Ведать ЛАД и МИР

ПОЕЗДКА ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ. ВЛАДИМИР

Мои воспоминания о Владимире, славном и древнем городе, были не слишком радужными. Город запомнился мне пыльным и малоинтересным. Архитектура храмов безусловно чудесная, но сильнейшая жара, стоявшая тогда, не позволила в полной мере оценить эту красоту. Мы все были одеты в шорты, и в знаменитый Владимирский собор нас не пустили. И это было справедливо.

Поэтому желание моих подруг обязательно побывать во Владимире я восприняла без особого энтузиазма. Однако название города говорило само за себя: Ведать ЛАД И МИР. Это было как раз то, чего мне хотелось более всего.

Город встретил нас очень радушно. У нас была запланирована экскурсия в центр народного творчества «Город мастеров» и мастер-класс по владимирской росписи по дереву. Было так приятно убедиться, сколь много не просто мастеровых талантливых людей, но и тех, кто охотно передает своё мастерство. И в который раз, особенно в провинции, я снова и снова осознаю, что главное богатство земли русской – это люди, даровитые, добрые и изобретательные. И очень трудолюбивые. Как сохранилось это богатство, этот огромный творческий потенциал, невзирая на множество трудностей, подчас лишений, Бог ведает. Однако не скудеет земля Русская умельцами.

С этими мыслями по завершении, похожего на медитацию с рисовальной кисточкой в руках, мастер-класса мы отправились гулять по Владимиру, намереваясь зайти в древние храмы. День перевалил за половину, и уже осеннее солнышко клонилось к земле, и на неё начали ложиться тени. Мы поспешили к знаменитым храмам с их волшебной резьбой по белому камню. Это каменное кружево, украшавшее совершенные по пропорциям строения, казалось почти ненастоящим, словно нежнейшая вуаль, наброшенная на каменные стены.

Опустились сумерки. Мы вошли в ещё открытый для посетителей предел Владимирского собора (сам собор уже был закрыт) и погрузились в мерцающую свечами тишину. Я давно не была в церкви и почти забыла это состояние, которое когда-то искала и находила в храме: тихой благодати, бытия наедине с Богом. Фрески на стенах, запах ладана, свечи, иконы со множеством символов, высокие, уходящие в небо своды, всё это настраивало на ЛАД И МИР в душе. Я вспомнила и прочитала древние молитвы, которые ещё в старые времена перешли от предков в церковный обиход, и, присев, ещё больше погрузилась в состояние внутреннего покоя. Мне было так хорошо, что даже молитва затихла во мне. Только Дух царил внутри своим чистым сиянием.

Пришла в себя, огляделась. Похоже спутницы мои тоже переживали состояние внутреннего умиротворения. Выходя, взглянула на уголок, где подавались требы и продавались свечи, и увидела чашку с блюдцем со словами: «Храните друг друга во все времена». Я подошла и взяла чашку в руки, чуть повернула - изображение мужчины и женщины с головами, склоненными друг к другу, ещё повернула, и взгляд упал на чуть улыбающееся лицо Ангела-Хранителя. Чашка была очевидно ручной работы, её неровная форма словно хранила след рук мастера. Она уютно ложилась в ладонь. Я посмотрела на цену. Она была явно высоковата, и я отошла. Но чашка не отпускала, словно слова и образы, запечатленные на ней, хотели уйти со мной. Немного помедлив, я достала деньги. Женщина, продававшая свечи, упаковывала чашку необычайно тщательно, словно ей никак нельзя было разбиться.

Взяв маленький мешочек, я вышла из полутёмного храма на улицу и обомлела: подо мной колыхалось море, а рядом благоухал огромный куст белых роз, испускавших нежно-розовое свечение. В первое мгновение мне показалось, что я далеко на юге, в другом месте и времени, однако вскоре поняла, что стою на высоком холме под стенами храма, окруженного цветущими розами.

Я подняла глаза вверх, к куполам. Красота и величие сооружения наполнили моё сердце огромной благодарностью. Руки мастеров подарили мне чувства необычайной глубины.
И я поблагодарила все церковные сооружения, где когда-либо бывала, всех мастеров их создавших, за ту атмосферу Божественной красоты и благодати, которую мне там довелось ощутить, за минуты радости общения с Богом. Пусть сегодня я чувствую себя сильнее и храм вижу внутри себя, но когда-то было иначе, и тогда великая красота церковных храмов и гармония символов, сохраненная умелыми руками мастеров, помогала мне найти умиротворение и лад в душе.

Над Владимиром опускался вечер, загорались огни. Мы прошли к памятнику Великого князя, в честь которого назван город. С холма открывался прекрасный вид: внизу дома древнего города светились искорками окон. Народа было совсем мало, и ветер утих. Сквозь тишину вечера была слышна негромкая музыка, кто-то наигрывал на гармошке. Я обошла вокруг памятника князю Владимиру и увидела мужчину, а перед ним фигурку игрушечного Крокодила Гены из мультфильма про Чебурашку. Я уж было собралась пройти мимо, но несоответствие очень интеллигентного и ухоженного вида игравшего и его занятия заставили меня помедлить.
- Уделите мне несколько минут, - вежливо обратился ко мне мужчина. - Я хочу спеть Вам свою песню о моём родном городе, о Владимире.

Попросив его повременить, я подбежала к моим спутницам и позвала их послушать песню. Мы были единственными слушательницами. Слова песни оказались простыми и искренними. Человек с гармошкой объяснялся в любви к своему родному городу. Видимо найдя в нас внимательных слушателей, мужчина стал рассказывать, как начали приходить к нему стихи, а потом песни. Он не знал, что со всем этим делать, и батюшка посоветовал ему выйти на улицу, и петь для проходящих мимо людей, рассказывая им обо всём, что его волнует. И вот он стоит и поёт, изливает в песнях душу.

Был ли это знак для меня. Возможно. Однажды я услышала, что каждому человеку следует написать свою книгу. Древний город словно говорил мне: «Хочешь Ведать ЛАД И МИР, пой песню своей души людям». И если кто-то сейчас читает эти строки, значит он её слышит, и пусть ведание лада и мира родится в его душе.


Рецензии