Долгая дорога к Богу Гл. 5 Часть 7-6 Замужество

В коллаже – фотографии, на которых   Мариамна с мужем – Василием и сыновьями:  старшим  - Борисом (он на снимках – маленький) и младший Владимир (на последнем снимке) - мой будущий отец.
Те снимки, которые получились цветными - от старости  очень выцвели, практически стали  выбеленными. С трудом реанимировались.
Как я люблю повторять - "Хоть так - это лучше, чем никак!"
Мариамна вышла замуж в 1902 году. Первенец – Борис родился - в  1903-м. Значит этим снимкам около 120 лет…
Мне очень хотелось их здесь сохранить. Бабуся моя (Мариамна), была прекрасной рукодельницей. Всю одежду для себя и мальчиков, а позже и для нас (троих внучат) – шила сама. На снимках, пусть с трудом, но можно рассмотреть её наряды.
Нам – внукам, она посвятила с 1935-го года и до смерти (в 1964 году) всю свою жизнь. Спасибо! Светлая ей память!

ДОЛГАЯ  ДОРОГА  К  БОГУ
ГЛАВА 5 ДЕТИ АЛОИСА И ПРАСКОВЬИ
Часть 7- 6  ЗАМУЖЕСТВО

Мариамна через год после окончания Женских Педагогических Курсов вышла замуж.
Свадьба состоялась 5 июня 1902 года.
Мариамне она запомнилась тем, что на свадьбу приехал после долгого отсутствия отец – Алоний Алониевич. Он прошел курс лечения в Баку и болезнь немного отступила…

Мариамна вышла замуж за Василия Иродионовича Степанова. Первым её увлечением был офицер морского флота. Ей нравилась его военная выправка, и в особенности, белая парадная форма с кортиком на боку.
Но, когда он попросил руки Мариамны, родители ему отказали, считая его женихом не достойным.
Зато Василий Родионович был женихом видным. Правда, он был на 17 лет старше невесты, зато положением знатен. В общем, свадьба состоялась.
Жили они дружно и в любви. Родилось у них два сына. Первенец – Борис, и младший – Владимир, мой отец в будущем.
Жили они в собственном доме Василия Иродионовича. Дом был – деревянный, двухэтажный. На втором этаже размещалось несколько комнат – в основном – спальни родителей и детей.
На первом этаже были подсобные помещения, кухня и очень большая – гостиная – столовая. Во всю дину этой комнаты протянулся стол, за который можно было посадить свободно человек 20 гостей.
В гостиной у стены стоял буфет красного дерева, украшенный резными деталями – розетками в виде  изображения львов, а на верху буфета – под самым потолком были как короны – гербы.
Буфет был изготовлен искусными мастерами  в стиле модерн  создавал атмосферу роскоши.
Часть этой мебели кочевала с бабусей и моими родителями ещё долгие годы и прекрасно сохранялась даже во время дальних переездов из города в город: из Астрахани в Казань, потом в Киев,  затем – в Вельяминово под Москвой и, наконец – в Шатуру.
Буфет был оставлен в Шатуре – новым жильцам квартиры. Его не взяли с собой только потому, что в это время семья наша жила в съёмном деревенском доме в деревне - Гремячего, на краю посёлка Дзержинского Люберецкого района, и поставить этот буфет было просто некуда.
Кроме буфета я ещё помню – старинные стулья и кровати с высокими спинками и набалдашниками в виде шаров.

Мой отец любил вспоминать, как счастливо и весело протекало детство его и брата в этом доме. А из рассказов (из времён Астраханских) про буфет мне особенно запомнилось следующее. В буфете всегда стояло несколько графинчиков с разными домашними наливками. Когда приходил кто-нибудь в гости, перед обедом, Василий Иродионович подводил гостя к буфету. Открывал заветную  дверцу одного из шкафов, выбирал какой-нибудь графинчик и налив напиток в рюмочки – предлагал продегустировать.
Затем, наконец, выбирался графинчик, который водружался на стол, где уже всё было накрыто к обеду.
Особо хочу остановиться – на столовом сервизе, в котором подавались блюда на обеденный стол и все остальные его составляющие: тарелки разного назначения, супница, соусники и т.д.
Сервиз был Кузнецовской работы. Часть его сохранилась до сих пор и хранится, как память о предках в стеклянной горке. По нынешним временам толстостенный сервиз  кажется тяжелым. В основном такие сервизы изготавливались для «трактирного» варианта. Такая посуда была более прочной и служила долго.
Осталось рассказать – откуда такие сервизы в те года были в каждой семье многочисленных братьев Степановых.
Мой прадед – Иродион Григорьвич (отец деда моего, мужа Мариамны – Василия Иродионовича) был ресторатором. Я долгое время думала, что это означает – хозяин ресторана. Отнюдь – нет. Не только.
Он обслуживал в Астрахани такие крупные мероприятия, как свадьбы и другие праздники разного назначения. Численность такого застолья могла быть – и сто и 200 человек. В обязанности ресторатора входило всё – от организации помещения до обслуживания празднества  по заказанному меню – до сервировки стола. Причём, в стоимость такого обеда включался и сервиз. В данном случае я имею ввиду то, что если Иродион Григорьевич выполнял заказ обеда, например, человек на 18, специально закупалось три  столовых сервиза Кузнецовской работы. Эти сервизы потом оставались в собственности ресторатора.
Поэтому Иродион Григорьевич периодически дарил эти сервизы – семьям своих многочисленных родственников.
Жаль, конечно, что в первые - советские годы, большинство вещей, которые сейчас стали антикварными, люди, спасаясь от голода, сдавали в торгсин…
Тем не менее, хранящиеся в доме щербатый Кузнецовский сервиз – будит воображение и остаётся дорогим подарком и воспоминанием о предках, которые нами не забыты…

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии