Эссе о шахматах и не только

    Данное эссе предназначается  как для людей играющих в шахматы весьма

недурно,так и для людей вовсе не умеющих играть в шахматы. Что до меня самого,

то я,например,играю в них на уровне любителя,однако,ценю эту древнюю игру ещё

с детских лет и понимаю в ней толк,как понимаю я толк в той же рыбалке,являясь

очень неопытным и не слишком умелым рыбаком. Однако в отличие от сего уже

упомянутого выше занятия иначе именуемого ужением рыбы, у меня есть довольно

значительный опыт игры в шахматы,ибо играю я в эту старинную игру примерно

лет с восьми. Как я писал уже выше,играю я в шахматы довольно слабо,но это

единственная из настольных игр в которую я играю более-менее сносно. А так,

например,люблю я и астрологию не понимая в последней не бельмеса кроме общих

представлений о знаках зодиака,люблю я и музыку не имея никакого музыкального

образования,люблю живопись не умея рисовать что-то конкретное,а только некие

абстрактные и отвлечённые вещи. А теперь вернёмся к нашим шахматам... Шахматы

прежде всего интересны своей широтой и как мне бы хотелось верить,творческой

составляющей. Сия составляющая всегда более всего привлекала к шахматам людей

моего склада характера,то есть людей с довольно высоким уровнем креативности.

Вообще,если сравнивать настольные игры с человеческой жизнью,то их можно

условно разделить на два типа. Первый тип игр это прежде всего "жизнь как

судьба",а второй тип игр это "жизнь как борьба". Согласитесь в любом случае

довольно страшно,но не будем слишком вдаваться в грустную философию,а снова

вернёмся к нашим настольным играм или точнее и в большей степени к древней

восточной игре под названием шахматы. Игры типа "жизнь как судьба" это,само

собой разумеется все карточные игры и,например,нарды. То есть это все те игры

где существует очень большое количество случайностей. Вместе с тем там тоже

очень много может зависеть от ума и сообразительности игроков. А вот шахматы,

напротив,относятся к разновидности игр типа "жизнь как борьба". Вместе с тем

от случайностей там тоже может зависеть не так мало. Прежде всего это

состояние здоровья каждого игрока в момент игры и их личностные особенности

прежде всего обусловленные их темпераментом. Вообще,от состояния нервной

системы и концентрации внимания всегда и везде зависело очень и очень много.

К играм построенным на принципах интеллектуальной борьбы кроме шахмат

относятся также и шашки,сёги,го и изобретённые математиком Соломоном Голомбом

шашматы. Вероятнее всего можно назвать и и ещё довольно много игр такого типа

но так как я о них не знаю вообще ничего,я здесь их упоминать не буду вовсе.

Все упомянутые мною игры разновидности "жизнь как борьба" более всего походят

на столь любимую детьми игру "в войну". Каждая из них это в разной степени

эффектная и эффективная бутафория на тему войны. К примеру шашки более всего

походят на вырванный из контекста какой-то энной военной кампании небольшой

участок военных действий. Это сражение каких-то армий без полководцев,то есть

являет собой пример войны толп а не индивидуальностей. Не случайно Лев

Николаевич Толстой ссылается именно на шашки,развивая свою роевую концепцию

истории. Однако,разумеется,следует учитывать наличие в шашечной игре так

называемых дамок,которые уже как-то выделяются из общей массы и также двух

играющих в шашки игроков можно рассматривать в качестве полководцев. А между

тем японская игра го,имеющая китайское происхождение очень напоминает парти-

занский или скифский метод войны,когда противник нападает неожиданно и

появляется из ниоткуда. Также го являет собой многочисленные вариации на тему

древней "Битвы при Каннах",произошедшей между армией пуннов или карфагенян,

возглавляемых Ганнибалом и римской армией. В процессе данного сражения

большая по численности армия римлян была окружена меньшей армией из

Карфагена и уничтожена. Однако,в данном эссе я уже более не планирую писать

о шашках и го,так как я почти не умею играть в них(особенно в го),а потому

к ценителям этих игр я себя бы никак не смог отнести. А пишу я здесь именно о

шахматах.Шахматы прежде всего хороши именно тем,что каждая из фигур имеет

свою индивидуальность(этим шахматы очень напоминают японские сёги),но я не

умею играть в сёги,а потому также не смогу ничего написать об этой игре.

Шахматы возникли в Индии в качестве имитации четырёх родов войск,существовав-

ших в тогдашней Индии. Это пехота,конница,боевые слоны и боевые колесницы.

Однако,впрочем,такая шахматная фигура как ладья очень у многих ассоциируется

не только с боевой колесницей,но и,например,с речной ладьёй и главной башней

средневековой крепости,иначе именуемой как донжон. В течение долгого времени

ладья являлась самой сильной фигурой в шахматах,ибо в те времена ферзь не был

таким дальнобойным как сейчас. Изначально у каждого играющего имеются по две

ладьи(иногда эту фигуру ещё называют турой). Таким образом всего на шахматной

доске в самом начале игры есть четыре ладьи. Стоят эти ладьи изначально на

полях а1 и h1 у белых и на полях а8 и h8 у чёрных. Игру в шахматах всегда

начинают белые. В данном эссе мне бы не хотелось слишком подробно останав-

ваться на том как изначально расставлены фигуры на всех 64-рёх клетках доски,

предназначенной в равной мере и для шахмат и для русских шашек,а ещё труднее

мне написать о том как ходят отдельные фигуры и пешки,как ставить мат королю,

и как уничтожать отдельные фигуры и пешки игрока-супостата. В данном эссе всё

это будет крайне трудно расписать и разложить весь процесс отдельно взятой

среднестатистической шахматной партии по полочкам. Однако задачей каждого из

игроков отдельно играющих сторон является поставить мат королю. Мат это такая

ситуация на шахматной доске,когда королю объявлен шах(то есть на него напали)

а отойти ему решительно некуда,закрыться нечем и уничтожить фигуру или пешку

неприятеля самостоятельно он тоже никак не может. Именно такая ситуация на

доске и называется матом. Существует два основных типа атаки в шахматах:

прямая атака на короля противника и атака на фигуры и пешки противника.

Атаку на фигуры и пешки иногда ещё именуют косвенной атакой(во всяком случае

именно так называет её Капабланка в своём знаменитом учебнике шахматной игры)

Что до меня лично,то я гораздо более люблю прямую атаку на короля. Впрочем,

каждый игрок играет в свои шахматы. Я,например,являюсь решительным сторон-
 
ником шахмат романтических,творческих и авантюрных с большим количеством

жертв фигур и красивыми атаками. Для меня шахматы это прежде всего искусство

и война,и уже в гораздо меньшей степени спорт,математика или какая-то абст-

рактная наука. У меня прежде всего не те нервы,чтобы заниматься шахматами,

как спортом,не тот склад ума,чтобы рассматривать шахматы как математику,и

я слишком ленив для того чтобы заниматься шахматами как наукой вообще. Но

здесь у меня ещё какие-то задатки всегда имелись,а в частности довольно неп-

лохая память при не слишком высокой степени концентрации внимания и быстрой

утомляемости. Но как я уже писал об этом выше,я слишком ленив для этого и уже

очень давно упустил своё время. Восьмой чемпион мира по шахматам Михаил

Нехемьевич Таль писал о том что шахматы представляют собой сплав науки,

искусства и спорта. Однако,в данном эссе кроме науки вообще,я ещё упомянул

и военное или полководческое дело(шахматы это игра двух полководцев)и

и математику,которую не вспоминает только ленивый,рассуждая о шахматах.

Я тоже ленивый,но про математику всё же тоже упомянул. Однако,математика

вступает в свои права только в борьбе очень сильных шахматистов. Чем сильнее

уровень шахматиста,тем более у него развит трезвый расчёт. Но вместе с тем,

такие игроки,как Александр Алехин и Михаил Таль всегда и везде были реши-

тельными сторонниками шахмат благородных и творческих,шахмат с интуитивными

жертвами фигур с красотой ради красоты,а не ради грубой победы. Например,для

Александра Алехина шахматы были прежде всего искусством,искусством а вовсе не

математикой. Таким был и Михаил Таль,имеющий прекрасные математические спо-

собности,но всегда играющий в творческие и несколько интуитивные шахматы. В

такие благородные шахматы играли и очень многие шахматисты в девятнадцатом

веке(Пол Морфи,Адольф Андерсен,Яков Мизес и многие другие). Даже сам созда-

тель учения о позиционной игре Вильгельм Стейниц на деле часто играл в вовсе

не в позиционные а скорее в рискованные и авантюрные шахматы. Разумеется,я

здесь никому не собираюсь навязывать свою точку зрения,ибо как я уже упоминал

выше каждый играет в свои шахматы и находит свою толику красоты в нападении,

защите или вязкой позиционной игре. Не так давно у меня возникла своя собст-

венная классификация жертв в шахматной игре. Собственно я разделяю жертвы на

два рода: жертвы плановые и жертвы технические. Жертва плановая есть прежде

всего то,какой выглядит данная жертва в общем рисунке шахматной партии,а

жертва техническая есть прежде всего конкретные практические и даже несколько

психологические(если это слово уместно здесь)особенности данной жертвы. В

свою очередь плановые жертвы я разделяю на три типа:тактические;интуитивно-

стратегические и стратегические. С тактическими жертвами всё приблизительно

ясно,ибо они направлены на ситуацию "здесь и сейчас" и чаще всего приводят к

к форсированной атаке на короля или технический материал(фигуры да пешки).

Интуитивно-стратегические есть та разновидность жертв,которую я лично люблю

более всего. Интуитивно-стратегические жертвы направлены прежде всего на пер-

спективу атаки(в моём случае это прежде всего атака на короля противника).

Основным принципом интуитивно-стратегической жертвы является красота ради

красоты и эффектность ради эффекта. Это вместе с тем и своеобразная попытка

проторить какие-то новые пути-дорожки в шахматной игре,и разведка боем и

многое ещё прекрасное,чем красивы и привлекательны шахматы. Что касается

именно стратегических жертв,то они как раз уже зиждется на математическом

расчёте и здравом смысле,а потому чаще всего встречаются в играх шахматистов

очень высокого класса. И напоследок о технических жертвах... Технические

жертвы я условно разделяю на три типа:навязанные;вежливые и индифферентные.

Навязанная жертва это тот случай,когда шахматы очень напоминают шашки,то есть

к примеру фигура подставляется к неприятельскому королю с шахом и ситуация на

доске просто обязывает его брать эту фигуру. Или какая-нибудь ситуация очень

похожая на описанную мною в этом примере. Тогда как,напротив,"вежливая"жертва

отнюдь не требует от противоположного игрока немедленного взятия фигуры или

пешки. Фигура ставится под бой вежливо и не навязчиво. И,наконец,об индиф-

ферентных жертвах... В этом случае атакованная противником фигура не уводит-

ся и не защищается,а преспокойно оставляется под боем. И данная ситуация от-

нюдь не относится к категории так называемых "зевков",так как фигура умышлен-

но не уводится и не защищается,а оставляется под боем неприятельских сил.

Такая вот весьма своеобразная классификация была придумана мною совсем недав-

но. Однако,прежде всего мне хотелось бы ещё раз напомнить читателям,что я

отнюдь не профессиональный шахматист а любитель не имеющий даже и четвёртого

разряда(в те времена когда данная шахматная категория ещё существовала).Вне

всякого сомнения шахматы это очень полезная игра,но полезна она прежде всего

именно как интеллектуальная зарядка,как творчество или разбор каких-то очень

динамичных головоломок,но как и любой спорт она часто оказывается скорее вред

на,ибо она уничтожает нервную систему личности,а подчас делает человека слиш-

ком прагматичным а иногда даже и несколько ограниченным. Случай Бобби Фишера

это уже реальность,но эту реальность,например,предсказал известный писатель

Стефан Цвейг в своей "Шахматной новелле". Вообще вопреки стереотипу,далеко не

все шахматисты являются людьми с широким кругом интересов. К сожалению,такое

бывает вовсе не всегда и количество людей среди шахматистов,если и не с

"синдромом Саванта",но весьма приближённым к нему отнюдь не так уж и мало-

численно. Вместе с тем шахматы это всё равно прекрасная игра,в которую играть

рекомендуется. Но при этом не следует забывать и о каких-то других интеллек-

туальных и творческих занятиях. Играя в шахматы,человек не должен становиться

отдельной шахматной фигурой,находящийся за пределами доски. А так,конечно,

шахматы развивают и внимание и зрительную память. Что удивительнее всего,я не

знаю были ли среди известных шахматистов какие-нибудь крупные художники рабо-

тающие в жанрах абстрактного искусства или чего-то очень близкого к таким

видам живописи. А так шахматная игра очень близка по своей сути к различным

типам изобразительного искусства(и не только живописи).Однако,и филологи и

поэты,и музыканты среди шахматистов встречались неоднократно. Это и Михаил

Таль,и Савелий Тартаковер,и Марк Тайманов. Но прежде всего шахматы это сра-

жение двух неприятельских армий,то есть своеобразная разновидность игры в

войну. А такая вещь людям с пониженной агрессивностью либо не рекомендована

вовсе,либо им рекомендовано вообще временно забыть о том что это война и от-

носиться к шахматам как к науке,искусству или чему-нибудь развлекательному.

Впрочем,людям с повышенной агрессивностью,людям чрезмерно меркантильным и

слишком шахматным для того чтобы быть человеком,она также не рекомендована.

Однако,скучные для многих,и для меня в частности занятия по математике в

в школе я бы при возможности вполне бы заменил на занятия шахматной игрой

и на изучение учебников по логике. То есть по выбору(шахматы,математика

или логика)Кому что больше нравится,а если кому-то,например,нравится всё

вместе взятое,то это тоже очень недурно. Однако,если бы я например в период

обучения в школе занимался шахматами или логикой вместо математики,то вполне

возможно,я бы преуспел в школьной учёбе и поболее чем я успевал в своё время.

Логика тоже,конечно,весьма скучный предмет,ибо это отнюдь не философия и не

литература. Так что если бы у меня в своё время была возможность выбирать из

трёх вариантов,то я скорее всего бы остановился именно на шахматах. И немного

по поводу шахматных задач... Шахматные задачи очень хороши только тогда они

отражают реальную ситуацию,которая вполне может встретиться на шахматной

доске в практической партии. А в противном случае шахматные задачи имеют го-

раздо большее отношение к математике чем шахматам. В качестве примера можно

привести шахматные задачи к огромным нагромождением как лёгких так и тяжёлых

фигур. Появление такого количества лёгких и тяжёлых фигур просто невозможно

в ходе шахматной партии. То есть это уже не шахматы. Это область головоломок

и область математики. И в завершение я советую всем людям имеющим склонность

к шахматам играть в шахматы(или научиться играть в них если вы это не умеете)

а всем людям не имеющим склонности к таким играм заняться чем-нибудь ещё ин-

тересным для своего развития. А таких вещей в жизни существует отнюдь немало.

А если вы уже умеете играть в шахматы и занимаетесь ими с азартом,то не забы-

вайте и при этом интересоваться чем-нибудь ещё. Например,искусством,животными

и природой. На этом,пожалуй,пока и всё.


Рецензии