раскаяние

               
                ДМИТРИЙ ВОЛОЧКОВ               
               
                РАСКАЯНИЕ               
               
                Двухактная пьеса               
               
 Действующие лица:               
               
 Лена-23 года               
               
 Саша-20 лет               
               
 Бабушка-95 лет               
               
 Александр-65 лет               
               
 Священник-45 лет               
               
 Мальчик послушник-15 лет               
               
 Действие первое               
               
 Сцена первая               
               
 В квартире живут два  поколения бабушка и внук. Они такие разные и разные у них судьбы. Но это одна семья одни заботы и проблемы. Мальчик начинает встречаться с девочкой. И появляются новые радости и горести               
               
 Саша.Знаешь, Лена мы уже год встречаемся и мне очень хорошо с тобой. Я  раньше и не знал что отношения это такие сильные чувства как волна, которая накрывает с головы до ног. Еще совсем недавно мы не знали друг друга, а теперь не можем представить себе, как существовали  поодиночке. Мы жили в одном городе, ходили по одним  и тем же улицам, пока судьба не свела нас вместе.               
               
 Лена.Мне тоже очень хорошо с тобой. Ты очень заботливый и нежный молодой человек.               
               
 Саша.Я помню нашу первую встречу, когда мы встретились в парке. Скажи, о чем ты подумала после нашей встречи?               
               
 Лена.Я всегда мечтала, чтобы у меня была семья. И я подумала, что если у нас все будет хорошо, то мы построим свой мир, у нас будет все как у всех. Но я не хочу просто встречаться я хочу чего-то большего.               
               
 Саша.А я подумал, какая же ты красивая.               
               
 Лена.В том то и дело что мужчины и женщины такие разные. Мы как будто с разных планет ты с Луны, а я с Венеры. Мы женщины, встретив хорошего парня, мечтаем о том, что у нас будет общий дом семья ребенок, а мужчины думают только о близости. Что тут можно поделать.               
               
 Саша.Наверное, ты права.               
               
 Лена.А ты Саша разве не хочешь, чтобы у нас был ребенок? Он будет так похож на тебя только маленький. Когда он подрастет ты, взяв его за руку, будешь,  гулял с ним в парке.               
               
 Саша.Я тоже хочу, чтобы у нас был ребенок, но только не сейчас. Может лет через пять, когда я встану на ноги. Я хочу, чтобы у нас был свой дом хорошая работа. Да я и сам пока еще как ребенок, какие могут быть у нас сейчас дети.               
               
 Лена.Я тоже думала, как и ты, но поменяла свое мнение после трагедии, которая очень сильно изменила меня.               
               
 Саша.О какой трагедии ты говоришь? Ты ничего не говорила мне об этом.               
               
 Лена.Иногда жизнь может очень сильно измениться. Это произошло летом после долгой и холодной зимы когда, наконец, засияло солнышко, и я смогла надеть красивое платье и просто гулять и радоваться теплым дням. В один из таких  дней подходя к  дороге, я услышала  визг тормозов и чьи-то крики. Я подошла поближе и увидела, как на грязном асфальте лежит девушка. Ее длинные рыжие волосы были забрызганы кровью. Глядя на нее, я поняла, что она уже мертва. Какой-то мужик сидел за рулем, обхватив голову руками. Я постаралась поскорее уйти я, так не люблю видеть смерть. Идя по дороге, я все время думала как все это ужасно.               
               
 Саша.Что ужасно? Ведь все мы когда-нибудь умрем.               
               
 Лена.Это было внезапная страшная смерть, и я подумала, что еще совсем недавно она тоже, о чем-то мечтала, строила планы и думала, что проживет долгую и счастливую жизнь. И вдруг какой-то пьяный мужик за рулем оборвал ее жизнь. И больше для нее ничего уже не будет. Внезапно оборвались все ее планы надежды и мечты. И тогда  в эту самую минуту я решила поменять свою жизнь. Ее смерть помогла мне понять, что я живу неправильно. Саша мы встречаемся с тобой уже год, словно  воры встретились и разбежались. Я не хочу так больше.               
               
 Саша. Но пойми, многие так живут. Ведь у нас нет даже своей собственной квартиры. Давай еще немного подождем, а потом когда все наладиться будем думать о чем-то большем.  А что у нас есть сейчас?  Да ничего кроме нашей любви.               
               
 Лена.Вот так повстречаемся, а потом и разбежимся в разные стороны. Послушай, я хочу сказать тебе что-то очень важное. Я долго не говорила тебе, но теперь решила сказать.               
               
 Саша.Что сказать?               
               
 Лена.Я беременна я жду ребенка твоего ребенка. Я так давно мечтала об этом.               
               
 Саша.Какой ребенок? Я ничего не понимаю. Ты же говорила что предохраняешься. Что не хочешь, иметь детей. Что тебя  все устраивало.               
               
 Лена.Да я так говорила и так думала, но после этой трагедии я поняла, что и моя жизнь тоже может внезапно оборваться.  Я не знаю машина болезнь да все что угодно. Наши с тобой отношения такие неправильные. Мы как две собачки встретились, а случись, что и  разбежимся в разные стороны. Пойми, ребенок все изменит. Он сблизит нас еще больше. Мы станем совсем другими.               
               
 Саша.Но почему ты меня об этом не спросила?               
               
 Лена.Я знаю, ты сам никогда  не принял бы такого решения. Так бы все и тянулось год за годом. Послушай, ты сейчас пойдешь все обдумаешь. Что для тебя важнее я ребенок или твоя свобода.  И завтра ты либо вернешься, и тогда у нас будет свадьба или не возвращаешься. Но запомни, если ты не придешь ты больше никогда не увидишь меня. Поверь, я никогда не избавлюсь от этого ребенка.  Я просто уеду из этого города и ты больше никогда не найдешь меня. Да пойми же ты глупенький, все у нас будет. И свой дом и деньги все будет хорошо. Иди, подумай и прими решение как взрослый мужчина. Я буду ждать тебя до завтрашнего вечера. Иди и просто прими решение. Ничего сейчас не нужно говорить просто иди.               
               
 Саша встает и молча, уходит.               
               
               
 Сцена вторая               
               
Саша возвращается домой, раздевается садиться за стол. Берет белый лист бумаги и простым черным карандашом рисует мужчину, который держит за руку маленького ребенка. Затем он откладывает лист бумаги  в сторону встает и идет в душ, затем, помывшись, выходит из него. Саша обнажен по пояс он вытирает полотенцем свои красивые длинные волосы. Затем снова садиться за стол и, взяв в руки карандаш, зачеркивает фигуру маленького ребенка. Наконец он ложиться на кровать и подтянув колени к животу,  пытается заснуть. Неожиданно он слышит, негромкий плачь, который доноситься из соседней комнаты. Саша встает, зажигает свет и тихонько открывает дверь. Полоса  света падает на фигурку старенькой бабушки, которая, закрыв лицо руками, не громко плачет. Саша включает свет, и присев к ней обнимает ее за плечо.               
               
 Саша.Бабушка что с тобой, почему ты плачешь?               
               
               
 Бабушка опускает руки на колени и тихо говорит.               
               
 Бабушка.Война я вспомнила о той проклятой войне. Я все стараюсь забыть о ней, но вспомнила, услышав песню: Ах, если б не было войны. И воспоминания нахлынули, на меня как волна. Мне стало так жалко себя. За что мне все это? Cколько я всего пережила.               
               
 Саша.Расскажи мне о той войне.               
               
 Бабушка.Ложись я расскажу тебе.               
               
 Саша кладет голову на колени и бабушка во время рассказа будет, глядя, куда-то вдаль говорить, перебирая рукой его красивые длинные волосы. Иногда ее слезы скатываясь по щекам, будут падать на лицо Саши.               
               
 Бабушка.Я жила тогда в Ленинграде и была так счастлива. Мои мечты  стали, наконец, сбываться. У меня был муж, с которым все у нас было хорошо. У меня один за другим родились трое детей сын и две дочери. Мы с мужем строили планы и мечтали, какими будут наши дети, когда вырастут. Но уже тогда в воздухе чувствовалась гроза. Все понимали, что неминуемо надвигается война. Но прошла зима, затем весна и только в начале лета нам объявили, что началась война. Мы тогда и не думали, что она будет длиться так долго и  кроваво.               
               
               
 Саша.Что ты сделала, когда началась война?               
               
 Бабушка. Пока еще было возможно, я отвезла самых младших детей к тетке в деревню, а сама вернулась со старшей дочерью обратно в Ленинград.               
               
 Саша.Зачем?               
               
 Бабушка. Там был мой муж, и я не могла бросить его. Но и без детей я тоже не могла остаться, поэтому и забрала свою старшую дочь с собою. Ведь никто тогда и не думал, что немцы так быстро подойдут к городу и окружат его. Многие уехали, пока еще была такая возможность, а многие из тех, что остались, погибли от голода и холода. Моему мужу в начале войны дали бронь. Но потом все равно отправили на  фронт защищать Родину. И я осталась совершенно одна с маленькой дочкой на руках. Ей тогда было всего шесть лет. Немцы  все ближе и ближе подступали к городу пока,  наконец, полностью не окружили его. Как стая волков окружает слабую и беззащитную жертву. Они не хотели идти на штурм и решили дождаться, когда жители сами умрут от голода и холода, но Ленинградцы выжили. Тогда поэт скажет: Ленинградцы дети мои. Это была страшная зима в этом всегда наполненном сыростью городе. Это был настоящий ад на земле. Казалось, что врата ада раскрылись. Так мы и жили в этом ледяном аду. В домах не было света воды и отопления. Стены домов промерзали насквозь.               
               
 Саша.И как же вы жили?               
               
 Бабушка.Чтобы хоть как-то согреться мы топили печки буржуйки. Вначале мы сожгли всю нашу библиотеку, которую долгие годы собирал мой муж. Я помню, как сидела и читала  книги, перед тем как их сжечь. Потом мы сожгли всю нашу старинную мебель. Потому что когда хочется согреться все остальное не важно.               
               
 Саша.Как же вы выжили?               
               
 Бабушка. Когда совсем нечего, было, есть, я шла на рынок и меняла на хлеб все  ценное что у нас еще оставалась в доме. И однажды я видела, как одна женщина принесла на рынок золотое колье, и просто поменял его на хлеб и какую-то нехитрую еду. Тогда в этом холодном городе я поняла, что самое главное в жизни это сама жизнь. Когда не оставалось воды, я брала саночки и шла с ними на промерзшую Неву, где во льду были пробиты проруби, из которых Ленинградцы черпали ледяную воду. Затем я везла эти саночки обратно домой и волокла их из последних сил на верхний этаж. Где мы жили со своей маленькой дочерью. Но главным нашим спасением был хлеб.               
               
 Саша.Расскажи, что это был за блокадный хлеб?               
               
 Бабушка. Это был тяжелый и черный хлеб, потому что в порту обнаружили баржу с ядовитым жмыхом, и было придумано добавлять этот жмых в муку. Но этот хлеб был единственным нашим спасением, без него мы бы все погибли от голода и холода. Однажды когда до конца месяца оставалось всего несколько дней, я взяла карточки на хлеб. Это был самый обычный день такой же, как и все. Идя по дороге, я вдруг поняла, что потеряла  карточки. Я стояла посреди улицы и внезапно поняла, что нас с дочерью  ждет впереди неминуемая смерть и тогда я завыла, как воет беременная волчица, рожая своего серого волчонка. Я кричала, но никто не помог мне, все просто проходили мимо, им  было всем  не до моего горя. Я потом много думала, может быть, их украли.  А может быть, я их просто потеряла и какая-то женщина нашла их и ее дочка осталась жива. Я медленно побрела домой я до сих пор помню, как моя маленькая дочка все время говорила мне: Мама я хочу есть, мама я хочу есть, мама а я буду жить? И  однажды устав слушать ее просьбы и мольбы  я выбежала на улицу точнее выползла, потому что уже могла лишь с трудом передвигать ноги. На улице стемнело, и  был вечер. Я смотрела на черное небо на падающий снег и думала: Наверное, Бог покинул нас, наказав за наши грехи. И тогда я взмолилась, прося о том, чтобы Бог помог мне. Я брела, не зная куда. В городе не было света и поэтому все окна в домах были темными. Как страшно ходить по темному и холодному городу. Это был совершенно пустой огромный город на улицах которого не было абсолютно никого. Было такое ощущение, что все жители вымерли и я осталась совершенно одна. Я тихо брела и только снег кружился в бесконечном хороводе и дул холодный пронизывающий ветер. И еще этот бесконечный холод от которого просто не было никакого спасения. Эта холодная ледяная зима стала самой страшной за все время блокады. Все больше умирало людей. Смерть стала простой повседневной обыденностью. Мысль о смерти стала постоянной и для многих она становилась настоящим спасением от бесконечных мучений и переживаний. В живых оставались лишь те, в ком еще оставалась надежда на спасение. Те кто переставал сопротивляться очень быстро умирали. Я шла и вдруг на дороге я увидела то, что невозможно было увидеть здесь в этом блокадном городе. Где спилили все деревья, чтобы топить ими печи и переловили всех собак и съели их и даже поймали всех ворон. И вдруг я увидела на снегу под ногами бумажный пакет. Я подняла его, на нем было написано, кисель это был концентрат для приготовления киселя с ягодами. Это было как воспоминание из того довоенного мирного времени. Я держала этот пакет в руке и молча, смотрела на него. Я просто не могла в это поверить. Затем словно боясь спугнуть удачу, я медленно опустила его в длинный карман пальто и побрела домой. Все время, ожидая, что кто-то окликнет меня. Но никто не остановил меня. Я была совершенно одна в этом продуваемом всеми ветрами городе. И только черные окна безмолвно смотрели на меня. Не помню, как я добрела до дома. Я тихо зашла в квартиру, стараясь не шуметь. Дочка уже спала, и я слышала ее ровное дыхание. Не раздеваясь, я легла на кровать, укрывшись стареньким одеялом. Засыпая, я думала, что завтра утром будет день рождения моей дочери. Ей исполниться семь лет. Рано утром я встану, достану маленькую кастрюльку, возьму этот пакет и сварю вкусный кисель с ягодами как когда-то до войны. Я закрыла глаза, в квартире было холодно и сыро. Когда холодно, то очень легко заснуть ты, словно погружаешься в бездонную ледяную бездну и также легко умереть. Не знаю, сколько времени я проспала. Всю ночь во сне я видела как над нашим домом летала огромная стая голодных черных ворон. Их было так много что казалось, они заполонили собою все небо. Они все кружились и кружились над нашим домом. От их нестерпимого громкого крика я неожиданно проснулась. Солнечные лучи уже лежали на стенах комнаты. И вдруг по звенящей тишине я поняла, что в комнате стоит смерть. Было так тихо, и только за окном вьюга засыпала город снегом, словно накрывая его белым саваном. Я подошла к дочери и поняла, что она уже мертва. Ее тело было уже совсем ледяным. Она умерла во сне, не мучаясь и не страдая. Мое сердце настолько окаменело от горя, что я не рыдала и не кричала. Я просто взяла ее невесомое тело на руки и начала медленно спускаться  вниз по лестнице. Спустившись, я положила мертвое тело дочери на холодную землю и стала ждать. Я знала, что каждый день черная грузовая машина объезжала дворы города, собирая трупы. Наконец  пришла машина, и я в последний раз взглянула в лицо своей дочери. Я знала, что больше никогда не увижу ее. Я видела, как  какой-то мужик доходяга взял ее маленькое тельце и швырнул, как дрова в кузов, где уже лежали вповалку другие трупы. Потом  машина стала медленно отъезжать. А я еще долго стояла и смотрела ей вслед.               
               
 Саша.Где похоронили твою дочь?               
               
 Бабушка.Тогда кого-то сжигали в печах, других просто сбрасывали в вырытые огромные общие могилы. В  одной из таких братских могил и лежит моя дочь. Я знаю только участок, где она похоронена. И каждый год в годовщину я приезжаю на эту братскую могилу, чтобы рыдать.               
               
               
  Саша.Скажи, что ты сделала с пакетом киселя?               
               
 Бабушка.Когда наступил вечер, я положила его в карман пальто и побрела по дороге.  Я нашла то самое место, где нашла его и положила на белый чистый снег. Я подумала, что завтра утром какая-то женщина пойдет и увидит на дороге этот  бумажной пакет. Принесет его домой, сварит из него кисель, и ее дочь будет жить. Я думала тогда что, наверное я тоже скоро умру от голода и холода но я не могла сделать иначе, пусть умерла моя дочь, но другой ребенок будет жить.               
               
 Саша.Расскажи, что было потом?               
               
 Бабушка.А потом я выжила. После смерти дочери я не хотела жить и все ждала смерти, но смерть все не приходила ко мне. Я уже перестала спускаться в бомбоубежище, но потом поняла, что должна жить. Если уж не для себя, то ради своих детей.               
               
 Саша.Как все это страшно, но я хотел спросить тебя.               
               
 Бабушка.Спрашивай.               
               
 Саша.Ты же знаешь, что я уже год встречаюсь с Леной. Она очень хорошая девушка. И сегодня я узнал от нее, что она ждет от меня ребенка моего ребенка. Она отправила меня домой, и я должен сегодня решить хочу я этого ребенка и жить с ней или нет. Скажи, что мне делать?               
               
 Бабушка.  Послушай мой золотой, если ты бросишь ее сейчас, то ты никогда не простишь себе этого. Зная, что где-то на  свете растет твой ребенок. Иди к ней и не сомневайся.               
               
 Саша.Хорошо я буду думать, просто я еще так молод у меня нет ни квартиры, ни хорошей работы. Как мы с Леной будем жить вместе?               
               
 Бабушка.Ты бы слышал себя, мы жили  во время войны, потом была разруха. Но мы ничего не ждали, а просто рождали своих детей. Я так хочу нянчиться с твоим ребенком внуком или внучкой.               
               
 Саша. Скажи, как звали твою дочку, что погибла в блокадном городе?               
               
 Бабушка.Ее звали Аня.               
               
 Саша.Хорошо я пойду, и буду думать.               
               
 Саша приходит к себе в комнату, садится за стол. И после долгих размышлений берет лист бумаги и резинкой стирает зачеркивание фигуры ребенка. В результате на листе остается две фигуры: мужчина и ребенок, которого он держит за руку. Затем Саша ложиться и спокойно засыпает.               
               
 Сцена третья               
               
 На, следующий день Саша приходит в дом, где живет Лена. Подойдя к двери, он стучится, но дверь сама легко открывается и Саша понимает, что она не заперта. Зайдя в квартиру, он видит стоящую Лену. Видя ее, Саша подходит и падает перед ней на колени, обхватив руками за ноги.               
               
 Лена.Я знала, что ты придешь, не мог не прийти. Прошу встань с колен, не надо садись.               
               
 Саша садиться на кровать и затем кладет свою голову ей на колени. Лена начинает говорить, перебирая во время разговора его длинные красивые волосы.               
               
 Лена. Ты пойми, не было у меня другого выбора. Я хочу нормальную семью, что я могла поделать, если ты у меня такой нерешительный. Поверь, все у нас теперь будет хорошо. Главное что мы теперь вместе  что у нас будет ребенок, я так давно мечтала об этом.               
               
 Саша.Да ты правильно все сделала, сколько так можно жить я уже и имя ребенку придумал.               
               
 Лена.Какое имя?               
               
 Саша.Если родиться  девочка назовем ее Аней.               
               
 Лена.Почему Аней?               
               
 Саша.Это в память о жившей в блокадном Ленинграде девочки, которая погибла от голода и голода.               
               
 Лена.  Мне нравится это имя давай так и сделаем, а если родится мальчик, то назовем его в честь моего отца Александром.               
               
 Саша.Хорошо. Моя бабушка помогла мне понять что семья и ребенок это самое главное в жизни.               
               
 Лена.Ты даже не представляешь, сколько моих друзей, расстались, так и не дойдя до свадьбы, я не хочу, чтобы и у нас было как у них.               
               
 Саша.Я недавно гулял по набережной и увидел, как один мужчина ведет за руку своего маленького сына, я тогда  захотел, чтобы у меня тоже был ребенок. Просто я думал, что еще не готов. Ты говоришь, что была уверена, что я вернусь?               
               
 Лена.Я же вижу, что когда мы с тобой гуляем в парке, какими глазами ты смотришь на маленьких детей.               
               
 Саша.Это правда, я просто боялся.               
               
 Лена.Чего боялся?               
               
 Саша.Что я еще не готов ведь я сам еще как ребенок.               
               
 Лена.Неправда ты уже не ребенок многие мужчины бросают своих жен с детьми, а ты не побоялся и принял мужественное решение как настоящий и сильный мужчина.
               
 Саша.Да нужно уже принимать взрослые решения, сколько можно уже быть ребенком?               
               
 Лена.Я давно поняла, что есть только два типа мужчин и женщин и других не бывает  на свете.               
               
 Саша.О чем ты?               
               
 Лена.Есть только сильные или слабые.               
               
 Саша.Как это?               
               
 Лена.Представь себе, что есть сильный мужчина, который хочет видеть рядом с собой  женщину, о которой он всегда будет заботиться  и оберегать ее. А есть  мужчины слабые, неуверенные  в себе им нужна рядом женщина сильная, которая будет помогать им,  делая их сильными. И очень плохо, когда встречаются два сильных, человека. Не будет у них, хороших отношений  они будут только бороться друг с другом. Ты пойми Саша, не было у меня другого выбора, если ты все не мог принять решения, поэтому я, и  вынуждена была так поступить. Ребеночек он еще больше нас сблизит, у нас совсем другие  отношения будут. А все эти встречи и расставания могли кончиться рано или поздно тем, что мы могли окончательно расстаться. Я все взяла свои руки и в итоге оказалась права.               
               
 Саша.Неужели ты и вправду могла все бросить и уехать в другой город?               
               
 Лена.Конечно, зачем мне нужен рядом  мужчина, который может, бросить свою женщину, которая носит под сердцем его ребенка. Но я была уверена, что ты никуда не уйдешь. Вот увидишь, все у нас теперь будет хорошо. Я хочу красивую свадьбу, и пригласить на нее всех своих  друзей и подруг и устроить праздник, о котором  я так давно мечтала.               
               
 Саша.Все так и будет я рад, что ты у меня такая сильная мне и правда порой трудно принимать решения, но рядом с тобой мне становиться легко и спокойно. Правильно, что ты так сделала, я и сам думал об этом, просто мне казалось, что я еще не готов.               
               
 Сцена четвертая               
               
 Саша приходит домой, где его уже ждет Бабушка.               
               
 Саша.Я женюсь, у меня будет ребенок, я хочу жить с Леной я больше никогда не отпущу ее от себя.               
               
 Бабушка.Ты правильно поступил ты у меня такой доброй славный как молодой жеребенок.               
               
 Саша.Я очень благодарен тебе ты помогла мне понять, что в жизни самое главное. Бабушка расскажи, что было потом.               
               
 Бабушка.Я уже говорила тебе, что у меня был муж  очень хороший человек, когда началась война дали ему бронь. Но он сам виноват, что забрали его на фронт.               
               
 Саша.Почему забрали?               
               
 Бабушка.Любой человек может неправильно поступить. Я так  сильно его любила и вдруг узнаю от хороших людей, что он гуляет с одной. Не верила долго, но потом увидела их вместе и подумала у тебя же семья жена дети, а ты гуляешь. Пошла в военкомат и все как есть рассказала: Люди гибнут на фронте, а он здесь так себя  ведет. И конечно забрали его, но не прошло и полгода, как получила я на него похоронку, где было написано, что муж ваш пал смертью храбрых защищая Родину. Погиб  в бою на Украине. Но не поверила, что он погиб думала, жив, может у него там  семья жена  дети. Все считала, сколько ему сейчас могло быть лет, не верила тогда, да и сейчас не верю что он погиб.               
               
 Саша.Почему не верила ведь пришла на него похоронка?               
               
 Бабушка. Были такие случаи, пишут, что погиб ваш муж, а он возвращается хоть весь и израненный, но живой. Я после войны осталась, с двумя маленькими детьми  нужно было их поднимать на ноги. Что мне тогда оставалось делать, встретила мужчину  фронтовика.  Жена у него умерла, а детей ему тоже нужно было поднимать. И стали с ним жить вместе. Хорошо жили, он и рассказал, что жене его тоже похоронка пришла, где было написано, что он сложил голову на войне. А он не погиб, а просто пропал без вести. Во время тяжелого боя разорвался рядом с ним снаряд, все погибли,  а он только сознание потерял тогда  немцы  его в плен и взяли. Но он не струсил, а  еще с двумя бойцами сбежал. Аж до Праги дошел там его и ранило. Так что  в Праге для него война и закончилась. Я думаю, может и муж мой жив все ждала его. Мой второй муж умер вот я свою вдовью долю и оплакиваю. Ах, если б не было войны да все она проклятая.               
               
 Саша.Как же тебе было тяжело.               
               
 Бабушка.Столько горя пережила, но в какой-то момент поняла, что нужно жить если уж не ради себя, то ради детей. Я еще и внуков твоих подниму, а там и умирать можно. Не цените вы того что имеете все вам мало а я была  рада черному блокадному хлебу. Пойми, я хочу, чтобы  все у тебя было хорошо.               
               
 Саша.Теперь все так и будет.               
               
 Бабушка.Ты такой добрый нежный тебя рядом нужна сильная женщина.               
               
 Саша.Правильно ты говоришь Лена у меня такая сильная. Правильно она поступила, а я все решиться не мог.               
               
 Бабушка.Вот увидишь родиться, ребенок и ты очень быстро повзрослеешь.               
               
 Саша.Скажи как ты жила в блокадном Ленинграде?               
               
 Бабушка.Кончилась эта проклятая зима и наступила  долгожданная  весна, а потом и освободили город. И я, наконец, увидела двух своих маленьких детей. Жили они у тетки, в деревне выкормила их корова, как мать выкармливает своих детей, если бы не она  не знаю что  было бы с ними. Потом дочь вышла замуж, а затем и ты появился на свет. Так жизнь и продолжается несмотря не на что. Скоро и у тебя будет ребенок. В каждой нашей семье есть те, кто пришел раненым, но живым и есть погибшие, что сложили свои головы, защищая нас. Никогда не нужно забывать об этом, а забудем, и не будет нам прощения за этого вовек. Пока живы, надо помнить о них, что мальчишками ушли защищать нашу землю. Ах, если б не было войны.               
               
 Действие второе               
               
 Сцена первая               
               
 Лена в квартире со своим отцом.               
               
 Лена.Отец что ты думаешь о моем молодом человеке?               
               
 Александр.Я же вижу что хороший он парень. А почему ты спрашиваешь?               
               
 Лена.Мы уже год с ним встречаемся, но у нас нет своей квартиры, а у Саши нет хорошей работы одни лишь проблемы.               
               
 Александр.Не беспокойся дочка, я помогу вам, но у меня будет только одно условие, поженитесь и будет вам квартира, а то живете как-то неправильно.               
               
 Лена.Я хочу сказать, что мы с Сашей все, наконец, решили. Помнишь, ты мне говорил, чтобы я была решительной я и настояла на своем. Мы с Сашей решили  пожениться.               
               
 Александр.Наконец-то я ведь так давно ждал этого.               
               
 Лена.Я беременна и жду от Саши ребенка, так что у него и не было другого выбора.
               
 Александр.Я так счастлив я так ждал этого, я так хочу, чтобы мой род продолжился.  Ты у меня такая сильная вся в меня.               
               
 Лена.Не было у меня другого выбора.               
               
 Александр.Да порой в жизни нужно сделать правильный  выбор взять хотя бы  меня. Ты же знаешь, что я двадцать лет отмотал по тюрьмам и лагерям, но однажды изменился и стал совершенно другим человеком.               
               
 Лена.Расскажи, что тогда с тобой произошло?               
               
 Александр.Это все благодаря одной глупой птице.               
               
 Лена.Какой птице ты мне ничего об этом не рассказывал?               
               
 Александр.Cидел я тогда очередной раз. И стал замечать, что прилетает большая черная птица. Cтал я ее прикармливать. И она каждый день прилетала, а потом вновь улетала на волю, и я подумал, эта птица летает, где хочет, что же я здесь делаю. И решил я тогда что хватит мне мучить себя. Пора все поменять в своей безрадостной жизни.               
               
 Лена.Только птица помогла тебе это понять?               
               
 Александр.Нет, конечно, птица это была последняя капля. Исполнилось мне тогда тридцать пять лет. Оглянулся я назад и понял, что прожил половину своей жизни да все как-то неправильно бездумно растратил свое время. И решил, что начну новую жизнь с чистого листа. Освободился и понял, что мне одному не справиться. Встретил я тогда замечательную женщину твою маму она, и спасла меня. А потом и ты появилась на свет. Тогда я и понял ради чего стоит жить. А сегодня ты сказала, что у тебя будет ребенок теперь и умирать не страшно. Я же вижу хороший у тебя парень, но нерешительный он какой-то повезло ему с тобой, ты сильная будете вместе идти по жизни. Я сегодня хочу сходить в храм Богу помолиться.               
               
 Лена.Ты же никогда не был верующим человеком.               
               
 Александр.Пришло видать время, к Богу прийти к нему всегда есть время никогда не поздно. В жизни всегда столько забот и проблем видимо послал мне Бог новое испытание. Я так рад за тебя ладно пойду я.               
               
 Александр встает и уходит.               
               
 Сцена вторая               
               
 К храму подходит повидавший жизнь мужик. Вроде такой же, как и все, но было что-то во всем его облике и, в особенности в глазах какая-то особенная сила. Глядя на него, ты понимал, что он сделает все, что задумал как хорошее, так и ужасное. Мужик постоял у храма тяжело вздохнул, перекрестился на образ над входом, и решительно открыв дверь, зашел. В храме было темно, и не был абсолютно никого и лишь несколько свечей горели у иконы Спасителя. Тут он увидел проходящего по храму мальчика послушника.               
               
 Александр.Послушай, ты не мог бы позвать священника?               
               
 Послушник.Конечно, сейчас позову.               
               
 Через некоторое время вышел молодой священник с удивительно голубыми глазами. Во всем его облике было что-то возвышенное и в то же время вполне мирское.               
               
 Священник.  Вы спрашивали меня?               
               
 Александр.Да, но может, мы выйдем отсюда я видел  красивый садик за храмом там и поговорим.               
               
 Священник.Хорошо.               
               
 Сказал священник и оба они вышли из храма, и пошли в небольшой садик, который оказался на удивление уютным и умиротворяющим. Мужик потянулся рукой и достал из кармана  пиджака  довольно увесистый сверток, обернутый обычной газетной бумагой, и умело завязанный простой бечевкой. Он протянул сверток.            
               
 Священик.Что это?               
               
 Александр.Это деньги святой отец много денег.               
               
 Священник.Какой же я святой все мы грешные. Зови меня просто батюшкой. Мы как раз нуждаемся в деньгах. Ты же видишь, идет ремонт столько денег нужно.  Да мне тебя видать сам Бог послал.               
               
 Александр. Только это деньги от великого грешника бандит я и к тому же человекоубийца. Руки у меня по локоть в крови весь грехах погряз. Возьмете от такого на  храм?               
               
 Священник.Если раскаялся, то возьму, нет такого греха, чтобы Бог не простил бы кающемуся грешнику. Скажи, раскаялся ли ты?               
               
 Александр.Раскаялся батюшка, а иначе бы и не пришел вовсе.               
               
 После этих слов взгляд его стал мягче, и какая-то грусть появилась в его глазах.
               
 Священник.Расскажи в чем твой грех, и я решу брать у тебя эти деньги или не брать.               
               
 Александр.Да что рассказывать еще мальчишкой в четырнадцать лет попал за мелкую кражу на малолетку. Мне тогда шесть лет дали. А уже через год убил человека.               
               
 Священник.Убил человека?               
               
 Удивленно спросил священник.               
               
 Священник.За что убил, что он тебе сделал?               
               
 Александр.Случилось это не по моей воле. Был у нас там парень чудовищной силы   и стал он меня пытаться на место поставить подмять под себя. Избивал меня каждый день, а там где я был нельзя проявлять слабость. Не мог я больше всего этого терпеть. Исполнилось мне тогда уже пятнадцать лет. Однажды когда я был один зашел он и опустил  свою руку мне на плечо. Понял я, что опять он будет меня избивать. Подумал,  раз мы одни с ним оказались то удачный выпал мне случай  покончить с ним и со всей моей болью. И тут он мне говорит: Здесь один выход  либо ты живым отсюда выйдешь либо я, но вместе нам не быть. Двух вожаков в одной стае не бывает. Все под меня легли, один ты ходишь с гордо поднятой головой  не бывать этому. И после этих слов стал он избивать меня, да так сильно, что я понял, что либо он убьет меня, либо я покончу с ним. Поймите, не было у меня  другого выбора в тот момент. И так он сильно стал меня избивать, что кровь моя смешалась со слезами. И не было у меня больше силы терпеть этого. Хотел я сохранить свою молодую жизнь. Собрал все силы и  ударил его ногой в живот. Удар мой был такой сильный, что он согнулся и застонал. Тогда я подошел к нему сзади и стал рукой душить его. Он хрипел, но умер не сразу,  такой он был сильный, что успел прохрипеть одно слово, я до сих пор помню его: Ненавижу, с этим последним словом ненавидя весь мир, и подох он как собака. Так и закончилась его бессмысленная жизнь. Убил я его, но зато приобрел большой авторитет.               
               
 Священник.А что было потом.               
               
 Александр.А потом батюшка я по разным тюрьмам и лагерям отмотал двадцать  лет. И знаете что самое главное.               
               
 Священник.И что же?               
               
 Александр.Самое главное, что после всего этого остался я человеком со своей моралью и своими правилами. Сохранил я любовь к людям смог завести семью.               
               
 Священник.И что же ты делал потом?               
               
 Александр.Когда освободился, стал жить, как все рыскал как зверь, ища добычу, ничем не брезговал. Но всегда старался жить справедливо для семьи старался для ребенка. Да порой был жесток с людьми, а как же не быть, если они черту порой переступают? И все у меня было хорошо, но на днях доктор сказал, что недолго мне жить осталось, обнаружили у меня опухоль с грецкий орех. Месяц мне доктор отпустил, а потом умирать буду. Приблизилась ко мне смерть, и стал я ничем. Столько зла людям сделал, раньше понимал, зачем, а теперь и не знаю, зачем все это было. Погубил я душу свою ни за что видно нет мне больше доли среди живых, а я ведь не старый еще человек. Как узнал о скорой смерти, почувствовал себя как будто лежу я на дне глубокой реки, на самом ее песчаном дне, а надо мною темная толща воды и только откуда-то сверху пробивается луч света. Понял, что нужно спасать свою окаянную душу. Я сейчас думаю, может лучше, чтобы  убил он меня, тогда не принес бы я людям столько зла. Положили бы меня в деревянный ящик, да и закопали в могиле, что на пустыре за лагерем. Нет на таких могилах крестов, только табличка с номером сгинет эта табличка, и нет меня больше, и забудут все, что жил такой человек о чем-то мечтал, к чему-то стремился. Может, это было бы и лучше чем-то горе, что я причинил людям. Не жалел я их думал что всегда прав а теперь понял что погубил я душу свою.               
               
 Священник.Искренне ли ты раскаялся?               
               
 Спросил священник, испытующе глядя на него.               
               
 Александр.Раскаялся ли я? Всю свою жизнь я думал, что сильнее всех, а оказалось что Бог сильнее меня. Поставил Он меня на грань, где кончается жизнь и начинается смерть и посмотрел я в глаза смерти и понял, что погубил я душу свою. Месяц мне Бог отмерил, чтобы жить, а дальше умирать придется. А  умирать страшно грехи  не пускают. Всю свою жизнь думал, что самое главное это деньги, но зачем они мне теперь? Ведь туда, куда мне предстоит идти, они не нужны там с человека другой спрос. Я все на силу, свою надеялся, а теперь стал бессильным. Может эти деньги грехи мои искупят. Это деньги моего покаяния возьмете?               
               
 Священник.Возьму от кающегося грешника возьму.               
               
 Александр.Возьмите.               
               
 Мужик протянул деньги, священник перекрестился и затем взял протянутый ему сверток.               
               
 Александр.Только одна просьба у меня будет. Когда меня не станет, и положат мое тело в деревянный ящик, я хочу чтобы именно вы, отпевали меня в этом самом храме не о чем другом и не прошу. Может  Бог и простит грехи мои за  мое благодеяние к церкви.               
               
 Священник.Бог он прощающий.               
               
 Александр.Я всю свою жизнь бежал куда-то и вот Бог и положил предел моей жизни  больше и бежать то некуда. Всю свою жизнь на себя только надеялся, а теперь понял, что только Бог и есть моя последняя надежда. Кроме Него перед лицом смерти и помощи  ждать неоткуда. Ладно, пошел я нужно пока я еще хожу, думаю последние дела доделать, о дочке позаботиться. Когда меня не станет, кто о ней заботиться будет?               
               
 Священник.Скажи, родные твои знают, что ты смертельно болен?               
               
 Александр.Жена умерла из родных одна только дочь и осталась. Я решил ей ничего не говорить скоро у нее свадьба. Я думаю подарить ей поездку в далекую красивую  страну у теплого синего моря. Зачем ей видеть мои страдания? Приедет, и нет меня больше на этой земле только холмик с крестом и ничего больше. Ждет она ребенка мое продолжение. Сделал  все, что мог теперь и умирать не страшно. Ладно, пойду я.               
               
 Священник.Подожди сегодня, ты раскаялся, передо мной грешным человеком, а завтра  придешь в храм и покаешься  перед Богом Создателем своим. И помни, у Бога нет мертвых для Него все живые. Иди с миром Бог с тобою я помолюсь за тебя. А на твои деньги я такой ремонт в храме сделаю, что все радоваться будут, иди с миром.               
               
 Мужик уходит. К священнику подходит мальчик послушник.               
               
 Священник.Знаешь ли ты, кто это был?               
               
 Послушник.Нет и кто же?               
               
 Священник.Это был великий грешник, на которого  Бог пролил  свою милость. Он думал, что эта болезнь в наказание, а она к спасению. Ибо все что ни делает Господь,  делает Он во благо людям. Ставит порой Бог человека перед лицом смерти и если в этот самый момент человек искренне раскается, в грехах своих, то спасен будет, а если не раскается, да еще и озлобится на весь мир, то и нет прощения душе его окаянной вовек. Творит грешник в жизни своей нечестие и скверну, но если, взглянув в лицо смерти, покается и вспомнят о Боге Спасителе своем, то Бог вспомнит о нем и простит грехи его. Ибо нет такого греха, чтобы Бог не простил бы кающемуся грешнику. И Господь спасет его, ибо любит Бог людей и желает Он спасти каждого грешника. О Владыка, что есть человек, что ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Ибо дни человека как трава как цвет полевой. Так он цветет, пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.               
               
 Сцена третья               
               
 В квартире Лена и Саша.               
               
 Лена.Прошло уже полгода, как нет с нами моего отца. Он был очень сильным человеком и не сказал мне, что смертельно болен. Он подарил нам на свадьбу поездку в далекую страну. А сам в это время страдал и ждал своей смерти. Мы каким-то чудом успели вернуться за день до его смерти. И я решила, что если у меня родится мальчик, то я назову его честь моего отца.               
               
 Саша.Это был удивительный человек, он во многом помог нам в том, что теперь мы ждем ребенка.               
               
 Лена.Отец оставил письмо и попросил  открыть его через полгода как его не станет
               
 Саша.Как это странно, что человека уже нет с нами, а мы прочитаем его послание адресованное нам живым.               
               
 Лена открывает конверт, достает письмо и читает.               
               
 Лена.Если вы читаете это письмо, значит, меня больше нет, среди живых. Это письмо от мертвого человека. Я двадцать лет блуждал во тьме, потерял, но снова нашел себя. Так горько осознавать, что шел не туда и не с теми. Оглянулся назад, и понял, сколько боли я принес близким и родным мне людям. Но я нашел в себе силы изменить свою жизнь, и когда казалось что все  хорошо, Господь  послал мне еще одно теперь уже последнее испытание. Я рад, что у меня было время все обдумать. У меня было такое чувство, что я шел по дороге жизни, а потом вдруг подвели меня и поставили перед бездонной пропастью, где кончается жизнь и начинается смерть и взглянул я в глаза смерти и понял, что сегодня я есть, а завтра и нет меня больше. Ходил во тьме, но пришел к свету и понял что без Бога я ни что. Всю свою жизнь я надеялся только на себя и только в конце жизни понял, что нужно полагаться на помощь Божию. Узнав о смерти, я не озлобился, не потерял себя. Не страшно умирать страшно, умирать во зле. Я потерял себя, но снова нашел, пропадал и нашелся, был во тьме и вышел из нее и пошел к свету. Не плачьте и не рыдаете обо мне и помните все-то хорошее, что я сделал для вас. Прощайте.               
               
 Лена заканчивает читать.               
               
 Лена.Он так хотел, чтобы я была счастлива. Чтобы у меня была семья хороший муж и ребенок. Все и произошло, так как он хотел.               
               
 Саша.Всегда надо идти вперед несмотря ни на что. Так всегда бывает на этой земле, один умирает, а другой рождается. Главное что жизнь продолжается  дальше несмотря ни на что.               
               
                КОНЕЦ.                               
               
 Новосибирск 8 ноября 2020 года.....               


Рецензии