Великие люди от Авраама до Хокинга 9

Семнадцатый век (продолжение)


Немецкий органист и композитор Иоганн Пахельбель – автор спокойной и благонравной музыки.

В лирико-созерцательной музыке Пахельбель обращает взор к Деве Марии.

На флагштоке Жильбера Лафайета развивалась французская декларация прав человека.

Французский революционер Лафайет принимал участие в войне за независимость Соединенных Штатов Америки.

Царевна Софья Алексеевна, сестра будущего императора Петра Великого, отличалась коварством в реализации своих тайных замыслов. Она пришла к власти, подстрекая стрельцов к бунту; заманила священника-раскольника Никиту Пустосвята для споров о вере, уличила его в рукоприкладстве и предала казни. Пригласив к себе в село Коломенское для переговоров главу непослушных стрельцов Ивана Хованского, распорядилась умертвить князя. В этих неблаговидных делах царевну поддерживал честный, умный сановник, князь Василий Голицын, которому удалось растопить ее холодное сердце. Но, убив Ивана Хованского, она приблизила к себе не Голицына, а высокого, стройного, с выразительными чертами лица красавца Фёдора Шакловитого, который не в пример Голицыну, не был мудрым и трезвым политиком.
Настала решающая схватка с подросшим царем Петром. Заговор, составленный Софьей против младшего брата, провалился – рядом с ней не оказалось надежной опоры. Царевну предали все: близкие бояре, стрельцы, патриарх. Она осталась в одиночестве. Поняв, что сопротивление бесполезно, Софья удалилась в Новодевичий монастырь, где вскоре стала инокиней Сусанной.

Итальянский композитор Джузеппе Торелли – маэстро трубы! Его музыка блестящая и праздничная. Он написал свыше 30 концертов для трубы с оркестром.

Музыка английского композитора Генри Пёрселла отличается изысканной красотой и рыцарским благородством.

Балладная лирика Пёрселла определяет характер его знаменитой оперы «Дидона и Эней».

Погружаясь в лирическую задумчивость музыки Пёрселла, невольно видишь перед собой лондонские туманы, спокойное течение Темзы с ее зелеными лугами и старинными замками по берегам.

Пёрселл – лирико-эпический композитор: музыкальный Вергилий.

В музыке Генри Пёрселла и Георга Фридриха Генделя явственно присутствует английский национальный дух.

Композитор Генри Пёрселл, драматург Уильям Шекспир, живописец Томас Гейнсборо, поэт Джордж Байрон – выдающиеся мастера английской лирики.

Увлекательная «робинзонада» английского писателя Даниэля Дефо – это апофеоз деятельного оптимизма, гимн силе духа, терпению, труду и жизнеустройству.

Перу Дефо принадлежит свыше 500 сочинений, в числе которых Роман «Робинзон Крузо». Жизнь писателя не отличалась целеустремленностью: он занимался торговлей, предпринимательством, участвовал в сражениях, занимал различные общественные позиции, переходил от одного лагеря к другому, не брезговал шпионить и предавать компаньонов, сидел в тюрьме, бросил дом и умер на чужих руках.
Дефо не откажешь в живучести и умении приспосабливаться к неблагоприятным обстоятельствам!

Иоганн Йозеф Фукс – австрийский музыкальный теоретик и композитор. Он пишет идеальную по звучанию музыку, достойную пера маститого ученого-контрапунктиста, однако она без Божьей искры. В русской музыке есть его двойник – Сергей Иванович Танеев.

Композитор Алессандро Скарлатти – глава неаполитанской оперной школы, отец гениального Доменико Скарлатти.

Музыка итальянских композиторов Алессандро Скарлатти и Антонио Вивальди отличается одна от другой тончайшими, едва ощутимыми оттенками: у Скарлатти она пастельная, солнечно-земная, у Вивальди – акварельная, солнечно-Небесная.

Музыка французского композитора Андре Кампра в отличие от галантных балетов Жана-Батиста Люлли – энергичная, волевая.

Музыка Кампра – простонародная, Люлли – королевская.

В отдельных эпизодах музыке Кампра доступны трагедийные глубины жизни, в других случаях она достигает высот деятельного жизнеутверждения!

Подвиги генерал-адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина достойно продолжали знаменитые русские флотоводцы: Ушаков, Лазарев, Макаров, Нахимов. На пустом месте слава не возникает!

Два великих полководца, два генералиссимуса Евгений Савойский и Александр Суворов в юности не отличались крепким здоровьем, но обладали огромной силой духа и редкой настойчивостью в достижении поставленной цели.

Евгений Савойский, подобно Александру Васильевичу Суворову, выделялся смелостью и решительностью, а также хладнокровием в критическую минуту.

Католический священник Жан Мелье, прослуживший в костеле свыше 40 лет, был атеистом, материалистом, утопическим коммунистом. В критике религии «король философов» Вольтер в сравнении с ним выглядит весьма скромно.

Английский писатель ирландского происхождения Джонатан Свифт – гений обличительного смеха.

Свифт обжигает адским пламенем сарказма.

Свифт – дракон сатиры.

Свифт – политик с хлесткой плетью в руках.

Что заслуживает человечество? По мнению Свифта – плевок!

Свифт отравляет жизнь людей желчной иронией вместо того, чтобы радовать и веселить их.

Свифт жесток в разоблачении пороков общества. При этом вместе с водой он выплескивает ребенка – милосердие!

«Лошадиный» коммунизм Свифта не знает ни железа, ни письменности, ни исторического прогресса. В нем устанавливается растительное, овёсное общежитие «разумных» существ.

Джонатан Свифт, как античный Диоген, живет в бочке презрения к человечеству.

Политическая сатира – это дырявая бочка: когда из нее вытечет злободневный подтекст, бочка рассохнется. Так происходит с сатирой Джонатана Свифта и Михаила Салтыкова-Щедрина.

Проза французского сатирика Алена Рене Лесажа становится предшественницей критической литературы XIX века.

Лесаж – талантливый автор бытового и сатирического романа.

В 1701 году София Шарлотта Ганноверская стала первой королевой Пруссии. Она владела французским, английским, итальянским языками, подобно своей матери водила дружбу с Лейбницем, была бабушкой Фридриха Великого. В Берлине при ее покровительстве и непосредственном участии состоялись первые оперные спектакли.

Знаменитый французский клавесинист Франсуа Куперен музицирует с богами!

Куперен сочиняет клавесинную музыку для ангелов.

Внутри серебряного звона клавесина струится купереновская лирика.

В недрах клавесинной музыки Куперена зарождается французская лирическая песня.

Музыка клавесиниста Куперена наполнена птичьими голосами.

В энергичных пьесах клавесинист Куперен – искусный наездник и жонглер.

Клавесинной музыке Куперена свойственны четкая форма, строгий стиль и бодрый тон.

Чтобы понимать клавесинную музыку Куперена, нужно иметь тонкий аристократический вкус.

Лирика Франсуа Куперена предвосхищает дивные мелодии Андре-Эрнеста-Модеста Гретри.

Франсуа Куперен и Вольфганг Амадей Моцарт – гении изящества и красоты в музыке.

В комедиях нравов английского драматурга Уильяма Конгрива высмеиваются фальшь и лицемерие высшего общества.

Конгрив считается английским Мольером. Персонажи его комедий спорят, чтобы переспорить друг друга, ставят западни, чтобы самим угодить в них. Веселые балагуры вызывают улыбку у публики.

По мнению английского философа и писателя-сатирика Бернарда Мандевиля и зло полезно. С этой диалектической мыслью соглашается Георг Вильгельм Гегель. Не понятно только, какая польза в том, что гениальный немецкий философ умер от холеры в 61 год?

Итальянский композитор Антонио Кальдара – автор около 3500 произведений. Это в три раза больше того, что было создано Иоганном Себастьяном Бахом, на которого Кальдар оказал заметное влияние.

Бог в философской системе Энтони Шефтсбери – это разумная сила, лежащая в основе мира.

Сенсуализм Энтони Шефтсбери опирается на концепцию органического единства человека и природы. Этот принцип в дальнейшем развивают французские просветители Жан-Жак Руссо и Дени Дидро.

Из моральной философии Энтони Шефтсбери вытекает мысль о доброй красоте, которую через два столетия подхватывает Фёдор Михайлович Достоевский.

Итальянский композитор Томазо Альбинони пишет музыку земного рая.

В музыке Альбинони торжествует вечный праздник.

Лирическая музыка Альбинони нежная и меланхолическая.

Томазо Альбинони и Антонио Вивальди обладают редким мелодическим даром.

По-своему замечательна судьба французского оперного композитора Андре Детуша. Король Франции Людовик XIV ставил его оперу «Каллироя» выше, чем оперы Люлли и Кампра. Причуда монарха? И да, и нет. Талант Детуша никак не сравним с гениальностью Люлли, но он делает решительный шаг в сторону реформатора Глюка.

Пётр Великий – царь-корабельщик и царь-бомбардир в истории России!

Пётр строит корабль новой России на голландской верфи.

Пётр вздымает на дыбы Русь, как необъезженную лошадь.

Пётр не только укрощает нравы бояр, но и примеряет Россию к императорской короне.

Пётр побуждает русских людей к действию собственным примером или кнутом.

Цельность характера волевого мужчины проявляется в крайностях: в гневе он жесток, в радости весел, в любви страстен и самоотвержен. Таким был русский царь Пётр. Он горячо полюбил полуграмотную приемную дочь литовского пастора и сделал ее императрицей. Кроме сладострастия Пётр знал еще и цену большой человеческой дружбе, которая многие годы связывала его с женой.

Екатерина I, в прошлом полуграмотная литовка Марта Скавронская, умела сдерживать безумную ярость супруга. Возможно, она обладала даром врачевания и восстанавливала душевные и физические силы государя после его нервных припадков.

Пётр I преобразовывает Россию, Михаил Ломоносов – русскую науку. Эти многогранные натуры родственны по духу, если не по крови.

Сподвижник Петра I церковный деятель Феофан Прокопович – зоркое око и благонамеренная душа царя-реформатора.

Советником Петра I был Дмитрий Кантемир, господарь Молдавии, в высшей степени просвещенный человек: философ, историк, писатель, востоковед, член Берлинской Академии. Его труды переведены на многие европейские языки.

Ближайший сподвижник Петра Великого Александр Данилович Меншиков своеволен во время приятельства с царем и смиренен в сибирской ссылке. Историки точно не знают, умел ли Светлейший князь писать и состоял ли он в интимных отношениях с государем. Но они точно знают, что Меншиков отличался сметливостью ума, обязательностью в исполнении поручений, храбростью в сражениях на суше и на море, при этом не стеснялся запускать руку в казну.

Трудно отыскать во французской литературе столь живой, естественный, пластичный и емкий литературный язык, какой находим в мемуарах герцога Луи Сен-Симона! От этого писателя-аристократа тянутся нити к словесному роскошеству Виктора Гюго и Марселя Пруста.

Князь Трансильвании Ференц Ракоци боролся за свободу венгерского народа. Его подвиги вдохновили Гектора Берлиоза и Ференца Листа на создание гениальных музыкальных произведений.

Музыка итальянского композитора Антонио Вивальди лучезарна, как солнце, и рельефна, как венецианские каналы. Она дарит радость и счастье людям, живущим под голубым итальянским небом.

Музыка Вивальди – светоносна.

Вивальди – творец Небесной гармонии и красоты в музыке.

В музыке Вивальди ликует земное и Небесное счастье!

Вивальди пишет одухотворенную музыку с благословения ее величества скрипки.

Скрипка Вивальди аккомпанирует хороводам ангелов.

Не церковь обитель священника Антонио Вивальди, а храм природы!

Когда звучит музыка Вивальди, в душе распускаются весенние цветы!

Произведения Антонио Вивальди, Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта гениальны от первой до последней ноты!

Мелодически богатая музыка австрийского композитора Яна Зелёнки указывает на его славянское происхождение.

Ян Зелёнка – чешский Вольфганг Амадей Моцарт.

Выдающийся немецкий композитор Георг Филипп Телеман – истинный демократ в музыке.

Телеман пишет музыку для различных слоев общества.

Музыка Телемана простая, непосредственная, сердечная, она часто предназначается для домашнего музицирования.

Музыка Телемана душевная, трогательная, будь она озорной или ласковой, порывистой или сентиментальной!

Телеман в музыке энергичный, напористый, как шквал ветра, или нежный, как личико невинной девушки.

В музыке Телемана неудержимая радость сменяется легкой грустью и светлым покоем.

Музыка Телемана – всегда человечна.

Телеман – по-немецки литературно-драматический, Гендель – по-итальянски оперный.

Композиторская натура Телемана широка, как личность Иоганна Себастьяна Баха. Телеман – музыкант трех эпох: барокко, классицизма и романтизма, в противоположность ему, Бах – воистину необъятен, чье творчество обращено ко всем людям и всем народам! При этом не надо забывать, что в центре музыки Телемана стоит Человек, а в музыке Баха – Всевышний.

Классическая немецкая песня развивается благодаря Телеману, Карлу Баху, Цельтеру, Мендельсону-Бартольди и достигает лирико-драматических высот в песнях Шуберта и Шумана.

Иоганн Маттезон – немецкий композитор, теоретик музыки, оперный певец, друг Генделя. Маттезон предпринял попытку создать морально-назидательную оперу, нечто высоконравственное и священное, чтобы с ее помощью совершенствовать нравы людей. Но если его усилия не увенчались успехом, то сама идея светски-религиозного театра плодотворна.

Французский композитор Жан-Филипп Рамо – король изящества и красоты.

Рамо – принц благородства и достоинства в музыкальном искусстве.

Рамо – паж изысканности и грации в музыке.

Рамо наслаждается красотой сельских идиллий, которые он с любовью воплощает в музыке.

Музыка Рамо жизнерадостная. В ней присутствует образ энергичного, знающего себе цену француза.

Характер оркестровой музыки Рамо определяют энергия и энтузиазм!

Рамо в клавесинной музыке праздничен, иногда помпезен!

Рамо сочиняет музыку внешне сдержанную, внутри – напряженную. Это происходит из-за того, что он живет между галантным веком Людовика XIV и эпохой Просвещения Вольтера и Жан-Жака Руссо.

Удивительно прекрасная танцевальная мелодия, завершающая оперу «Галантные Индии» Рамо и молитвенно-скорбная мелодия из оперы «Ринальдо» Генделя делают имена их создателей бессмертными!

В живописи французского художника Жана Антуана Ватто запечатлена поэтическая мечта о гармонии и красоте, вслед которой летит его молодая душа.

Театр привлекал Ватто, как художественно претворенная жизнь, освященная огнями рампы, расцвеченная яркими костюмами и красочными декорациями.

Жан Антуан Ватто и русский декадент Александр Бенуа – художники королевских дворцов и покоев, изысканных манер и жестов людей из высшего света, мира театра, декораций, актеров, клоунов, кукол и прочей блестящей мишуры.


Рецензии