Детские годы в Балашове.. Часть 7

Мы жили в Балашове по улице Ленина, 153, у переезда на Ветлянку.Рядом комбикормовый завод. В народе этот район города называли Пыльным. Хотя я совсем не помню никакой пыли, только шум от железной дороги, к которому мы настолько привыкли, что совсем не замечали.

Наша жизнь делится на две части: когда мы маленькие и хотим повзрослеть, и когда уже взрослые и хотим вернуться в детство.
Детство самое счастливое время, когда всё просто, всё понятно. И только взрослые создают себе какие-то проблемы, от которых сами же и страдают. Помните наши игры в детстве.. дочки-матери, казаки-разбойники, вышибалы, прятки, прыгалки-скакалки, резиночки, мячики, классики..
В детстве: кончились деньги — пошёл нарвал листьев, играешь дальше. А ещё.. когда ты ложишься спать с любимой игрушкой и делаешь так, чтобы игрушке было удобно… Улыбаетесь? У вас тоже так было..

Самым главным праздником были выходные. Я их очень ждала. Особенно в летние дни. Мы ехали с бабушкой в "город", то-есть в центр, в парк Куйбышева. А там было столько всего интересного.. Море цветов в клумбах, фонтан, чудесные тенистые аллеи, где в разных местах стояли красивые скульптуры. Но самое главное, это конечно, качели. Сразу за старым краеведческим музеем находились детские и взрослые лодочки, воздушные качели "Ветерок", самолёты, на которые пускали только взрослых и для самых маленьких карусели с лошадками, оленями, слониками.. Садишься на выбранную лошадку и едешь по кругу.. А рядом, в центре, на скамеечке сидят мамы и все довольны и счастливы!

А на выходе, у павильона, продавали сладкую вату. Мы все делали изумленные глаза, когда из одного маленького сахарного комка раздувалось огромное воздушное облако.
Вне зависимости от возраста всех впечатляет процесс изготовления этого лакомства. А ведь ничего сложного – сахар плавится, из-за потоков воздуха образуются тягучие тончайшие нити, которые наматываются на палочку. И все счастливы – дети с аппетитом поедают сахарную вату, взрослые счастливы побаловать малышей-сладкоежек , а деловая хватка владельцев аппарата вызывает уважение – по сути они продают пару ложек сахара в десятки раз выше его стоимости.
В парке Куйбышева в то время вату давали без палочки, с кусочком бумаги, чтобы к пальцам не прилипала.
И мы шли дальше, с бабулей, навещать очередных родственников. Напротив здания Балашовской администрации, по улице Советской, ещё сохранились дома во дворах. Там жила родня по деду. Мой дед, Михаил, был самым старшим из детей в своей большой семье. Он погиб в Великую отечественную войну. Его мать, моя прабабка Дарья, жила в одном из таких дворов. С ней вместе её дочь, Шура, сестра деда, моя крёсная. Прабабке Дарье было много лет, но она прекрасно себя чувствовала, любила выписывать журналы "Крокодил", "Работница", "Крестьянка", которые всегда доставала для меня. Я сидела на стульчике и рассматривала весёлые картинки из "Крокодила". Приходили в гости мальчишки, Борис и Серёжа, дети сестры Лизы. Мои дядья, которые были со мной почти ровесниками. Серёжа постарше, Борька помладше. Поэтому я считала их за братьев. Как-то, мы встретили Бориса в парке Куйбышева. Его отец работал там директором столовой-ресторана. Мы с ним пошли кататься на "лодочках". Я выбрала взрослые, их можно было раскачивать значительно выше. И раскачала.. Бедный Борька.. Он так кричал от страха, что больше со мной его никогда не отпускали.

У меня мало детских фотографий. Их несколько.. Вот мы с мамой и бабушкой у своего дома в районе мясокомбината. Здесь же я с колясочкой. Мне тут чуть больше года. А вот фото с Галей из села Песчанка, Самойловского района. Нас фотографировали в фотоателье на Советской улице, которое находилось рядом с городским мостом.
Красивая кудрявая девочка - это Галя. А вот мальчик рядом с ней, это я, Элька. Из-за короткой стрижки очень похожа на пацана. Да и стригли меня в парикмахерской в мужском зале. Бабушка приводила меня туда раз в три месяца и просила постричь покороче. Даже парикмахерши возмущались.. зачем так коротко, это ведь девочка.. Но я понимала бабушку, она во всём экономила. На мизерную её пенсию в 45 рублей, мы выживали как могли.. Я и сейчас помню все расценки того времени, потому что мы вместе с бабулей решали, что для нас важнее купить. Семь рублей за детсад, семь рублей за квартиру, два рубля на транспорт (билет в автобусе в то время стоил 4 коп.).. а на то, что после этого оставалось надо было прожить целый месяц, да ещё отложить.. раз в год мы ездили к маме в Волгоград и не с пустыми руками. И, как говорила моя бабушка, всегда должен быть "загашник"- место, куда откладывают что-либо про запас. Жизнь, она сложная, вдруг понадобится.
Все мы живые люди, иногда болеем.. Нужно рассчитывать на свои силы. Тогда особо льгот не было. Люди не ждали от государства пособий и детей рожали, надеясь на себя. Может поэтому и не ругали Брежнева. Это были его "золотые" времена. При Хрущёве, в начале 60-тых, в магазинах всё пропало с прилавков. Народ стоял после работы в очередях, пытаясь хоть что-то купить. Мне тогда было совсем мало лет и я это не помню. А при Леониде Ильиче, наконец, на прилавках магазинов Балашова появились необходимые товары. Не все.. но стало намного легче. По крайней мере хлеб, молочные продукты, соль, сахар, сыры, подсолнечное и сливочное масло уже свободно лежали на прилавках к концу 60-тых годов. Даже появились банки со сгущёнкой, железные, трёхлитровые. Не знаю, почему в малых дозах не было, а вот такие стояли свободно. А уж соки в стеклянных банках вообще не переводились, конфеты, печенье, пряники. Хуже было с моющими средствми. С порошками, шампунями.. может и были где, но я не помню. В баню мы брали мыло и моющее средство "Фея".
Тогда почти ни у кого не было стиральных машин, стирали в ручную. Натаскаешь из колонки воды и в корытце трёшь бельё собственными руками, для более крупных вещей стиральная доска.. Бабуля была очень чистоплотная. Её постельное бельё сияло на бельевых верёвках белизной, она его даже слегка крахмалила. В квартире ни пылинки, ни соринки.. А вот руки её от частой стирки болели. Кожу между пальцев разъедал дешёвый порошок. Но бабушка никогда не жаловалась. Долгие годы мы искали заживляющую мазь, перепробовали всё.. ничто не помогало. И вот однажды какая-то женщина посоветовала "Лоринден-С"(до сих пор помню это название) и.. произошло чудо. Всё сразу зажило, словно и не было боли.
На одну пенсию прожить вдвоём было трудно и бабушка вязала пуховые платки, а ещё варежки, носки, шапки.. Это приносило немалый доход, но и времени занимало не мало. На тростянском лугу у нас был огород. Мы, как и многие горожане, выращивали там картошку. Урожай зависел от погоды. Иной раз много мешков, а иногда не больше, чем посадили. Слава Богу, колорадских жуков тогда ещё не завезли в наши края.

Однажды бабушка привела меня на улицу в низах. Мы остановились около одного из старых, но довольно хорошо сохранившегося дома и бабушка поведала мне историю своей семьи. До революции её большая семья жила в этом доме. После революции многих зажиточных горожан стали выселять, некоторых забирали и они исчезали бесследно. Родители бабушки надеялись, что к ним никто не придёт. Богачами они себя не считали. Но приехал ночью "воронок" и забрали отца и мать. Их, детей, отправили в детдома. Спустя время, разобрались.. отпустили. Старших четверых детей родители нашли. А вот двоих, самых младших, нет. Да и дом отобрали. Когда вернулись, там уже другие жили. Пришлось им начинать жизнь заново, хотя поначалу хотели уехать подальше.. Но родная земля держит. Остались. Бабушка была старшей из детей. Ей отец рассказывал, что предчувствуя беду, закопал во дворе, под яблонькой, сундук с семейными ценностями и реликвиями. Надеялись, что вернутся, достанут..


Рецензии