Шейх

  Два, популярных в то время бакинских кондиционера  делали жизнепригодным воздух в помещении, где шел художественный совет   комбината строительных материалов.

  Вазочки, кружки, панно на плитке, наборы для напитков, сосуды под кислое молоко и вино появлялись на демонстрационном столе. Рядом с образцами появлялись  авторы- художники керамисты, живописцы, гипсомодельщики и докладывали-доказывали  оригинальность, востребованность своего изделия.

   На комбинате сложилась традиция присваивать изделиям девизы – названия, не совпадающие с действующим прейскурантом, что позволяло  как бы выпускать оригинальные изделия. За каждое изделие, одобренное художественным советом и рекомендованное к серийному выпуску, автор получал вознаграждение. На каждое заседание автор мог выставить до пяти работ.
  Заседания проходили каждые полгода, так что старательные керамические пчелки могли солидно заработать.

  Главный теплотехник, главный технолог, начальник цеха товаров народного потребления, заместитель директора  по общим вопросам, начальник планово-экономического отдела, каждый со своей лупой,  рассматривали предложенные к серийному выпуску изделия и комментировали о наличии красителей, деколи, кистей, места в печах и предполагаемом спросе, экономическом смысле и др.
На заседание заглянула секретарь директора. Пройдя к столу, где сидел главный инженер, она почти на ушко сказала, что приехал Министр и ждет  его возле заводоуправления.

  Поручив проводить совещание главному технологу,  Денис Григорьевич вышел.

  Хаким Ахметович вылез со своей Волги, пожал руку Свежинскому:
- Директриса звонит с Италии?
- Сейчас в Милане. Смотрит станки для нанесения рисунков на облицовочную плитку. Обсуждают цену вопроса шефмонтажа.
- Я еду с Намангана, по пути заехал к тебе. Давай пройдем на место монтажа поточно-конвейерной линии.
 
Жарко. Выбирая тенистые места, мужчины шли к монтажной площадке.

  Хаким  Ахметович Гафуров, был Министром уже третий год. Невысокий, крепкий, бывший спортсмен, штангист, мастер спорта. Легковес.
 
 В комнате отдыха его кабинета стояли стойки, а на них штанга. Когда работа  завивала его нервы в спирали, он запирался и до пота работал со снарядом. Потом душ и он в форме. Никогда не повышал голос на совещаниях.

 Подскочил прораб  подрядной организации, ведущий монтаж конвейерной линии. Выслушав прораба и главного инженера комбината, министр пошел к своей автомашине. Пожав руку Свежинскому, он сказал:
предприятие, хоть и расположено в центре города, добротно ограждено. Не допускай праздных площадок на своей территории, иначе заставят сломать забор,  сделать проход до  свободного места, где забабахают какой-либо магазин с входом с города.
-Понятно. У нас много подземных инженерных коммуникаций. Перенос газового, энергетического, водного, канализационного оборудования будет стоить дорого, будет связан с остановкой комбината и потерей такого количества строительного материала, что нерентабельно посягать на пару десятков квадратных метров территории. Но, спасибо за  ценную подсказку.

 Нам не помешает Ваше мнение по расширению ассортимента панно из плиток. У нас сейчас изготавливается панно с дельфинами, кораблями, розочками, павлинчиками и тому подобное. Есть идея изготавливать панно с видами мусульманских святынь.

-Денис, я поручу начальнику отдела товаров народного потребления прозондировать вопрос согласования этого вопроса с Духовным Управлением Мусульман Средней Азии и Казахстана, благо они расположены в нашем городе.
 Заручись их мнением на этот вопрос. Ты – эксперт, начальника отдела  товаров народного потребления–Абрама Самуиловича  послать тоже могу, но лучше ты.

-Помогите организовать встречу, я возьму образцы, сделаем протокол намерений.
-Все, договорились, жди звонка… Директрисе передавай привет и удачи в делах.
-Сделаем.

  Через сутки Свежинского пригласили телефонограммой в отдел товаров народного потребления Министерства. Абрам Самуилович  передал под роспись письмо на бланке ведомства в адрес председателя Духовного Управления Мусульман Средней Азии и Казахстана (ДУМ).

   Короткая инструкция, с неповторимым акцентом от руководителя отдела, рекомендовала поехать в резиденцию ДУМ, попроситься принять, далее, как карта ляжет. Если примут, то избегать разговоров по взаимоотношениям религиозных конфессий, рассказать о комбинате, может быть, подготовить  подарок из изделий комбината.

  Абрам Самуилович рассказал, что  Председатель Духовного Управления Мусульман Средней Азии и Казахстана родом с города Андижан Узбекистана. За свою жизнь тот занимался в учебных заведениях Ливии и др. Написал много работ по мусульманским дисциплинам, преподавал их и создал учебный план для высшего Исламского института имени Имама Бухари. Имеет огромный авторитет и уважение в мусульманском мире.

 Водитель Василий сказал, что нужное  Духовное Управление Мусульман расположено в старой части города (эски шахар), на улице Заркайнар, где расположен религиозный комплекс.

-Василий, поедем, передадим письмо и уточним о возможности записаться на прием.

-Где точно резиденция – не знаю, спросим  по ходу пьесы.

Волга въехала на тенистую не широкую улицу. Движения авто не было, редкие пешеходы. Денис попросил остановиться возле одного, приложил руку к груди, извинился и спросил, где резиденция муфтия?

- Это в махалле Хазрати Имам. Проедите еще с полкилометра и попадете в  религиозный комплекс на  площади и там мавзолей, религиозный институт и Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана.
Василий сказал, что проезжал этот комплекс. Неподалеку, в старом городе, был базар и всегда можно покушать в частных домах, где готовили все, чем славен Ташкент. Заводчане часто обедали здесь: вкусно.

 Вот этот комплекс! Два минарета, два голубых купола (гумбаз). С широкого фасада несколько входов, один из них в  ДУМ (Духовное Управление Мусульман Средней Азии и Казахстана).

 У  ворот стояла пара мужчин в узбекских рубахах прямого покроя, белого цвета,  с вырезом от плеча к плечу, окаймленные черной тесьмой на вороте и рукавах. Рукава были завернуты по локоть. Волосы были убраны под черные тюбетейки с чустским национальным рисунком в виде перца, никаких бритых голов.

 Подпоясаны мужчины поясными платками – белбаг, на которых  аккуратно расположились ножи - печак, с костяными рукоятками,  национальная атрибутика. Дополняли наряд шаровары, суженные  к низу и заправленные в тонкие кожаные сапоги.

 Оставив машину в пятидесяти метрах, Денис направился к резиденции. Один из охраняющих выдвинулся встречать - спросить, а от здания приблизилось еще двое, похожие друг на друга.
-Салам алейкум! Что желаете?
-Здравствуйте! У меня письмо к муфтию.
-От кого?
-С Министерства промышленности строительных материалов республики, должны были предупредить.
-Вы сами кто?
-Главный инженер производства, бош мухандис по -  узбекски.
-Пройдемте со мной в канцелярию.

 Свежинский  с охранником пошли по бетонной дорожке, что располагалась за воротами. У ворот  уже снова было два человека. На здании  висела вывеска о том, что здесь располагается Духовное Управление Мусульман Средней Азии и Казахстана на зеленом поле золотистыми буквами, на трех языках, включая арабский.  За воротами стояло еще трое охраняющих. Гость и сопровождающий в здание не зашли, а повернули налево к одноэтажному строению во дворе.
 
 -Подождите  несколько минут.
Сопровождающий скрылся за входными дверьми.
Через пять минут Свежинского пригласили внутрь, в маленькую комнату, куда через секунды вошел человек в халате, в небольшой белой чалме.

 -Салам алейкум! За Вас просили. Просим Вас избегать споров с шейхом на религиозные темы, уважать собеседников. Сегодня Вы не готовы, завтра джума - намаз (пятничная молитва).  Муфтий примет Вас через три дня в 9-00.
Очень впечатленные организацией работы по охране объекта, лаконичностью инструкции на предстоящую встречу, производственники вернулись на комбинат.
Свежинский дал поручение живописцам изготовить памятную напольную  вазу  и несколько других подарков.

 И вот настал день приема. Подъехали за полчаса до назначенного времени.
С двумя сетками подарков и предложений комбината на фирменных бланках и на фото, главный инженер выдвинулся к входу  Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана.
 
 Появились охраняющие, два человека, поздоровались. Вежливо попросили показать, что находится внутри пакетов.  Один зашел в здание, другой  остался с гостем.
 
 Воздух был наполнен запахами готовых лепешек (оби нон, узб.). Наверное, на территории Духовенства была пекарня для работников.

 Вышел мужчина, зашедший ранее в здание Духовного Управления  Мусульман.  Слегка поклонившись, приложив правую руку к сердцу, левой рукой показал на вход и предложил входить гостям.

 Прихожая, полы которой были устланы паласом, была без окон, но добротно освещена  боковыми светильниками типа бра с двумя плафонами и матовыми стеклами и смонтированными на художественно оформленных гипсовых панелях с восточным орнаментом.

 Из прихожей вход был в комнату, где стояла мебель в арабском стиле. На предприятии, где работал гость, в свое время была куплена для комнаты отдыха и переговоров похожая дорогая мебель, точнее гарнитур с большим количеством столов, кресел, пуфиков, сервантов, шкафом и прочее, вплоть до расшитых золотом тапочек.

 Высота комнаты более четырех метров. Несколько окон в восточном стиле, с арками и закрытыми проемами из ганча (гипса). На полу палас огромного размера. Одна стена  закрыта занавесками из  плюша- разновидности бархата зеленого цвета, висящими на карнизах. Скорее всего, за занавесками находились другие помещения  для переговоров. По диагонали от  прихожей находилась лестница, ведущая в другие кулуары. Воздух приятный, без сквозняков.

 Беззвучно  появился человек с подносом, на котором стоял расписанный кобальтом (фиолетовый цвет) и жидким золотом чайник и, в унисон  ему, пиалами. Более крупная пиала (чукур коса) была наполнена парвардой и наватом (азиатские сладости). На лягане было несколько горячих лепешок.
 
-Садитесь. Угощайтесь гости.
 
 Встречающий работник при этом  ловко, по - азиатски, наломал лепешек. Затем налил чай в пиалы и почти беззвучно удалился вместе с сотрудником, принесшим чай.

 Денис Григорьевич разглядывал огромные, обшитые сафьяном книги, стоящие на полках и сложенные стопкой на гарнитурных изделиях. Собрание древних рукописей. Один экземпляр древнего издания Корана Халифа Османа, Святыня, хранится в этом учреждении.  Помещение ученого вызывало уважение.

 Портьера из плюша-бархата отодвинулась, обнажив дверь, откуда вышел человек
 – глава  Думского Управления Мусульман Средней Азии и Казахстана, муфтий.
Гость знали его имя: Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.
 
О нем были сюжеты в каждой передаче Ахборот (новости).

Это была Личность: Советский и узбекский религиозный деятель, член Совета секретарей Всемирного союза мусульманских улемов. Это при нем Мавзолей Имама Хазрати был оборудован как гостевой дом для паломников.
 
 
 Голова его была покрыта тюбетейкой  темно-зеленного бархата, такие головные уборы наряду с чалмой и белыми шапочками,  носят совершившие хадж в Мекку.
 Белоснежная рубашка, без воротника имела четыре пуговицы, застегнутые сбоку на шее.  На плечах был халат серого цвета с декорированием черной тесьмой по рукавам и вороту.  Рукава халата   были  по локоть. Очень опрятные ладони и пальцы  рук. В левой руке  были четки со светло - голубыми  бусинами.
 
 У муфтия были внимательные темно карие глаза под густыми  бровями, но не сросшиеся на переносице. Красиво подстриженная почти седая бородка украшала его лицо. Лоб был украшен морщинами. Вокруг глаз лучилась  сеть морщинок.
Рубаха была выпущена на белые шаровары, а ноги были обуты в расшитую серебром, остроносую восточную обувь.

 Денис встал, приветствуя мусульманского лидера.
Муфтий показал правой рукой на мягкие стулья за овальным столом.
-Пожалуйста, присаживайтесь.
 Голос был приятный, ровный. Левая рука переместила при этом бусинку на четках.

  Денис слышал о том, что четки в мусульманской среде используются для подсчета-учета  восхвалений Аллаха, дополнительных молитв к Намазу. Количество зерен-бусин в четках чаще всего равно числу 99, по числу имен Аллаха. Денису приходилось участвовать в похоронах мужчин мусульман. Один мулла на таком мероприятии просветил его про этот атрибут.

 Значит, муфтий восхвалил в душе Аллаха и учел это.
Стол был предназначен для переговоров : вокруг его стояли  мягкие стулья , сиденья которых были обтянуты золотистым шелком. Один стул был с высокой спинкой и стоял в конце длиной стороны овала стола. Убедившись, что гость сел, муфтий занял этот стул и произнес:

- У нас принято лучше молчать, пока тебя не попросят говорить, чем говорить, пока  не попросят замолчать. Всевышним Аллахом человечеству была дарована речь и возможность общения между собой. Предлагаю беседу вести на русском языке. Я прошу Вас изложить просьбы и предложения. Мои помощники подготовили информацию о Вас, можно  сразу о деле.

  Голос  муфтия звучал негромко, но внятно. При этом на четках переместилась еще она бусинка-зерно.

 Внимание Дениса сконцентрировалось на собеседнике, разглядывание интерьера  больше  не отвлекало.

-Достопочтенный  Мухаммад  Садык Мухаммад Юсуф на нашем производстве практически  пятьсот работников. Разрешите от нашего коллектива вручить Вам памятную напольную вазу «Шарк» (Восток).

 Денис передал из рук в руки расписанную  хлопковыми коробочками и декорированную золотом вазу, в медальоне которой был изображен герб республики.

-Это хорошее дело.

Денис продолжил:

-У нас  триста пятьдесят работников мусульмане. Мы приобрели суры Корана на двойных дисках больших пластинок и вручили каждому работнику. Вот и Вас просим принять эти суры.

-Это дело угодное Аллаху.
При этом были задействованы четки.

-Мы выпускаем национальную посуду : косы, чайники, пиалы, панно на керамических плитке, вазы. Прошу принять от чистого сердца.

-Это хорошее дело.
При этом  на столе уже стояло достаточное количество образцов.

-Уважаемый муфтий, мы хотели бы  расширить ассортимент и выпускать панно на плитке с видами мусульманских святынь.

Муфтий, поглаживая бороду правой рукой, произнес.

- Суть просьбы я понял.
 
 Мои помощники  узнали о Ваших намерениях и ждут Вас. У нас есть  отдел  Чистоты отправления религиозных  обрядов и правил. Им мы доверили принять решение.

Пусть Аллах поможет Вам в работе. Пройдите с нашим  работником.
Ни на какую кнопку муфтий не нажимал, но появился человек в небольшой  белой чалме  и пригласил гостя за собой.

 Денис сделал два-три  поворота, следуя за  ведущим. Они оказались в комнате, где сидело четыре человека за письменными столами. Все похожие друг на друга одеяниями.

Гостя подвели к одному из столов. Сидящий за ним поднял голову.  Да, схожесть была в одежде, но вот один глаз  сидящего был с дефектом, наверное, это бельмо.

Денису пододвинули от стены мягкий стул.

Сидящий сотрудник заговорил:

-Слава Аллаху, мы узнали о Ваших желаниях. Но дать согласие на изображение камня Каабе, видов Мекки и Медины не можем.

 Объясняю. Ведь Ваша цель реализовать  произведенные изделия населению. Вот здесь и проблема.
 
 Вдруг это попадет в руки людям другой веры или  атеистам. Поместят плитку с видами  святынь в бане, столовых, гостиницах, столовых и т.п. И по ним будут ходить в обуви и грязными ногами. На это Духовное управление согласие  не дает. Как и на изображение людей и животных.

 Но готовясь к Вашему приходу, по указанию  Муфтия, мы приготовили Вам
цветные слайды Самарканда и Бухары. Красивые сюжеты и, главное, претензий к Вам не будет.

 Выдвинув ящик стола, сотрудник отдела чистоты религиозных отправлений достал конверт со слайдами, встал и передал его Денису. Слайдов было много.

-Спасибо Вам всем, особенно Вашему Муфтию. Проводите меня, а то не найду выход.

-Конечно, конечно. Прошу вас.

Под впечатлением общения с духовенством, в полной задумчивости, Денис вернулся на комбинат и сделал пару-тройку звонков.
 
Первый звонок в отдел товаров народного потребления о результате совещания при муфтии.
 
Второй Министру – о результате переговоров и запуске работ по изготовлению трафаретов по слайдам.

 Третий звонок по межгороду - в Италию, где директриса защищала интересы комбината в деле технического перевооружения. Результатами переговоров  руководитель была удовлетворена  и распорядилась разработать и внедрять мероприятия по изготовлению красочных панно на плитках.
 Эскизы предложить Метрострою Ташкента для резервирования мест при оформлении станций молодого метро города. Эскизы предложить горторгу для определения спроса.

Прошло два месяца. Панно получились и поступили в продажу в магазинах  комбината и хозмагах. Станции метро «Хамза» и другие украсились изделиями комбината с восточными мотивами.

 Информация  с фотографиями, благодарностью за консультацию  была отправлена в Духовное Управление Мусульман Средней Азии и Казахстана.











Рецензии