Аида на все времена!

 "Аида" на все времена!

"Аида", опера Верди,  новая сцена Мариинского театра,  26 марта 2021 года

"Аида" была первой оперой Верди, которую я услышала в девятилетнем возрасте благораря итальянскому фильму (1953) режиссёра Клементе Фракасси с молодой Софи Лорен в роли Аиды и Ренатой Тебальди, поющей партию рабыни-эфиопки. Амнерис исполнила знаменитая итальянская меццо-сопрано Эбе Стиньяни. На этот фильм-оперу меня взяла с собой в кинотеатр мама. Даже разрешила пропустить школу ради этого. Рассказала сюжет оперы, и особенно подробно говорила о триумфальном марше как центральном и самом ярком эпизоде оперы. Я его тогда оценила, запомнила и полюбила.  Сказала она и о  Софи Лорен,  которая тогда была в Советском Союзе  в зените славы.  Конечно, я  в те годы почти ничего не знала ни про оперных певцов, ни  про композитора, оценить достоинства их голосов и музыки могла только интуитивно. Но каким потрясением стал для меня фильм, как я ненавидела Амнерис и жалела Аиду, восхищалась Радамесом и была абсолютно счастлива, когда Аида вышла из глубин подземелья, куда заживо замуровали молодого египетского полководца, обвиненного в измене, чтобы хотя бы в смерти быть с ним вместе. И я знала, что влюбленные обречены здесь умереть. Это удивительное ощущение облегчения и почти счастья в финале я помню до сих пор! Опера закончилась хорошо! Я в этом ни секунды не сомневалась! Эти впечатления и сегодня так ярки, словно это было вчера! Волшебство оперы Верди!
С тех пор было много "Аид" с разными исполнителями, в разных спектаклях и театрах. И триумфальный марш неизменно волнует душу своим торжественным лучезарным блеском, финал вызывает слезы потрясения от величия человеческого духа и силы любви, но теперь главным источником эмоций становятся музыка  и пение.  Они захватывают, волнуют, растревоживают. Всегда по-разному, в зависимости от  исполнияющих оперу артистов.
А в этот раз состав был поистине царский - Елена Стихина, Юлия Маточкина,  Ахмед Агади, Владислав Сулимский, Евгений Никитин, Михаил Колелишвили. Кристиан Кнапп - за дирижерским пультом. И спектакль удался!
Опера у Верди роскошная, оркестр звучал прекрасно, постановка Алексея Степанюка, к счастью, тоже хороша. Яркая, золотая, красочная в сценах торжеств, а в финале суровая. Как и жизнь в Древнем Египте.
Прекрасный дебют Елены Стихиной в роли Аиды. Удивительно красивым голосом обладает певица, просто какой-то волшебной красоты! Пожалуй, это самое яркое и сбалансированное сопрано, которое мне когда-либо приходилось слышать. Хотя ее Аида меня все-таки в этом спектакле не взволновала. Но порадовала хорошим вокалом.
А вот кто бы мог подумать, что в финале я буду плакать от сочувствия к Амнерис Юлии Маточкиной! Она в этот раз просто рвала душу своими искренними терзаниями! А как пела! Великолепное меццо-сопрано! Какой цельный и сложный она создала образ! Не заносчивая эгоистичная холодная стервозная дочь фараона, которой вынь да положь красавца Радамеса в мужья, а умирающая от любви страстная женщина! Вот никогда бы раньше не поверила, скажи мне кто, что эта героиня вызовет когда-либо мое сочувствие! Но правильно говорят: "Никогда не говори никогда!" Все финальное действие я даже не сдерживала слезы, слушая мольбы этой героини о любви! Как это ужасно, любить и не иметь никакой надежды на ответное чувство, получить полный, четко проговоренный, отказ! И в ревности почти  собственноручно отдать на растерзание любимого человека, а потом биться в отчаянии от такого решения! Мука! И это все на фоне трагического, но счастливого воссоединения возлюбленных - Радамеса (Ахмед Агади) и Аиды (Елена Стихина)! Финальный дуэт и терцет с Амнерис - невероятной эмоциональной силы! А когда еще в оркестре отчетливо звучит у контрабаса погребальный аккорд, как мне довелось слышать в Венской опере, то понимаешь, что Верди написал гениальную, вечную, музыку, она проникает в какие-то первозданные психологические глубины человека, чуть ли не на молекулярном уровне, и остается там навсегда.
Радамес Ахмеда Агади хоть и не стал для меня главным героем действия, но оставил хорошее впечатление. Достойно воплотил героя-полководца, смелого и решительного влюбленного, честного и прямодушного воина.
Сравнительно небольшая роль пленного эфиопского царя Амонасро, отца Аиды в исполнении Владислава Сулимского всегда бывает в центре внимания во втором и третьем действии благодаря ее вокальной и драматической продуманности. Особенно интересна сцена с Аидой, а потом и с Радамесом на берегу Нила,  где шантажем и угрозами Амонасро вынуждает Аиду выведать у Радамеса военную тайну о дислокации и передвижении египетских войск. Какой блестящий получился у Владислава Сулимского разгневанный царь и отец! Цепями замахнулся, того и гляди зашибет!
Хорош был хор, замечательно играл оркестр, красиво проходили воины на параде в честь победы в войне, интересно смотрелись стильныетанцы. Спектакль получился динамичным, ярким и запоминающимся, полным энергии и куража!
Энергичной и долгой была и овация после  него.  Зал, почти полный, аплодировал стоя.


Рецензии