Что общего в словах казах и монгол?

               

                «Мысль приходит после факта»
               
                М.Горький


      Оба эти слова  стали этническими терминами и дали имя двум разным народам с течением времени. Ни слово «казах», ни слово «монгол» не имели этнической составляющей до того, как это сделало время, история и тюрки. Сейчас эти два слова означают два разных народа и что самое интригующее, эти этнонимы были привнесены благодаря стараниям представителей одной племенной ветви - представителями тюркского племени Кият и представителями  казахского рода Торе, прямыми потомками Киятов. Кто же они? Слово «монгол» применил для обозначения своего народа Великий Потрясатель Вселенной – Чингисхан, слово «казах» (казак) применили для названия воссозданного государства – Казахского ханства, его прямые потомки, султаны Керей и Аз Жанибек. Факт, который мыслящему человеку даёт больше, чем пространные объяснения некоторых учёных, пытающихся найти этническую составляющую в глубокой древности, чтобы объяснить то, чего не было. Народ Чингисхана составляли тюркские племена и роды, которые в дальнейшем объединив (военными и иными способами другие тюркские племена), завоевав другие государства, создали Великую империю, назвав её монгольской. Государство казахов (казаков) создали те же роды и племена, отделившись от Абулхаир хана – правителя, так называемого узбекского ханства, после смерти которого объединили весь народ под свои руководством в составе Казахской Орды. До Чингисхана не было этнонима монгол, до Керея и Аз Жанибека не было этнонима казах. Это факты, которые лежат на поверхности и их невозможно опровергнуть. Если по этнониму казах особых вопросов не возникает, то по этнониму монгол, желание историков отвернуться от истины, несмотря на факты, просто обескураживает. Казак (с двумя казахскими К по научному увулярными  с «хвостиками») это тюркское слово, означающее социальный термин определяющий статус, положение какого-либо лица или коллектива, объединения людей. Вольный, удалой молодец, скиталец, храбрец. То есть этот слово было нарицательным и имело социальный аспект. И только с момента создания государства чингизидами Кереем и Аз Жанибеком приобрёло этническое значение, и стал самоназванием тюркского народа – казахи (казаки). Что касается слова «монгол», пусть читатель сам решает, исходя из фактов, законов логики и здравого смысла.
   Слово «монгол» не существует ни в казахском, ни в монгольском языке, как отдельное слово, имеющее какое-то значение, так как слово «казах». В казахском языке его связывают в двух аспектах. Первое, как производное от слова Вечный народ (Мангі ел), то есть вполне созвучная трансформация слова Мангіел – Монгол и по смыслу, и по звучанию, и по возможной трансформации. При этом мы знаем из «Сокровенного сказания о монголах», что Чингисхан называл свой народ – Вечным народом. Вполне логически и здраво так назвать свой имперский народ с тысячелетней историей, чтобы вновь его объединить и сделать великим. Вполне возможно, что Чингисхан и его советники руководствовались этим принципом, тем более, что они представители тюркского народа. Второе,  как производное слова «Тысяча рук» (Мынкол-Мынгол-Монгол), трансформация объяснима и с фонетической, и со смысловой, и с практической точки зрения. Она достаточна логична и объяснима, поскольку значение слова подходит для военного государства и слово «кол» означает ни только прямой перевод – рука, а означает в определённом смысле войско, отряд, боевую единицу, её построение - правая рука(крыло), левая рука (крыло). Логично и практично, и вполне возможно. Версия учёного К. Даниярова.
        Что касается слова «монгол», то в современном монгольского языке существуют тоже несколько версий. Первая - название народа возводят к названию горы Мон и реки Мон (были ли в древности река и гора с таким названием вызывает сомнения многих учёных), добавляя к нему монгольское слово – гол(поток). Вторая - якобы Чингисхан заимствовал это слово от живших в низовьях Амура маньчжур племени мэнву. Третья - от  слова «серебро» – меnnggy, четвёртая - от слова «поедающий демонов» – маngghus. По моему мнению, всё это не имеет ничего общего ни со здравым смыслом, ни с логикой, ни с правилами трансформации слов и его значений, ни с тем временем, когда происходило формирование империи и народа Чингисхана. Можно ли представить, что народ воин, его лидеры, люди героического склада ума, люди, которые помнили своих великих предков, имея собственный язык, историю и наследие будут называть свой народ именем какого-то племени чужого народа? Абсурд. Или названием реки или горы, у которой могла бы обитать лишь какая-то часть их племени? Или названием платёжной ценности того времени,  в виде серебра? Говорить же о последней версии со словом «поедающие демонов», по моему мнению, это оскорбление памяти своих предков. Можно понять современных монгол, для которых имя Чингисхана имеет фундаментальное значение не только в историческом аспекте, но и метафизическом, психологическом и прагматическом плане.  Если «отнять» у них Чингисхана, это практически лишить их духовной составляющей, скрепляющей их национальную идентичность. Поэтому понятно, что они готовы принять любую версию, какой бы она не была, лишь бы она этнически связывала бы Чингисхана с современным народом Монголии. Но, увы, с течением времени истина становится очевидной всё большему и большему количеству профессиональных историков, что неизбежно приведёт к торжеству истины. И в этом нет никакой вины ни монгол, ни казахов. Это в самой сути правды как философской категории, которая становится достоянием большинства, как бы её не пытались скрыть. Но как понять казахов, придающих забвению собственных предков, продолжающих  двигаться в парадигме ложной версии истории собственного народа. Два этих слова объединяет один народ, тот народ, который во времена Чингисхана, его детей и внуков после его смерти называли монголы и который  после 1456 года назвали казаки (казахи), это тот народ, которым правили, начиная с Чингисхана в 1216 году и до 1917 года  его потомки. Они создавали, правили и другими народами и государствами, при этом этническое название монгол, оставалось только за народом Чингисхана, за теми племенами и  родами, которые были наследниками Великих тюркских каганатов. Ханьцы(китайцы) оставались ханьцами, арабы - арабами, персы - персами и т.д. хотя были в составе монгольской империи. Пришло время, и монголы Чингисхана стали казахами Казахского ханства и продолжили свой путь в истории во главе с потомками Чингисхана несколько веков и при этом, никогда не забывая свою генеалогию до седьмого колена и далее. А слово «монгол» стало этническим названием другого народа и это никто не оспаривает, и на него никто не претендует, а для нас казахов это только гордость, что другой народ чтит наших предков как своих, значит есть за что и для чего, значит, наши предки это заслужили. Как арабы возвеличивают казахских (кипчакских) султанов, правивших ими, достаточно назвать одно имя - султана Бейбарыса, разве это не гордость для народа? Почему я об этом написал? Главное, чтобы читатель начал мыслить, сопоставил факты и сам сделал выводы, опираясь на них, а не принимал чужую точку зрения, пусть даже учёного, только потому, что он  учёный. Мыслить и ещё раз мыслить. И если Вы начали это делать, значит доберётесь до истины. А что может быть прекрасней того, что вы самостоятельно «докопались» до истины. Достигнув этого в одном, вы выработаете привычку во всём разбираться самому и искать истину, чтобы правильно поступать. Ведь только знание правдивой информации даёт возможность принимать правильные решения.


Рецензии