Серая кобыла

Пребывая в самоизоляции

Почему сам Булат поёт «белая кобыла»,
Макаревич поёт «белая кобыла», хор бардов поёт «белая кобыла», Геворк Топчиян поёт «белая кобыла» и только Елена Ваенга поёт «серая кобыла»?
Вопрос серьёзный.
Булат – автор текста.
И он как автор лично сам на Всесоюзной студии звукозаписи поёт «Белая кобыла».
Могу ли я сомневаться в том, что он поёт правильно?
Это его песня.
Он сам её сочинил.
Кому, как не ему, знать, как тут поётся?
Николая Баскова я понимаю!
Ему не до шуток.
Он ведёт эту программу.
И он благожелательно внимает Елена Ваенге.
Может ли быть, чтобы он не знал текста этой песни?
Неужели не знал?
Не верю!
Он то как раз из тех, кто знает, похоже, все песни мира.
Мог ли он пропустить мимо ушей этот текст?
И не подумайте, что речь идёт о пустячке.
Чисто ритмически подходит и «чёрная кобыла», и «красная кобыла», и «сивая кобыла».
Как говорится «не один ли вам рубель»?
Но Ваенга внятно дважды поёт: «серая кобыла».
А почему вдруг так важен цвет?
Хорошо.
Отойдём немного к себе.
Придём в себя!
Вот вы покупаете себе «Мерседес-Бенц».
Вам предлагают несколько расцветок:
Белая, серая, коричневая, красная, чёрная.
Какую выберете?
Вы со мной не можете не согласиться: цвет имеет огромное значение.
Ну ладно, вы, я или еще кто-нибудь из нас. рядовых членов списков Форбс.
А если речь идёт о должностном лице? Или выше?
Например об Императоре?
Как Вам такой ракурс рассмотрения вопроса?
У Булата в песне прямо так и сказано:
«На передней лошади едет Император!»
То есть речь именно об Императоре.
Вы согласитесь с тем, что на какую попало лошадку Император не взгромоздится.
Не тот случай! Тем более, когда сзади едет целая свита из множества генералов?
Сам Булат так и сочинил:
«Вслед за императором едут генералы, генералы свиты»
Смотрим на картинку: а прилично так генералов в свите!!  Не один, не два! Десятки!
Можно и в анналах порыться, там их тоже немало перечисляется.
Император то наш, Российский!
Неужели российский император мог забраться на серую кобылку перед сражением?
Откуда сражение?
А из текста автора: «Батальное полотно».
Вся песня – это изображение баталии!
Полотно!
Широкая панорама выезда Императора к месту побоища!
Автор рисует широкими мазками.
«Сумерки. Природа. Голос флейты нервный. Позднее катанье.»
Панорама одним словом: «Природа!»
Время суток конкретное: вечереет. Сумерки!
Из всех звуков выделяется нервный голос флейты!
И каким чудом Император у Елены оказывается на красной попоне, стыдливо укрывающей серую лошадь?
Вопрос фантастически интересный!!!
И самое первое здесь состоит в том, что белых лошадей, скажем положа руку на сердце, не бывает!!! Это такие светлые серые лошадки встречаются, что кажутся нам, наивным, белыми.
Вот и маршал Жуков принимал парад победы на «белом» коне Кумире. Но честно признаемся, он был не идеально белым. Хотя и выглядел таковым. Так что Император мог ехать на кобылке, казавшейся «белой» но мы то знаем: серая она была!
Вот Елена Ваенга и резанула правду-матку!
Что белые лошади на самом деле серые – это на Киевском ипподроме вам любая девочка, ухаживающая за лошадкой, скажет. Я интересовался. Все как одна! Лошадок там много, и соответственно девчонок хватает! И для всех это не секрет!!
Сам в себе я выдвинул смелую гипотезу: Елена Ваенга знакома с лошадками не понаслышке и потому для неё это так же очевидно, как и для моих киевских собеседниц.
Особенно занятно в связи с этим то обстоятельство, как Елена Ваенга пропевает песню «Лошадь белая», которая «на траве» и которой «нужна лишь воля». В этом тексте Елену несуществующий «белый» цвет лошади не смутил. Причем отмечу особо: и у Булата речь идёт конкретно о лошади, а не о коне, и у Елены Ваенги в этой песне с таким странным названием – тоже.

Мне много уже лет нравится исполнение песен Еленой Ваенгой. Нравилось. Но вот исполнение песни Булата Окуджавы в Ульяновске меня расстроило. Если на концерте 16-го года  жесты при слове «поэты» были только полупрозрачными полунамёками, то уже в Ульяновске определенная красная черта была пересечена. Видно, что Елене именно вот это «поэты» особенно неприятно.
Почему, это дело десятое.
В конце концов к поэтам она может относиться так, как ей заблагорассудится.
Но она исполняет песню Булата Окуджавы.
В отличие от Ваенги Булат Шалвович воевал.
Под Моздоком при воздушном налёте 16 декабря 1942 года он был ранен. Им написан целый ряд выдающихся песен, любимых народом. И вот эта песня – одна из самых любимых.
Ввиду тех смыслов, которые она в себе несёт.
Но сначала немного о поэзии в чисто техническом плане. Технэ – на древнегреческом это искусство, между нами, девочками, говоря. Только не надо здесь про диалекты.
Задолго до рождения Елены Ваенги в городе Североморске, совсем в другом городе жила и творила девушка – поэтесса. Она погибла за год до ранения Булата Окуджавы. Её стихи не печатали. Ей было нечего есть. Её не брали на работу. Могилу её пока найти не удалось.
В 1980-ом году, когда Елене Ваенге подходило три годика, еще одна девушка – Ирина Степановна Мазуркевич исполнила песню на стихи той, которая написала слова еще в 1913-ом году! Слова написала малоизвестная поэтесса Марина Цветаева.
И вот в этой песне излагается глубокий смысл «Батального полотна», написанного Булатом Окуджавой как минимум, за четыре года до рождения Елены Ваенги.
Но мало родиться.
До исполнения песни надо еще и дорасти.
В чисто техническом плане, на уровне чистых аллитераций кобыла могла быть только белой.
Именно под белую аллитеративно подбирались слова: голубом, кобыла,  блещут, слабее, былые, хлеба, связка «зЕмЛя и неБо».
О море аллитераций в этой песне можно написать диссертацию. Но здесь я пока предпочту взять паузу.
Одна из вершин в творчестве Булата (Вы обратите внимание на его имя!!!) песня «Батальное полотно» - заметили игру Б, Т, Л, я надеюсь, это песня о запредельном и не проговариваемом БЫЛ, уходящим в БЫЛОЕ…
В первооснову того, что никак не могут распознать в русской душе иноземцы.
Даже финальная тройка слов играет!
А как грандиозно её скрытый смысл отразил Филипп Киркоров!!! Это можно слушать часами!
Очень интересно слушать версии Макаревича, хора бардов, Геворка Топчияна. Как каждый по-своему бережно передаёт интонацию и в слове «поэты», и в финальной строке. И только Елена Ваенга неортодоксально повертела рукой у виска, пропевая «поэты» в 2016-ом,  а недавно в Ульяновске…
Слово поэт в России – это больше чем поэт в любом другом языке мира. Это не просто возвышенное, но это одно из самых значительных слов в русском языке.
И то, как Елена поэтически не приняла именно поэтически обеспеченное авторское «белая» превратив белую императорскую кобылу в серую, объясняет её неприятие слова «поэты» по отношению к офицерам, защищавшим Россию в прошлые века. Лично я воспринимаю именно трактовку Марины Цветаевой и пропевание Ирины Мазуркевич.
Почему то мне кажется, Ирина не спела бы:
«серая кобыла».


Рецензии