духовным знанием  на  основе прямого духовного  видения  энергии.

Феномен Христа с  точки зрения  духовного  видения – это феномен чистого духовного сердца, которое напрямую соединено с  умом  и  не  имеет того  страстного  разрыва  и  разделения  на  ум  головы  и  ум  сердца, которое  есть у обычного человека.  Именно поэтому Христос - это  высший  духовный  ум  в  человеческой  плоти.

Проще  говоря, если  обычному человеку нужно  почти  всю  жизнь изменять  свой  ум, соединяя  его с  духовным  сердцем,  то у  Христа  ум  с сердцем  был соединён  с  самого рождения, а потому нетварные энергии благодати могли  беспрепятственно от Бога Отца  через духовное  сердце Христа попадать в  Его ум, отзываясь  божественными откровениями об Отце.

Все чудеса, сотворённые Христом,  - это и есть результат прямого действия энергии благодати Святого Духа, которая  могла  свободно циркулировать  от Отца  через  духовное сердце  Христа  и направляться силой  Его  духовного намерения, как  высшей  божественной  воли.

- Так  просто? – удивился монах.

- Да, так просто. Всё  божественное, как  и всё  гениальное,  на самом  деле очень  просто,  но именно эта простота  и является для  рационального ума  и мышления самым  сложным,  - с  улыбкой  ответил  старец.  -  Феномен Христа – это феномен Святого  Духа  во плоти, как  результат  полного безстрастия человека  или  абсолютной безгрешности,  говоря языком православия. Вот  почему  Христос  по  учению  отцов – это образ  совершенной человечности.

- Что понимается под  совершенной  человечностью?

- Понимается  полное  освобождение  природы  человека  от  эгоизма  и всех  страстей  тела,  души и  духа  с  возвратом  к  первозданному  адамному  состоянию  в  котором  и  был  создан  Богом  первозданный   человек.   Именно по  этой  причине  отцы  иногда  именуют Христа вторым  Адамом.

- Значит,  отличие  Христа от  обычного человека – это полное  отсутствие страстей тела,  души и  духа?

- Да,  именно  так по  учению  отцов. В природе Христа полностью отсутствовал  эгоизм, как  вид  хищного  или  дьявольского ума, внедрённого  при  грехопадении,  как   и  само страстное  начало,  которое  и  делает  обычного человека  страстным, тленным и смертным.  У Христа  не  было  скорлупы  интеллекта  и  рационального мышления, а  было  только внутреннее  сознание духовного сердца, которое было таким  ярким, что достигало периферии.

Можно сказать что  Христос  с  самого  рождения  получил  чистое  духовное  сердце  и  нераздельность ума, чувства  и воли  - что  думаю, то чувствую и  к тому  стремлюсь.  Вот почему  Святой  Дух смог  беспрепятственно войти в  Его  душу  и ум  в  нужном  возрасте  и  явить Себя  миру  во  всей  полноте. Таким  был замысел Отца.

- А Христос  - это Бог?

-  По учению отцов  Христос – это Богочеловек, в  котором по высшему духовному закону непротиворечиво, органично и  целостно были соединены  воедино две природы - подлинно человеческая и  подлинно Божественная  и соединение этих  двух природ породило то, что сегодня  и  именуется  Христом и  христианством.

- Отче,  а  почему  люди  считают и  называют Христа  Богом?  Разве  Бог  мог  разделиться,  чтобы  одной  частью быть  на  земле Христом, а  другой  оставаться  на небе  Богом Отцом?

- Богом себя Сам Христос не считал и  даже запрещал славить  себя, воздавая всю  славу  одному  только Отцу, а  себя  считая  только  посланником  Отца  с  миссией  спасения,  о чём  Он и  говорил - «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца».

Отцы  считали Христа  Логосом,  т.е.  Словом  и Законом  Божьим,  вневременно рождаемым Отцом,  который  единосущен  Отцу и Святому Духу по энергиям благодати, а потому может  проявлять  себя  энергиями и  Отца  и Святого Духа.

Образ Сына Божьего – это и есть  прообраз  рождения и  извечного  исхождения от Отца  Логоса, как  высшего  духовного Закона  и смысла  бытия в  лице Христа.  Отцы  различали Отца  и Сына, поскольку  знали, что  Бог  Отец  неделим  и  неизмеримо  больше Сына.

Об этом и сам Христос  говорил  своим  ученикам – «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня»,  поскольку  только меньшее может  входить во  что-то  большее.

- А почему  тогда многие  верующие  считают Христа  именно Богом?

- Сделать из Христа единого Бога – это досадное  упущение  и  искажение  истины  массовой  религией  в  угоду  упрощённому пониманию  простых людей, которым  невозможно  различать  Отца  и Сына и невозможно принять и понять  невидимого Бога  Отца,  как Дух,  а  гораздо проще принять,  понять и славить  Бога  очеловеченного  в лице  Сына  Иисуса Христа.

К  тому  же задачей массовой религии  не  является  достижение  совершенства, а  только приведение  заблудшего человека к социальной и морально-нравственной  норме, а для  нормы  нужен  именно  человеческий  образ  нравственного  совершенства. Поэтому  образ  Христа, как Бога,  идеально подошёл  для этой цели  и  задачи. 

Иметь  дело  напрямую  с  Богом Отцом  и  энергиями  благодати  Святого Духа – это удел только совершенных о Христе,  как уже вошедших  во  Христа,  и  духовно  зрячих, а  не  обрядоверующих, которым  нужен  более  простой  и понятный образ Бога.

- Значит,  сделать  из Христа  единого Бога – это изобретение самой  религии и церкви? – переспросил  монах.

- Это скорее  не  изобретение, а  результат  схоластики  и упрощения  учения  отцов. Покаяние  и следование  за  Христом – это  только  первая часть духовного пути,  когда Бог только  призывает  человека  и  открывается ему  только в  морально-нравственном  человеческом  образе, а  не  духовном и  сверхчеловеческом. 

Открытие  Бога  в   сверхчеловеческом  качестве Духа  и  источника энергии  благодати – это задача уже  второй части  пути  веры  совершенной  для  отрёкшихся   от мира,  стремящихся  к  высшему  совершенству. Поэтому  в  массовой  религии  и существует два  перехода от телесности к  душевности, а  от  душевности к  духовности.

Открытие  Христа, как  единого  Бога,  в  нравственном  и человеческом  образе – это переход  от телесности к  душевности, а  открытие  различий  между  всеми  тремя  ипостасями  - Отцом,  Сыном и Святым Духом – это  уже  второй  переход по  учению  отцов от  душевности к  духовности.

- Отче,  а  в  чём отличие Христа, как  Сына,  от  Бога Отца?

Старец  засмеялся и  ответил:

- Твой   ум,  подобно орлу,  воспаряет  всё  выше  и выше  к духовным  тайнам.  На  понимании  этого  отличия  Сына  от Отца  христианство  сломало  себе  все  зубы  и  само  разделение  церквей  на  Восточную и  Западную  с  появлением  разных  конфессий  возникло именно  из-за  непонимания  этого  отличия.

По   учению  отцов  главное  отличие Отца состоит в  том, что  только  Отец  рождает  Сына  и  Святой Дух  и  только от  Отца  исходят  нетварные  энергии  благодати Святого Духа.  Сын,  как  рождённый  и  рождаемый  Отцом Логос,  не  является первоисточником  благодати,  хотя  и  может пользоваться энергией  благодати  Отца  и  Святого Духа  посредством  силы  духовного намерения,  понял?

- Не совсем,  но  отчасти, - ответил монах. – Значит, Христос не  имеет в  Себе  благодати  Святого Духа?

- Как  раз  наоборот,  имеет, - с  улыбкой  ответил  старец,  -  но не Христос является первоисточником  нетварных  энергий  благодати, а  только Отец.  Христос, как  единосущный  Отцу  и  порождённый  Отцом,   может  только пользоваться энергиями  Отца. Вот  почему  Сам  Христос славил  только Отца  и  только Отца  считал Богом,  а  не  Себя.

- А  почему это понимание так  трудно далось церкви?

- Трудность  этого понимания  состоит  в  том, что видеть  и осознавать  разницу между  Отцом и Сыном может  только духовно  совершенный  и  духовно  зрячий   человек, способный  непосредственно  созерцать  и  видеть сами  энергии  благодати и их  движение от  солнца  единого  Бога Отца. 

Такими  духовно зрячими были только отцы – пустынники первых  веков. Именно  они  созерцали и понимали эту  разницу между  Отцом  и Сыном.  Позднее по  мере  сокращения  числа  пустынников  и аскетов,  когда церковь стала формироваться  как  официальный  институт,  это различие перестало пониматься,  а потому  образ Христа начал  становиться  по  сути образом единого Бога. Очень не многие  церкви, включая    армянскую, сохранили древнее знание отцов  до  наших  дней.

- Отче,  ты  хочешь  сказать, что отсутствие различий   между Христом  и  Богом Отцом стало  основой  разделения  церквей  и самого  христианства?

- Именно  так. Западная Церковь,  больше ориентированная на  светскую  душевность  и мораль, практически  вообще отказалась от идеи Бога Отца, как  единственного первоисточника нетварных энергий Святого духа, а пошла  по пути христоцентризма и  наделения  Христа всеми  качествами  единого Бога  вместе с Божьей Матерью.

Принятое  Западной Церковью  понятие  филиокве  буквально  и  означает  - и от Сына,  но  это  ложь по  учению  отцов.

Восточная Церковь, больше  ориентированная  на  духовность,  а  не  душевность,  следуя согласному  учению  отцов, осталась  верна древней духовно-аскетической традиции  рассматривания  первоисточником  нетварной  энергии благодати только  Бога  Отца, как  и учил Христос. 

- Значит, учение Западной Церкви более  еретично?

- Да,  более еретично  с  точки зрения  отцов,  если  исходить  из  сугубо  духовного  видения  и понимания,  но на телесном  и  душевном  уровне разницы в этом  практически  нет, поскольку и  там и  там ориентиром  и  первой  ступенью  является  нравственность и  мораль.

-  Я не совсем  понял,  поясни,  отче.

- Проще  говоря,  и  по  Восточному  и по Западному представлениям  от  телесности  нельзя  сразу  перепрыгнуть к  духовности,   минуя  стадию душевности  и  нравственности.  Именно  поэтому  первая  ступень  обращения  к  вере  в  виде  нравственности  и морали   практически  одинакова и  для Восточной  церкви  и для Западной. Поэтому  первичное обращение ко  Христу различий  практически не  имеет.

- А в  чём  же  тогда  состоят  отличия?

- Отличия как  раз и  начинаются  только  тогда,  когда  от  душевности  и морали  нужно  переходить  к  подлинной  духовности   или  от веры  массовой  нужно переходить  к вере совершенной  и иноческой . Вот  тут  и  выясняются  отличия  между учениями.

Учение  Западной  Церкви  о  филиокве  позволяет человеку становиться  только нравственным  и  душевным,  но  не  позволяет  стяжать благодать  Святого Духа,  поскольку не  имеет верного представления о Его первоисточнике, а  учение  Восточной  Церкви  позволяет  стяжать  благодать  Духа  именно благодаря  знанию  об Отце.

Таким  образом,  на  уровне массовой религии отличия между учениями Западной и Восточной  церкви  почти незначительны и несущественны,  но на  уровне совершенной веры  и  иноческой, касающейся  высших ступеней духовного  делания,  эти  отличия  принципиальны.

- Отче,  а ты  мог  бы  подробнее  объяснить суть  этих  отличий?

- Суть  в  том, что  для  цели  массовой  религии  достижения человеком  социальной  нормы,  знать о Боге  Отце  верующему совсем не  обязательно и  достаточно поклонения Христу, как  Сыну,  но  для  веры  совершенной,  когда  стоит  вопрос  стяжания  благодати,  поклонения  только  Сыну  недостаточно и  требуется  взаимодействие  с  Отцом  через Христа,   понимаешь?

- Не  совсем, - ответил  монах.

- Дело в  том, что для  видящих  движение  энергии,  Христос  – это  только  своего рода  Лестница  и Дверь  к  Отцу  и Царству  Отца, через  которую нужно  именно  входить  в  духовный  мир, как  учил Сам Христос – «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

Христос  здесь чётко даёт  понять  ученикам, что идти  нужно не к Нему, а  именно  к Отцу  через  Христа, как  через  Дверь. Говоря  другими  словами,  на ступени  веры  совершенной   иноку приходится  учиться   взаимодействовать  уже  с Богом Отцом  через  Христа.

-  Почему  это так ?

-  Потому, что  так  двигаются  энергии благодати,  которые  исходят  только  от Отца  и  для  их принятия  требуется  сонастройка  на  Отца.  Христос  при  этом  никуда  не  исчезает, просто  инок  как  бы  во Христе  учится  видеть  Отца, как  первоисточник  по  слову  Самого Христа - Видевший Меня видел Отца.

Как  тебе  объяснить,  Христос – это  путь   ума  к  духовному  сердцу,  а  из  сердца   открывается  уже  путь  к  Богу  Отцу  и  дарам  Духа.  В массовой  религии  есть знание  только  о  пути  к  духовному  сердцу,  но   знания  о  выходе  из  духовного  сердца  и  пути к  Отцу  в  массовой  религии  нет.

-  Почему  в  массовой  религии нет  этого  знания,  отче?

-  Потому, что  это  знание  о высших  дарах   Духа  и силе  духовного  намерения.  Это  знание  превышает  возможности  любого  человеческого ума  и  оно намеренно  было  закрыто  ещё  в  первых веках  христианства.

- А как обретаются  эти  дары   силы  отцам  было  известно?

- Известно.  Эти  дары  обретаются  только  на  высших ступенях  соединения  ума  с  духовным  сердцем, когда  ум  настолько  хорошо  освоится   в  пространстве   духовного сердца, что  может  выходить  из  духовного сердца в  большой  духовный  космос обителей Отца.

Это удел  совершенно  верующих  - иноков,  исихастов  и  отшельников, практикующих умную  молитву  и умное  делание. Простым верующим  знать  об  этом  посещении  совершенной  душой  в  зрительной  и восхищенной  молитве  мира  Духа  и  разных  обителей не  нужно.

- А что  такого  особенного в  этом  делании  и выходе  из  духовного сердца  в  мир Духа?

- Я тебе  уже  говорил.  Для  такого  делания  и путешествий  в  мир Духа  нужна  энергия  благодати самого  Отца,  от Сына  этой  энергии  получить  невозможно,  ибо  не Он  её  превоисточник.  Именно поэтому  инокам  на  высших ступенях   духовного  делания  нужно  учиться  взаимодействовать  с  Отцом  напрямую.  Секрет  даров  Духа   и  духовной  силы  в  том  и состоит, что  это  всё  дары  Отца, а  не  Сына. Сын  Сам только пользуется дарами Отца.

- А в  чём  же  тогда  состоит  дар  Христа?

- Дар  Христа  миру  и  людям  –  это Логос или  Слово истины  об Отце,  духовном мире  и высшем  духовно-нравственном  Законе, как  едином  Законе Божьем.   Это  знание  Христос  и передаёт  людям  через  энергии  благодати  от Отца.

Иными  словами для  видящего движение  энергий благодати,  Бог  Отец, как  солнце  Духа,  постоянно  посредством  эманаций  передаёт  и  транслирует  в  мир  и каждое  сердце  Свой  Логос, как  высший  закон  жизни.

Этот совершенный  Закон жизни  и есть  Божественное  намерение  и  Божья воля, совершенно  безстрастная  и  единая  для   всего живого и   сущего, а Христос – это только выразитель  и  носитель   этой  высшей  Божественной  воли и намерения,  как  единосущный  Отцу.

- Значит, Сын Божий от себя  вообще  ничего  не  рождает? – с  удивлением переспросил  монах.

- Ну, конечно.  В этом и состоит секрет высшего духовного знания. Христос  только передаёт  и  транслирует  через  Себя, как  Логос,  высший  Закон  Отца.  Люди и называют  этот  закон  высшим  духовно-нравственным  законом,  поскольку  он поступает  от Отца в  каждое  человеческое сердце,   понимаешь?

- Нет, поясни,  отче.

 - То  особое  трепетное  чувство, которое  живёт  и  рождается  в  каждом  человеческом  сердце,  обращающемся к  вере  и  становящемся  на  путь  совести,  правды  и  истины,  которое люди  называют Христом,   есть  единый  духовно-нравственный  закон,  транслируемый  от  Отца.

Это и есть то, самое  -  «Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».  Проще  говоря,  Бог Отец  Христом  стучит  в  каждое  человеческое  сердце,  но не  каждое  сердце  слышит  этот стук  и  открывает двери  сердца.

- Значит, то, что люди  называют  Христом,  есть  энергии благодати Бога Отца, поступающие  в  сердце  человека?

- Именно  так,  для  видящего Отец  как  бы  постоянно  транслирует Христа, как  Логос  и  образ эталонной духовно-нравственной человечности в каждое сердце каждого человека. Природу этих команд  и  эманаций  Бога Отца  постичь невозможно,   поэтому  невозможно и  разделить  Логос  Отца  и  Христа, как личность.

Именно поэтому  простые  верующие  и  не  могут отличить личности Христа от Логоса  и считают их  одним.  Но  духовные  люди,  обладающие  духовным  созерцанием  и видением,  различают  личность Христа  и  набор  энергий  благодати, поступающий  от Отца  в  сердце человека.

- Отче,  а в  чём состоит это  отличие  известно?

- Оно состоит в  том, что  набор  энергий  благодати  Логоса,  часто  также  именуемый  Христом,  – это  своего  рода  заданный  свыше  шаблон, слепок  или матрица  параметров  эталонной человечности,  которая  едина  всех  людей,  а  Христос  - это  реальная  личность  и  духовная сущность  высших порядков.

Проще  говоря,  обычные  верующие  по незнанию  именуют Христом  и  самого Христа, как  высшую богочеловеческую сущность, и  совершенно  безличную  матрицу параметров эталонной человечности, как  набор энергий благодати, транслируемых  в  каждое  сердце.

- А сложно научиться различать  личность  Христа и матрицу параметров  человечности?

- Очень сложно.  Это могут  делать  только духовно осознанные  и  видящие  люди. Поэтому  и  возникает путаница  вокруг  того,  кто и  что есть Христос  и  как нравственный  закон  и  как  божественная  личность. Как  личность, Христос уникален,  индивидуален  и неповторим, а  как  нравственный  закон – един для  всех  людей.

Знание  этого и есть основа  того, как от  ступени  нравственности переходить к  ступени духовности. Вот  почему  вся Западная  Церковь  благодаря филиокве  не  может  продвинуться  далее  нравственного  и человеческого  образа  Христа  и  доходит только   до ступени морали.

- А святые  отцы  Восточной Церкви  шли  дальше?

- Отцы  Восточной Церкви  не  останавливались на  ступени  нравственности, а  шли ещё  дальше  по пути  стяжания  благодати  и  успешно  переходили к  высшей ступени  духовности,  достигая в  итоге  плодов  Духа и  подлинного совершенства самого Бога  Отца.  

Священнобезумие духовного  ума,  сила  духовного намерения  и  духовный двойник  телесного человека -  это и есть  те  высшие возможности  духовного человека,  о которых не  знает  Западная Церковь и о которых  в массовой религии нельзя  говорить вслух. 

Может, для тебя  станет  открытием  то, что из  четырёх  сакральных животных  тетраморфа  - Человек, Вол, Лев, Орёл,  отражающих  этапы  достижения  духовного совершенства, Орёл и является  олицетворением совершенства не Христа, а  Бога Отца.

Орёл – это самый древний символ  божества, рождённый ещё  во  времена магической  культуры и  традиции  задолго  до  появления  ветхозаветного  иудаизма,  христианства  и  миссии Иисуса Христа, которая  надолго  изменила лицо мира.

- Отче, а в  чём заключалась  миссия  Христа  для человечества?

- Если  исходить из  слов  самого Христа,  то миссия Его состояла  в  спасении  только  погибших овец дома Израилева  или  самих иудеев,  но значимость этой миссии  была  столь высока и  впечатляюща, что  она стала  миссией спасения всего погибающего человечества,  получив  мощнейший  резонанс  благодаря  рождению и распространению христианства, которое на два  тысячелетия изменило облик  нашей  цивилизации.

- Это произошло  благодаря  тому, что  Христос  открыл  людям духовное знание  об Отце, воскресении  и  спасении  души?

- Не совсем  так.  Христос на  самом  деле не  открывал миру ничего нового. Знание о вторичном   воздвижении,  духовном  двойнике  и  пути  сердца  существовало  в  мире и  древней аскетической традиции задолго до Христа  и  подвиг  распятия  за  истину  повторили  многие и  до Христа.

Христу  удалось  то,   чего не  удавалось никому  другому, -  сделать  знание  о  воскресении  и спасении  души  достоянием всего  человечества. Именно Христос провозгласил  это  сакральное  духовное  знание не  одному  Израилю, а  по  сути  всему  миру,  но  эта манифестация  сакрального знания  стала и его проклятием.

- Почему?

- Потому, что эта  популяризация  всему  миру закрытого духовного знания  о  совершенстве  и спасении души сыграла  с  ним  злую шутку, поскольку это великое знание массовой  религией было выхолощено,  искажено  и профанировано до уровня  обрядоверия и  нравственной идеологии.

Апогеем  профанации  этого  знания  стали  большевизм, социализм  и  научный атеизм, которые  выхватили  из  него  только  голую  мораль  и  нравственность  и  полностью  отвергли  духовность  и  энергию, как  первооснову.  Так и  появились  нравственность  и  мораль  без  религии,  личности Христа  и Логоса.

- А что  особенного  было в  личности  самого  Христа, как  Мессии,  и чем  Христос  отличался  от  обычного  человека?

- Особенным  быто  то, что  внешне  Христос  практически  ничем не  отличался от  любого  другого человека. Вместе с  тем  внутрненне  и  душевно  Христос  принципиально   отличался   от  любого   другого человека  своей  безстрастной  природой, в которой  с  рождения  не  было  эгоизма  и  доминанты  страстей. 

Во Христе  не  было  страстной  и  низшей  животной  человечности, как   следствия   движения  энергии  страстей, поскольку  Христос  родился в  результате  непорочного зачатия от Духа.   Проще  говоря,  Отцом  Христа был не человек, а  Дух  Святой  и Бог Отец, поэтому и не  было  наследственной передачи ни первородного,  ни родового повреждения, какое  бывает при обычном  зачатии.

-  А отцы  знали как это стало  возможно?

- Знали,  но не  могли  объяснить,   поскольку  эти процессы выше любых слов и  возможностей  человеческого  понимания. Отцы использовали  понятие сгущения  и уплотнения Духа  до возможности прямой материализации  в  чреве Богородицы, которая также  была олицетворением  женской чистоты,  непорочности  и  целомудрия.

Итогом этого  соединения  Святого  Духа  и  женского  целомудрия  и  стало  рождение  уникальной  плоти,  которой  не  был передан  первородный  грех  и  грех  родовой,   а  личный  грех  был практически невозможен по  самой  благой  и  безстрастной  природе.

- Но ведь  Христос при  этом  был  обычным  человеком, которому нужно было  удовлетворять все  естественные  потребности?

- Разумеется. Христу были  присущи  все естественные потребности  любого  человека. Отличием  было  то, что  эти  потребности  не  имели  во Христе  страстной  основы.  Отцы  именовали их непорочными страстями  Христа.  Главной  же  особенностью  Христа  было  то, что отсутствие  у  Него  страстей  и  эгоизма,  позволяло Его уму и  воле  с самого  детства иметь  прямую  связь  с  духовным  сердцем  и Богом  Отцом.

- И  что  это  давало Христу?

- Это давало  Ему  главенство  Духа  и  духовного Закона  над  плотью  и  законом материи во всём.  И   если  обычному  человеку для духовного познания нужно  было  обращать свой  ум  и волю  от мира  к  сердцу, чтобы  через  покаяние  пытаться  их  снова  соединить,  то у  Христа  они  были  с детства   уже  как  бы соединёнными  и нераздельными.

Поэтому  Христос  с  самого  детства уже  многое  знал о Себе,  об Отце,  о  духовном  мире, чем  и вызывал  удивление  и  неподдельный  интерес,  когда  в  возрасте  12  лет мог  свободно  говорить с  духовными  учителями  и старейшинами  о Боге  и  духовном  мире.

- А почему Христос  вышел на  проповедь Евангелия  только в 30 лет, а  не  раньше и не позже?

- Потому что 30 лет – это символ  полноты телесного развития человека после  чего начинается  ступень  душевно-духовного  развития. По достижении 30 лет  плоть Христа  достигла  полноты  физического  развития  и стала  готовой  к полноте  соединения  со  Святым Духом,   что  и произошло в  момент крещения.

- Значит,  раньше 30 лет Христос не  мог проповедовать Евангелие?

- Не мог. Внутренне древо Его  телесного  ума ещё не  достигло всей  полноты  зрелости  и  не прошло закалки   через искушения  чтобы быть готовым  возвещать истину и  восходить на  крест. Как совершенному человеку, Христу  нужно  было пройти все ступени телесного роста  и  развития.

 - Отче,  а искушение сатаной Христу  было  обязательно проходить?

- Обязательно. По  древней духовно-аскетической  традиции после  посвящения  и  обращения к  вере  дух человека  должен  быть закалён  и  искушен  совершенным  умом демонов и  бесов. Только после  этого испытания дух  становится совершенным,  безстрастным,  непадательным  и  готовым к проповеди истины  и  высшего духовного знания.

 По  древней  аскетической  традиции это и есть этап Льва и обретения силы духовного намерения. Отцы-пустынники  первых веков  также  выходили  в мир на проповедь  знания  только  после искушений  и по достижении  духовной силы,  а  сегодня этим  занимаются  миссионеры - подростки, не  имеющие и  сотой доли  духовного знания  отцов.

Отцы проповедовали Христа и Евангелие  миру  от избытка света  и  энергии благодати в  сердце, а  современные  миссионеры  делают  это от  избытка невежества  и  темноты в  душе. Я же  тебе уже  говорил, что  у  современных  людей уже  нет внутри свечения Фаворского света благодати, какое  было у  отцов.

- Отче, а  что означало преображение Христа на  горе Фавор?

- Преображение означало  то, что Христос  показал   там своим  ученикам  своё  подлинное  духовное  тело  нового человека, как  ослепительно  ярко светящееся  яйцо,  наполненное  энергиями  благодати  Святого Духа. Это  означало то, что Христос  уже  имел  тело  духовного  бессмертия  и  был  готов к  восхождению на  Голгофу,  о чём и  был наставлен Илией и Моисеем.

- А Он мог избежать столь  мучительной  крестной смерти,  имея  духовное тело?

- Теоретически мог, а практически  нет. Он  воплощал замысел  Отца об  искуплении всего человечества  через  явление  пути  спасения  для  каждой  души.  Именно  поэтому как  совершенный  Богочеловек  Он   должен был  пройти все этапы  и  ступени совлечения ветхого человека  от  рождения до  смерти  и  воздвижение после  смерти  нового духовного человека.

На кресте распиналась, страдала  и умирала  только плоть  и ветхое  тело Христа. Духовное  тело Его  при  этом не  страдало  и  не умерщвлялось, а  только укреплялось.

- Отче,  а  что по  учению  отцов означала  и символизировала  смерть Спасителя на  кресте?

- Она  означала  то, что  невозможно  совлечь  с  себя  ветхое  тело  греха  и смерти,  поражённое  до основания  эгоизмом  и страстями  без  прохождения смерти и  распятия собственной самости и собственного эгоизма, как дьвольского ума.  Только полное умерщвление в  себе эгоизма  и  полное  распятие  всего  страстного основания служит основой воскресения  и  рождения нового человека.

-  А как  правильно понимать  Воскресение Христа?

- Как  высшую  духовную  возможность  обрести  бессмертие, которая изначально  даётся  каждой душе,  но  не  каждая душа  ей  пользуется  и стремится  воспользоваться. Воскресение Христа по  учению  отцов – это  образ  и  символ  истинного предназначения  души  к жизни вечной.  Это  и  есть  действие  духовного закона вторичного воздвижения  сил  и  энергий души.

Но Христово Воскресение – это воскресение совершенной души, которая уже  имеет совершенное световое  тело  духовного  двойника. Не  стоит  думать, что  аналогично  и  легко  воскреснет каждый  смертный. Над таким  Воскресением,  каким  воскрес Христос,  каждому  нужно трудиться всю  жизнь  по стяжанию  благодати, искоренению  страстей  и соединению  ума  с сердцем.

- Это,  действительно,  так  сложно,  отче?

- Действительно.  Я тебе  уже  говорил, что  в  духовном мире нет никаких  чудес, а  есть  строгий и  неумолимый  закон движения божественной энергии. У  Христа  с  самого  детства  ум  и сердце  были  почти  одним целым,  потому  благодать  Святого Духа  свободно  и  беспрепятственно  посещала  Его  сердце,  душу  и тело.

Обычному  человеку нужно несколько десятков  лет  на  то, чтобы  только повернуть  ум  от мира  к  сердцу, а  потом  ещё  несколько десятков  лет на  то, чтобы соединить ум с сердцем,  развив  ум  духовный,  не  говоря  уже  о стяжании благодати.  Это высшая  аскетика, а  не  обрядоверие.

- Отче, а   если  бы  Христос  не  умер  на  кресте,  а  остался  жив, к примеру,  то  он  был  жил  вечно или  умер от старости?

-  Ну  и вопросы у  тебя, - с некоторой  усмешкой  отреагировал  старец.  - Я этого не  могу  знать наверняка,  ибо пути Господни  неисповедимы.  Если исходить из  высшего духовного закона, то  Христу  просто не  нужно  было  жить вечно среди  людей,  ибо  здоровому  очень  тягостно находиться  постоянно  среди  больных  и  несовершенных. 

Поэтому Христу скорее  всего  пришлось  бы  возноситься  и   уходить из  этого  грешного  мира  по  собственной  воле  не  дожидаясь  смерти  от старости.  Многие  отцы первых  веков в  зрелом  возрасте оставляли  этот мир  добровольно,  имея тело  духовного двойника.  Я тебе   уже  говорил, что  жизнь  в  теле  или  в  духе  для  духовного совершенного -  это  дело  комфорта  и личного выбора.  Земля - это  не  место для совершенных душ  и  умов.

Не  забывай, что Христос, как  и  Его крёстный  Иоанн Креститель,  были строгими  аскетами  и  безупречными  воинами  Духа, а  не  обрядоверами  и  не благочестивыми   захожанами.  Христос  показал  всем  уверовавшим в  Него  самый  тесный, самый прямой  и самый  короткий  - крестный  путь  спасения  через  совлечение  ветхого человека.

Это символ  возможности  внутреннего перерождения  каждого человека  для обретения своей  утраченной  духовной  целостности,  силы  и  бессмертия, а согласное  учение  отцов  о  душе – это  самое  полное  и верное  знание  о  практическом  использовании этой возможности.

-  Но ведь  сегодня такой путь спасения уже  невозможен, - возразил монах.

- Он возможен  всегда. Вопрос  только в  цене и  объёме  усилий. У современного рационально мыслящего  человека уже нет  возможности заплатить эту цену  и потратить всю  жизнь на изменение самого  себя. Современному человеку  нужна комфортная  вера комфортного спасения  чудом. Эту  иллюзию и укрепляет современная  религия.

Всю  жизнь  был стяжателем  золотого тельца  и лицемером,  а  потом  вспомнил  о смерти, пришёл в  церковь к  батюшке – чудотворцу,  дал  ему  денег  на церковные  нужды, поплакался  о своих  бедах  и  считай  искупился,  покаялся  и  готов к смерти и  воскресению, как Христос. Вот каков смысл  и символ современной веры.

Современному человеку не  нужен  Христос,  Его  крестный  путь  и вера совершенная, а  нужны только игры в благочестие и  человеческая слава, а  не  слава  Божья.  Если  бы  Христос сегодня  пришёл в  наш  мир, я  не  уверен  в  том, что его  не признали  бы  еретиком или сумасшедшим.  

- Ты  серьёзно так  думаешь, отче?

 - Конечно.  Хочешь, я  с  точностью  опишу  тебе  то, что было  бы, если бы  Христос  пришёл  сегодня   в  мир  и  Свою собственную Церковь?

- Хочу, - с  интересом  ответил монах.

- Если  бы  Христос пришёл  сегодня в  Церковь и   увидел  всё  то, что  там творится  и  во  что превратился  Его  дом  молитвы,  Он  бы пришёл  в  отчаяние.  Но если  бы  Он  со всей  душой  попытался  что-то  изменить  в  Своей Церкви,  Его  бы  выгнали в  шею, как еретика  и самозванца, который  несёт  крамолу,  говорит  безумные  вещи и  своей  критикой покушается на  святое, непогрешимое  и некритикуемое – на  саму  церковь и  священство.

- Ты в  этом  уверен,  отче?

- Абсолютно. Скажи  Он  сегодня   правду  вслух, как  Он всегда   это  делал,   Его  бы  тотчас  выгнали  из  церкви  поскольку в  ней  уже  почти  всё  формализовано  и  забюрократизировано  и  Духу  Святому  нет  возможности  проявить  Себя  напрямую  через  Логос  и Слово.  Именно поэтому  Христос  сегодня  даже  не смог бы  доказать  в  церкви   своей  духовности  и  образованности,   поскольку  не смог бы  предъявить  официального свидетельства о  духовном  образовании  без  которого Его никто бы  не  стал  слушать.

Ещё  более  полачевно  то, что  за  Христа  сегодня  не  смог  бы  никто   поручиться  - ни  один  священник  и  настоятель, как за  добропорядочного прихожанина  и верующего  своего прихода, поскольку   поручительство  и  круговая  порука - это  внутренний   фильтр  современной  религии   и  без  этого  человек  не может  быть признан благонадёжным  в  церкви.  Вот  почему  Христос  сегодня даже  не смог бы  доказать  в  церкви  своей  благонадёжности,  не говоря  уже  о  божественности.

- А если  бы  Он  начал  проповедовать  и открывать  священству  Божественные тайны?

- Это  было  бы ещё  хуже, потому что это  могло  бы  подпасть под  статью  сектантство,  несанкционированная религиозная агитация или  нарушение закона  о защите  чувств верующих.

Если  бы Христос сегодня  хоть словом  обмолвился о божественных тайнах, которых нет в  синодальном богословии,  епархиальные  сектоведы Его  бы  назвали  сектантом  и  откровенным  еретиком,  а  психиатры  посчитали  бы полностью  безумным и сумасшедшим, отправив в психиатрическую клинику. 

Я тебе   уже  говорил, что  священнобезумие  духовное   в современном  рациональном  мире -  это давно уже  не  совершенство, а  признак порочности  и  безумия клинического. И что бы оставалось делать Христу по-твоему? – с  улыбкой  спросил  старец.

- Может,  сотворить  чудеса? - неуверенно ответил монах.

- Я уверяю  тебя,  что  и  это не сыграло бы  сегодня  никакой  роли  и  не помогло бы открыть  глаза современного  рационально мыслящего  человека, встретившегося  бы  лицом  к  лицу  со Христом.  Даже  прямое  чудо  в современном  мире  иллюзий,  фейков  и  лжи  было бы  расценено как  технологичная  постановка  и  манипулирование  восприятием для привлечения  внимания. Вот что  такое современный  мир и  рациональный  человек  по отношению к  реальному  Христу.

Печальнее  всего  то, что  сегодня даже в  церкви  уже  надёжно перекрыты все  те  каналы по  которым  Святой Дух мог бы  войти в  любое  чистое сердце и  начать говорить голосом  Христа. Дух  сегодня ничего уже  не  значит  и  мнение  самих  людей  гораздо  выше любой  истины  и Самого Христа.  Поэтому Христу  просто нечего  было  бы  делать в  современном  мире тотальной  лжи и невежества,  населённом полу-призраками  и  полу-бесами, искренне считающими себя  людьми.

Истина состоит в  том, что  Христос всегда  был, есть и  будет  гоним этим миром  и знание  этого  даёт инокам  повод  скрывать в  этом  мире  своё  сердце  от всех,  даже  от церкви, которая  также  становится  частью  этого мира.

- А как  же Второе Пришествие Христа?

- Второе Пришествие – это финал  и  точка завершения  этого мира, который  в  своём  безумии  и  стремлении  к  рациональности  дошёл  до предела  темноты,  бездуховности  и  невежества, которое  надлежит  принудительной остановке  свыше  и осуждению. Это единственный способ показать современному  Кто есть Христос.

- Твои слова навеяли какую-то  грусть, отче, -  сказал монах.

- Твоя грусть – это  результат  действия эгоизма  и рационального ума, который не   увидел  для себя перспектив  в  будущем. Для  ума духовного во Христе – это радость окончания эпохи тотального невежества и возможность лицезрения Христа во  всей божественной славе. Это  ли  не  цель любого инока, монаха и совершенно  верующего? На сим  и  закончим наш сегодняшний  разговор.

- Спаси Господи,  за  вразумление.

- Не  за  что, мой  дорогой, с  тобой  моё благословение, ступай с Богом…



Из  книги “Согласное  учение святых отцов  Восточной Церкви  о  душе, святоотеческая православная  психология”, Духовно-аскетические  беседы.


Рецензии