Мирные соглашения между Чиуауа и апачами

С иллюстрациями здесь: https://vk.com/club87908871



Мирные соглашения  между Чиуауа и апачами. 2000-2020.  Судьба памятников Терразасу и Викторио.

                ***

14 октября 2000 г. Акт примирения между апачами  и штатом Чиуауа.

14 октября 2000 года состоялся акт примирения между властями штата Чиуауа и представителями племени апачей-мескалеро. (На следующий день мексиканская газета «El Universal» сообщила: «Чрезвычайно осторожный и протокольный, президент и вице-президент племени мескалеро апачей, Сара Мискес и Фредерик Чино (Sara Misquez и Frederik Chino), соответственно, заверили, что судьба коренного народа тараумара - модернизировать или исчезнуть.

Собравшиеся в этом городе [Чиуауа] для исторического акта согласования с правительством штата договора о примирении, интерпретируемого как подписание мирного договора, Мискес и Чино рассказали о значении, которое это событие представляет для нации апачей.



 «Это похоже на возвращение на землю наших предков, Чиуауа для нас - это Сьерра-Мадре наших предков, земля и убежище наших предков», - сказал Чино, добавив: «Несмотря на то, что прошло 120 лет, они все еще священны для нас…»

Правительство Чиуауа и народ апачей подписали историческое соглашение о примирении. Фактически мирный договор, который должен был быть подписан 120 лет назад, по словам президента племени апачей.



Соглашение, договор или «Раскуривание трубки мира», как стало широко известно о встрече с апачами и местными властями, направлено на установление связей с коренными народами тараумара и помощи  в развитии их культуры как в экономическом, так и в социальном плане.

По словам переводчика и представителя апачей Фелипе Переса Рентерии, мероприятие, на котором не присутствовали коренные жители тараумара по решению правительства, направлено на протоколы культурных отношений с Нацией Мескалеро, а затем на мероприятия по культурному, экономическому и социальному обмену.

Чино напомнил, что год назад он жил в общине тараумара в Bocoyna  (Чиуауа), и именно тогда он узнал о страданиях, в которых пребывают коренные народы, хотя он признал силу этнической принадлежности, сохраняющей свои традиции, несмотря на современные попытки колонизации. Апачи показали в парке El Palomar, на площади  Plaza del Maestro свои традиционные военные и религиозные танцы, в благодарность богам за то, что они позволили им вернуться на землю своих предков».

 

                25 июня 2020 г.  Мирный договор.
                Апачи признаны коренным народом штата Чиуауа.


 

Конгресс штата Чиуауа


НАСТОЯЩИМ:
Нижеподписавшаяся  Rosa Isela Gayt;n D;az , Депутат LXVI городского созыва…
используя полномочия, предоставленные мне статьей 65, пункт 2, политической Конституции Мексиканских Соединенных Штатов, а также пункт 68 Часть I Конституции свободного и суверенного государства Чиуауа, ординарии 169, 170, 171, 175 и другие относительные положения…  о законодательной власти штата Чиуауа.   …чтобы представить инициативу по реформированию части XXXIX статьи 9 Закона «О защите   культурного наследия государства Чиуауа», с целью признания нации N-dee / Апачи, как коренного народа  государства, в соответствии со следующим:

Обоснование:

В Мексике всегда были проблемные отношения со своими коренными группами, поскольку с момента завоевания они представляли проблему, заключавшуюся в том, чтобы иметь возможность утвердиться так, как это было достигнуто в центре и на юге страны, но не только это, если не сотни лет спустя, они продолжали оставаться препятствием для правительства в институционализации своего национального проекта, при этом Север, и особенно его коренные народы, представлялись величайшим конфликтом в истории.

В 1535 году, когда первые завоеватели прибыли на север страны, чтобы основать и укрепить Нуэва-Вискайя, в которую входили штаты Дуранго, Синалоа, Чиуауа и часть Коауила, они стремились проповедовать христианство, и контролировать коренное население.  В рамках этого процесса в 1591 г. они  мобилизовали в общей сложности 400 тласкальских семей, которые  перебрались в штаты Чиуауа и Коауила, чтобы начать процесс смешанных браков, и таким образом сократить численность коренного населения.

Эти меры, принятые испанцами, вскоре вызвали напряженность и, как и следовало ожидать, начались войны и конфликты между коренными жителями и завоевателями, к 17 веку напряженность возросла, поэтому было принято решение начать процесс истребления, чтобы добиться мира и предотвратить кражу товаров, скота, урожая и т. д. Эти действия привели к истреблению таких групп, как  Кончос, Тобосос, некоторые из Тепеуан, и Апачи.  Апачи, которым удалось выжить, бежали на юг Соединенных Штатов, что для Нуэва-Бискайя означало мир, хоть и на некоторое время.

С ускоренной экспансией Америки, апачам пришлось снова бежать в Мексику, воспользовавшись пространствами, оставленными уже уничтоженными группами, что усилило напряженность и конфликт между апачами и испанцами, поскольку к тому времени королевская дорога уже позиционировалась как один из основных торговых путей, в вице-королевской Мексике.

Прежде чем продолжить это пояснительное заявление, я должна  указать, что с момента прибытия испанцев до подписания независимости Мексики, коренные народы рассматривались как низшие, дикие, бездушные существа, и иногда даже возникал вопрос, были ли они вообще humanos (людьми), поэтому долгое время их считали (и, к сожалению, некоторые люди до сих пор считают) животными, поскольку считалось, что они не эволюционировали.

С другой стороны, для независимой Мексики апачи представляли собой еще большую проблему, поскольку они стремились укрепить национальный проект на Севере, который, как мы знаем, всегда был исторически и географически изолированным районом, что привело к позднему завоеванию, независимости и модернизации. В этой связи мы не должны упускать из виду, что война, непризнание нации и сдерживание вторжений апачей имели внешнеполитический фон, поскольку, если эти повстанческие группы коренных народов, присутствующие на границе с Соединенными Штатами, могли контролироваться, то контроль Мексики над своей территорией, границей и отношениями с соседней страной был бы полным.

Апачи  были известны как кочевая группа, которая зависела от охоты и сбора урожая, поэтому, преследуемые властями (следует отметить, что за их волосы платили деньги),  и теми же поселенцами, они были вынуждены начать воровать урожай и скот, что привело к тому, что ранее существовавшая напряженность закончилась дорогостоящей и кровопролитной войной.

В 1834 году, тогдашний губернатор штата Чиуауа,  Хосе Дж. Кальво сказал: «Апач является сыном большой мексиканской семьи, и имеет те же права на землю, где он родился, что и мы, как дети конкистадоров», что позволяет нам думать, что после многих лет преследований, истребления и вторжения на их территорию, мексиканское государство наконец признало бы апачей нацией, и перестало бы рассматривать их как варваров или дикарей, чтобы начать рассматривать их как равноправных.

Однако слова губернатора не были услышаны, так как в 1848 году и в 1852 году произошло два события, имеющих первостепенное значение для начала официальной войны против апачей, поэтому я позволю себе кратко описать оба.

2 февраля 1848 года в городе Керетаро состоялось подписание Гваделупского договора - документа, устанавливающего мир между Мексикой и США, а также демаркация их границ и основы для создания прочных отношений мира и сотрудничества.  В этом договоре выделяется то, что он также устанавливает, что произойдет с теми людьми, которые живут на уступленной территории, и с теми американцами, у которых есть недвижимость в Мексике.

В статье 10 того же договора говорится о мерах, которые будут приняты обеими странами для сдерживания и наказания «диких племен», в этой связи Мексика разрешила США заходить в страну для борьбы с Апачами каждый раз, когда они решали совершить набег на Мексику, поскольку эти набеги представляли большую опасность для мексиканцев. Также становится очевидным запрет любому гражданину покупать у апачей рабов, мулов, скот, оружие или что-либо еще, что у них было на продажу.

Кроме того, в 1852 году, спустя четыре года после подписания вышеупомянутого договора, Палата депутатов постановила, что кочевым племенам страны отказывают в юридическом статусе нации, сделав четкую ссылку на Апачей, которые всегда называли себя народами, в этом заключении также упоминалось, что они, не будучи частью признанного государства, также не являются частью мексиканской нации. В том же году Сенат потребовал от федерального правительства вести войну против апачей, поэтому правительство решило создать специальные военные корпуса для борьбы, и начало готовить жителей общин, наиболее подверженных нападениям.

Один факт, ознаменовавший конец войны с апачами, и о котором, несомненно, некоторые из вас знают - это битва при Трес-Кастильос, которая произошла 14 октября 1880 года в муниципалитете Койаме. Хотя это известное событие, большинство людей не знают, что это была засада генерала Хоакина Терразаса, чтобы убить великого и известного лидера чирикауа Виторио (Vitorio).

Чтобы понять  суть битвы в Трес-Кастильос, мы должны принять во внимание, что в то время президентом Мексики был Мануэль Гонсалес, который управлял мандатом Порфирио Диаса в течение четырех лет и на всенародных выборах, однако, Гонсалес пользовался наибольшим доверием у генерала, и они имели много общих точек зрения, таких как идеалы порядка и прогресса, которые не собирались реализовываться, если коренные народы не сдерживали себя, с другой стороны, в Чиуауа губернатором был Луис Терразас, видный политик, бизнесмен и владелец  нескольких ранчо,  которые уже подвергались нападениям и грабежам со стороны апачей.  Как мы видим, у обоих  были личные интересы, чтобы  не только объявить, но и выиграть войну против апачей.

Губернатор Терразас поручил своему родственнику Хоакину Терразасу командовать колонной из 600 добровольцев (включая рарамури), в том числе рарамури Маурисио Корредор, чтобы помочь ему проследить следы Виторио и найти его. Этот план, как уже известно из истории, сработал, и Виторио удалось проследить до горной местности в районе Койаме, называемой Трес-Кастильос. Виторио был предупрежден своими разведчиками, что Терразас и его люди уже находятся в этом районе, поэтому Виторио решил передать капитану Нана (capit;n Nana) большую часть семей, чтобы их отвели в безопасное место. На закате дня 14 октября Виторио видит приближение людей Терразаса и знает, что время пришло, поэтому начинается битва, во время нее рарамури Маурисио Корредор  выстрелил в Виторио, что через несколько часов приведет к смерти великого вождя, и отступлению воинов апачей.

Утром 15 октября началась резня, положившая конец сопротивлению апачей.    Луис Терразас назначил цену за каждый принесенный ему волос апачей.

Как мы видим, отношения с апачами на протяжении всей истории были не самыми приятными. Мы вторглись в их земли, мы лишили их владений, мы преследовали их, убивали, изолировали их, мы пытались  их «цивилизовать», в то время  как они в действительности никогда не нуждались в этом, мы не могли и не хотели понять, что не потому, что их образ жизни, религия, законы, обычаи или язык отличаются от нашего, они уступают нам.  В этом смысле,  из-за исторического долга перед ними, бывший губернатор Патрисио Мартинес в рамках 120-летия битвы при Трес-Кастильос подписал мирный договор с нацией  N-dee (великой нацией апачей, объединяющей различные группы, такие как липаны, чирикауа,  мескалеро…) с целью положить конец конфликтам между двумя сторонами, и установить мирные отношения.

Другой целью этого договора является принятие мер, необходимых для распространения этой культуры, поскольку она является частью, как мы уже видели, истории Чиуауа… 

В этой связи,  вызывает тревогу пересмотр закона «О правах коренных народов штата Чиуауа», и отсутствие каких-либо положений, в которых четко указываются коренные группы, происходящие из нашего государства, поскольку они являются важной частью общества Чиуауа во всех его сферах.

С учетом  вышеизложенных обоснованности и мотивации, позвольте мне представить на Ваше рассмотрение настоящую инициативу по реформированию части XXXIX статьи 9 «Закона Об охране культурного наследия штата Чиуауа»,  с целью признания нации Н'Де / Апачи коренным народом государства.

ДЕКРЕТ:

Статья первая:   

Часть XXXIX статьи 9  «Закона Об охране культурного наследия штата Чиуауа»  была изменена с целью признания нации N-dee / Апачи  коренным народом штата,  и сформулирована следующим образом:

«Статья 9. Под настоящим Законом понимается:

XXXIX. Коренные народы (Pueblos originarios).
Это коренные народы, которые происходят от населения, населявшего штат Чиуауа в начале колонизации, и которые сохраняют свои собственные социальные, экономические институты, культурные и политические, или некоторые из них, поселившиеся на территории и признающие собственные власти, в соответствии с их обычаями: 

Rar;muri/Tarahumaras,  O'oba/ Pimas,  O'dami /Tepehuanes,  Guarij;/ Guarij;os  y  Naci;n  N'dee / Apache.

Данное постановление вступает в силу на следующий день после его публикации в Официальной государственной газете.

Создано в городе Чиуауа, штат Чиуауа, двадцать пятого числа, июня месяца, две тысячи двадцатого года. (25. 06. 2020).




                Памятники Терразасу и Викторио.


Федерико Мартинес / Газета

07 февраля 2021, воскресенье / 06:59

Чиуауа.  Памятник битве при Трес-Кастильос (Три Замка), возведенный в ознаменование победы  Хоакина Терразаса,  и известный также как  «Гробница всех апачей», превратился в санитарный узел посреди города, который теряет свой вид  из-за мусора и воровства отдельных его фрагментов.

Расположенный на пересечении улицы  Matamoros и проспекта Zarco, памятник героям той битвы 14 октября 1880 года, в настоящее время представляет собой совершенно заброшенный объект,  со следами вандализма, кражи деталей, мусора и объедков, что не производит хорошего впечатления  на  людей, которым приходится  ожидать  там автобус.

 

Несмотря на то, что памятник построен на въезде в один из самых традиционных районов города, где проживали известные семьи, такие как Хардинес-дель-Сантуарио, нынешнее состояние этого места прямо противоположно  идеальному состоянию многих домов вокруг него, которые  также как и он, стоят там годами.

14 октября 1880 года битва при Трес-Кастильос, также известная как «партизанская война» в рамках восстания апачей, произошла в  районе расположенном примерно в 150 километрах к северо-востоку от города Чиуауа, в муниципалитете Койаме.

Регион выделяется своей засушливостью, три гранитных холма окружены   равниной, которая  стала местом битвы, где погиб индейский вождь  Викторио, от рук  Хоакина  Терразаса,  который  до этой битвы уже  был известен как  «Бич апачей», а после  битвы  он превратился в  «Героя  Трех  Замков».

 

 
 
                Памятник  Викторио.

(Изначально стоял на площади  Plaza del ;ngel в г. Чиуауа)

 


10 февраля 2016 года появились сообщения, что площадь, на которой стоит памятник, будет разобрана на реконструкцию, в связи с чем было принято решение перенести его за городскую черту, в район линейного парка  Сакраменто (parque lineal Sacramento).

25 августа 2016 года газеты сообщили, что «Памятник установлен в парке, но при его перемещении были допущены некоторые поломки – треснул пьедестал, удерживающий лошадь со всадником, а в его имени отсутствуют две буквы. Этот парк расположен на одной стороне мостов, ведущих в Сьюдад-Алдама, на шоссе Сакраменто, к югу от города».


 

В мае 2019 года памятник подвергся  актам вандализма,  и начальник Муниципальной полиции Жильберто Лойя сообщил, что уже ведется видеоанализ камер наблюдения, чтобы найти виновных, которые «изуродовали памятник  индейца Викторио».

 
 

От редакции / El Diario

Пятница, 24 мая 2019 г. | 07:26

Чиуауа. Реставраторы памятников начали с ремонта бронзовой статуи вождя апачей Викторио, после того как ногу лошади изуродовали преступники, которые до сих пор не арестованы. Точно так же будет восстановлена и украденная табличка, сообщили в Управлении городского хозяйства. По словам специалистов, восстанавливающих повреждения, несмотря на то что они были отлиты из бронзы,  будут вставлены стержни для усиления опоры для ноги, а затем она снова будет покрыта бронзовым листом.

В настоящее время  «Управление общественной безопасности города»  расследует виновных в этом  акте вандализма,  и поддерживает контакты с владельцами помещений, предназначенных для покупки и продажи металлолома, во избежание приобретения украденных металлов. В этом направлении есть профессионалы своего дела, чтобы памятник был спасен и отреставрирован  самым лучшим  и надлежащим образом.
Это произведение художника Рикардо Понзанелли, созданное в 2003 году, имеет приблизительные размеры 5,00 м. x 1,80 м. x 5,90 м.,  и представляет собой индейского  вождя Викторио на его лошади.

Это единственная дань уважения апачам, в знак признания их присутствия в истории Чиуауа, памятник и украденная мемориальная табличка олицетворяют примирение   между нацией апачей и народом Чиуауа, которые согласились положить конец 120-летнему конфликту.



Как пояснил историк Мануэль Сальсидо, преступники не только отрезали  ногу, но и сумели оторвать мемориальную табличку, сопровождавшую скульптуру.
Эта табличка , по его словам, представляет собой историческое подписание мира между нацией Апачей и народом Чиуауа, где губернатор и представители племени подписали мирные документы, чтобы положить конец 120-летнему конфликту.

 

«Пусть отныне навечно затянутся  раны прошлого. Примирение между Чиуауа и Нацией Апачей.  14 октября 2000 года»  - гласила  надпись на табличке дословно, также и на языке апачей. Потомки (апачи) показали свое раздражение тому пренебрежению, с которым и муниципальное, и государственное правительство отнеслись к  этой скульптуре. «Мы против спонсорства, но также и отсутствия бдительности, и того, как статуя была перенесена в  такое место, где ее даже не видно. Возле нее нет ни решетки,  ни пьедестала, которые  сделали бы ее более   труднодоступной. Это позор.  Потомкам апачей, конечно, уже послали фотографии – в племена   США, Мексики - Сонора, Коауила, Чиуауа также, уже весь мир знает»  - сказал Мануэль. На место, помимо историка, пришли президент  «Ассоциации коренных народов», а также Мигель Сервантес, потомок апачей и член «Calpulli Hue Hue Victorio» (дедушка Викторио).   

Последний объяснил, что они понимают этот инцидент как удар по коренным народам этих земель,  «Как будто они хотят стереть их остатки».
Он отметил, что у этой скульптуры  каждый год  14 октября совершается подношение и особый ритуал, в честь Викторио. «Физическое изображение было повреждено, но нанесен вред и  нашему сердцу и духу, и нет лекарства, чтобы вылечить это.

«Сейчас мы будем молиться о том, чтобы попытаться исправить нарушенную энергетику лошади, потому что для нас это имеет жизнь» - сказал он.

В связи с этим протестующие призвали вернуть статую Викторио обратно на Plaza del ;ngel, с которой она была удалена, после того как она будет восстановлена.

 

 

 


Рецензии