Где обитают души

Где обитают души.

Недавно исполнилась восьмая годовщина со дня смерти моего друга Марка. Я вспомнил наши беседы.
- Марк чем ты занимаешься?
- Я учу иврит.Мне скоро предстоит серьезный разговор с Богом. Мне не нужны его переводчики. Они наделали много ошибок при переводе Танаха.
- Зачем тебе это нужно в твоем возрасте?
- Мне скоро предстоит встреча с Богом и мне надо ему исповедоваться. Ты ведь помнишь мою секретаршу Любку. Мы с ней здорово грешили. Она была партийной и писала в органы отчеты обо мне, а мне было приятно понимать, что в ее лице меня ласкает сама партия и ее тайная полиция.Ты же знаешь то, что я азартный биллиардный игрок и люблю разыгрывать острые позиции шаров.
- Почему ты решил, что  Любка работает в органах?
- Когда меня нет на работе она роется в моем рабочем столе. Однажды она нашла книжку- учебник английского языка. Директор вызвал меня к себе и сообщил, что знает о моих намерениях бежать из страны и попросил добровольно уволиться.
-Еще древний философ Ближнего Востока Тертуллиан Квинт утверждал:- “Я верую потому, что абсурдно!” Религии это вера в загробную жизнь души. С помощью веры религии помогают людям спокойно перейти в мир небытия. Другого смысла в них нет.
- Так ты не веришь в существование души, но кроме рассудка у человека есть чувства- качество души. К этим чувствам и направлена абстрактная живопись.К чувствам души и направлена абстрактная живопись.У кого нет чувствительной души тот не может отличить настоящее авангардное искусство от мазни. В 1966 году в Москве была выставка работ авангардиста Роберта Фалька. Помнишь какое омерзение у тебя вызвал оскал крысы. Художник добился реакции твоей души. Помнишь картину  Эдварда Мунка “Крик”. Картина вызывает чувство отчаяния в душе одинокого человека.
- Тогда какие чувства вызывает картина “черный квадрат” Казимира Малевича?
- Малевич предсказал черное будущее России в противовес бушующему на улицах красному цвету плакатов. Наконец, есть коллективная душа у растений, животных и насекомых. Индивидуальнвя душа примитивна, но общая душа леса, стаи, толпы способна на многие чувства.Есть нейробиология растений, но дерево имееет всего несколько нейронов, а уже кошки могут понимать значение пятитесяти слов, собаки до двух сотен слов благодаря большему количеству нейронов и более развитой нервной системе. Возможности души зависят от количества нейронов в мозге, а не от его веса. Мозг слона намного больше мозга человека, а человек умнее.   Николай Некрасов в своей поэме “Саша” отметил чувства леса и реакцию на них девочки:
“Плакала Саша, как лес вырубали.
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько там было кудрявых берез!…
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал и вон побежал…..
Прошло много лет. Марка не стало. Как то я прогуливался по набережной Сан Франциского Залива и жевал булочку. Вдруг со стороны острова Алькатрас, где расположена знаменитая тюрьма, прилетела чайка и, хлопая веками, плотоядно посмотрела на мою булочку. Я бросил ей недоеденную булку и какая-то неведомая сила заставила меня спросить чайку:-” Как дела? Что ты делаешь на острове Алькатрас?” И вдруг услышал явственно:-”Азохен вей (плохи дела на идише). Вот и не верь теперь в инкарнацию-переселение душ.


Рецензии