Очень трудный жанр История любви, театральзованный

 Очень трудный жанр

"История любви", театральзованный концерт Юлии Маточкиной,  концертный зал Мариинского театра,  31 марта 2021 года

Вот и в Мариинку пришло модное поветрие - создавать театрализованные концерты-спектакли, объединяя какой-то сквозной идеей или придуманным сюжетом не связанные между собой произведения - арии из разных опер разных композиторов или романсы, а, порой и то, и другое сразу.  С одной стороны, это хорошо забытое старое - в начале ХХ века часто устраивали любительские и не очень любительские концерты и поэтические выступления с мелодекламацией под музыку. Они были очень популярны среди интеллигенции. С другой стороны, это новая тенденция, позволяющая отойти от традиционного чопорного концертного исполнения оперных хитов и вокальных миниатюр. Кто-то решил, что оживив и связав номера концерта единой сюжетной линией, актерской игрой, видеопроекциями,  декламацией стихов и танцами, представление будет восприниматься как полноценный вокально-драматический спектакль. И в этом есть рациональное зерно. И ключевые слова здесь сюжет и спектакль! Это спектакль- компиляция. Создание нового произведения на основе чужих. Абсолютно правомерная вещь. Суть в том,  что отдельные фрагменты музыкальных произведений, арии из опер, романсы и песни могут выстраиваться так, что будут отражать какую-то идею, историю, сюжет. Это особый и очень непростой жанр, особенно, если это сольное выступление, моноспектакль. Здесь не сработает случайный выбор музыкальных фрагментов, тут  мало к хорошему вокалу просто добавить балетные номера, декламацию стихов, декорации и реквизит. Главное - объединяющие идея, сюжет или настроение должны прежде всего волновать самого исполнителя, соответствовать его характеру и темпераменту, тогда  он сможет увлечь и зрителя, растрогать его, захватить его внимание. Лишь это создает цельность нового действа. Это очень сложная задача для сценариста, режиссера и исполнителя. Фактически здесь создается новое произведение.
Певец должен обладать недюжинным актерским талантом, искренностью, большим музыкальным вкусом и самоотдачей, чтобы покорить зрителей в этом непростом жанре. Если зритель не проникнется настроением, если ему будет скучно, и он не поймет многозначительные взгляды  и глубокомысленные хождения героя из конца в конец сцены,  он начнет отвлекаться, и музыка на него подействует гораздо меньше, чем в обыкновенном концерте, где его воодушевляют аплодисменты между номерами, тонизирует голос ведущего и ожидание появления артиста.

Есть удачные примеры таких музыкальных компиляций. Достаточно вспомнить, что когда-то на основе песен ансамбля "АВВА" был скомпилирован прекрасный фильм "Mama mia" - их  объединил забавный сюжет о девушке, мечтающей, чтобы в день свадьбы ее вел к алтарю  отец, которого она не знает. Ее мать приглашает на торжество трех своих бывших поклонников, каждый из которых считает отцом себя. Чистая комедия положений. От фильма не оторваться! И дело не только в зажигательных песнях, но и в талантливом сюжете, по-новому связавшим их в смешную историю.
Театрализованный концерт Юлии Маточкиной "История любви" показал, что театр еще в начале пути к этому непростому жанру. Сочетание французской поэзии и французской вокальной музыки (за некоторым исключением - например, Кальман, Россини) придало действию определенный шарм. Объединяющей сюжетной линией стали стихи Гийома Аполлинера и Франсиса Жамма о перипетиях любви - сегодня страсть, а через год - ничего!
Любовную линию в вокальной части концерта Юлия Маточкина  представила философской арией Никлауса из "Сказок Гофмана" Оффенбаха, веселыми куплетами Периколы и графини Герольштейнской из его оперетт, а также песней Марицы из одноименной оперетты Кальмана. Страстно и темпераментно прозвучали "Испанская канцона" Россини,  "Серенада" и "Песня прощания" Тости, и даже "Элегия" Массне. Последнее немного удивило. Печаль об  утраченном, волнение от пережитого, невозможность ничего изменить - вот что всегда мне слышится в этой невеселой, но проникновенной миниатюре. Вообще отражение  чувств в пении и в игре певца - очень непростой вопрос. Здесь вкус, чувство меры, искренность, естественность и личный опыт - это то, без чего не получается тронуть слушателя. А Юлия Маточкина это умеет! Одна Амнерис у нее чего стоит! Но концерт не опера, тут артист один на один со зрителем. Страстные арии у Юлии Маточкиной  получаются лучше всего. Впечатляюще прозвучали у нее фрагменты из оперы Бизе "Кармен" - "Хабанера" и "Цыганская песня", а также знаменитая "Гранада".
Очень удачно  вписались в контекст театрализованного концерта некоторые балетные номера - ссора  влюбленных в исполнении Александры Хитеевой и Ивана Оскорбина, а также испанский танец в стиле фламенко Александра Сергеева.
В целом, опыт театрализованного спектакля оказался удачным (режиссер Кристина Ларина), хотя общая линия сюжета меня не тронула, в каких бы обличьях ни появлялась любовь в этом концерте, она не всколыхнула во мне ни одного воспоминания. Но вокально концерт был интересным и показал, что этому жанру есть куда развиваться.


Рецензии