Самолет


       И вот наступили времена, когда любой заинтересованый советский человек мог купить себе самолёт. Да что там самолёт, и танк можно. Только танк зачем? Кататься? Трясет, рычит, да и жрет много. А вот на самолёте, кому охота, то и полетать можно. А пришлись эти времена на лихие девяностые годы.
     В одночасье посыпалась псевдо коммунистическая империя и народ остался враскоряку, как оказалось, у разбитого корыта. Вставали фабрики и заводы, загибались колхозы и совхозы, появилось ближнее и дальнее зарубежье. Соответственно многие люди остались, как говорится, на подножном корму. Жили за счёт дачных участков и даров лесов и рек. Множество переферийных городов еле сводили концы. А моно города, так и вообще зависли.
     Кроме Нижнекамска. Так как он хоть и был типичным моно городом, но зато с мульти производствами нефтехимии. Уже тогда в Нефтехиме было более десятка заводов с различной альтернативной продукцией. А это значит если на один продукт падал спрос, завод переходил в режим ожидания. На другую продукцию спрос возрастал, это производство переходило на максимальный выпуск и поддерживало остальные заводы. Так что производства и город оставались живыми в самые тяжелые времена.
     Вот в такой мутной обстановке и крутились Василич и его товарищи. Был среди них Толя Бойко. Он работал в аэропорту Бегишево штурманом в одном из экипажей и летал на пассажирских самолётах по всему Союзу. Но в отличии от друзей нефтехимиков, любителей свободных полётов на дельтапланах, с детства мечтал о самолетах, стал пилотом и жил небесными заботами. Так вот оказывается ему было этого мало. Ему хотелось иметь свой самолёт, чтоб слетать на нем на малую родину, к маме, в Азовские края.
     В эти дикие времена такая возможность представилась. Позакрывались ДОСААФовские аэроклубы. Стали задыхаться лётные училища. Они, находясь в агонии, буквально за бесценок распродавали как бы ничейное теперь оборудование, в том числе и спортивно-тренировочные самолеты. Вот Толя и присмотрел себе симпатичный самолётик из серии яков, ЯК-18Т. Сегодня трудно сказать, во сколько ему обошлась покупка. Но вот уже через какое-то время красавчик ЯК стоял в дальнем углу на поле родного аэропорта Бегишево.
Как-то общий друг Ринад, который был соседом по даче с Толей, предложил Василичу покататься на самолёте. Тот краем уха слышал об удачной покупке товарища, но как-то мало верил в реальность такой обновки. Предложение было заманчивым и вроде без приколов. Единственным условием было - горючка за свой счет. Это демократичное уточнение рассеило сомнения и подтвердило реальность предложения. Сбросились на бензин для самолёта, заехали на автозаправку залили канистры и в чудесный июньский денёк, буквально на престольный праздник Сабантуй отбыли в аэропорт. Там на поле, на фоне солидных ЯК-42, рядом с игрушечным самолетиком их ожидал гордый пилот. Как оказалось, этот самолёт был четырёхместным, а кабина внутри несколько напоминала жигулёвский салон. Так что размещаться можно было вполне комфортно и всегда около окошка!
Ну что, залили из привезенных канистр бензин и полетели! Так просто! Если не считать бесконечных переговоров по радио с диспетчером, всяких разрешений и согласований. Но это дела пилота, а легкомысленных пассажиров мало волновала обстановка на поле и в воздухе.
   Это был настоящий кайф! Лихо взлетели и взяли курс на Майдан. Летели не высоко. Сверху и химия и город были как на ладони. Высматривали свои улицы и дома. В считанные минуты оказались над Майданом. А там уже веселье в разгаре. Дымят многочисленные мангалы, разноцветные палатки торгуют чем Бог послал, народ пьёт араке, не забывая про пиво. Батыры борются на коврах за призового барана, а на высоченном шесте какой-то лихач отрывает уже последний приз - цветную гармошку! Все это пестрит и мелькает, как в калейдоскопе. А самолёт кружит над огромной поляной и покачивает крыльями в ответ  на приветственные взмахи руками из толпы. Сбросили какие-то листовки, выполнив общественное поручение, подкинутое профсоюзом и далее стали утюжить дачные массивы, высматривая свои дачи.
Нашли, сделали почётный круг и согласно разрешению диспетчера взяли обратный курс. Такой вот замечательный полёт, прошёл как говорится на Ура! Это не то, что на дельтаплане, где далеко не каждый взлет заканчивался мягкой посадкой. Когда иногда не успеешь вроде как взлететь, а земля уже тут, во рту. Вот, что значит настоящий самолёт, настоящий пилот и настоящее небо!
А перелёт Нижнекамск - Елизаветовка - Нижнекамск все-таки состоялся. Немного позже описываемых событий. Это уже целая экспедиция. Была проведена очень серьёзная работа по подготовке и организации маршрута. Со всеми прмежуточными посадками, заправками и прочей небесной канцелярией. Не смотря на повсеместный бардак, царивший в стране не состоявшегося социализма, правила перемещения по воздуху оставались незыблимыми и в основном соблюдаемыми. Только благодаря опыту штурмана дальних и ближних маршрутов, его неугасимому энтузиазму удалось преодолеть все технические и бюрократические проблемы и совершить этот поистине исторический перелет. Ведь почти три тысячи километров в один конец, это не за пивком в ларёк сгонять! А всякие там запретные зоны, сектора, эшелоны. Большие и малые города и посёлки, голодные воинские части. Все надо было облетать и обходить. Ведь сдуру могли и сбить нарушителя.
Правда был один схожий инцидент, когда немецкий плэй-бой Матиас Руст на похожем самолетике хохмы ради, естественное дело без всяких разрешений, пролетел от западной границы до Москвы и сел, на радость Министру обороны, на Красной площади. Ну это было можно сказать нечаянно. Ну не рассмотрели такую мелкую казявку на необъятных просторах. Зато всякие там заблудшие Боинги щелкали как орехи. Только перья во все стороны. А что, не хрен тут летать, нарушать суверенитет.
В нашем случае все обошлось без особых приключений. Экипаж в составе пилота - штурмана Анатолия Бойко и его доблестного ассистента Ринада Хуснутдинова обошли все засеки, засады и с триумфом приземлились на окраине Елизаветовки! Самолет окружили пацаны, многочисленные родственники и друзья. Мать Толи встречала сына на пороге родного дома, в слезах, не веря своим глазам. Он все-таки прилетел на своём самолёте, как и обещал в детстве. Для села это событие было не мене значимым, чем посадка Юрия Гагарина в Саратовской области.  Об этих событиях верным помощником и по совместительству оператором Ринадом был снят видео фильм. Очень впечатляющий.
 Как хорошо, когда мечты сбываются!
Из тех времён остался в памяти ещё один Сабантуй, когда руководство Нефтехима пригласило выступить над Майданом легендарную пилотажную группу "Русские витязи" на супер самолетах СУ-27. Вот это была картина!
Из-за леса на высоте не более метров двухсот сначала бесшумно, звук отставал, как приведения, а далее с оглушительным свистом и рёвом вылетела четверка красавцев самолётов, огромных и страшных в своей хищной красоте, и над Майданом взмыла вертикально вверх, в секунды превращаясь в точки в зените и далее разлетелась на четыре стороны, как распускающийся тюльпан!!! А какой групповой пилотаж крутили! У местных аборигенов весь хмель прошёл, челюсти поотпадали, да так и не встали на место до окончания действа! Так мужики зарабатывали себе на хлеб, гастролируя, как бродячие артисты, для "крутых" нефтехимиков. Хотя и здесь народ не особенно жировал. Иногда и зарплату колесами для автомобилей получали. Бартер! Но получается, что временами жили получше, чем военные летчики.
В те далёкие и неоднозначные времена кто-то покупал самолётик, а кто-то и нефтепромысел. Все зависело от мировоззрения, воспитания, титульности нации и места около кормушки. Одни бились за небо и идею, а другие рубились за бабло. При делах оказались шустрые функционеры комсомольцы, бывшие перекрасившиеся партийцы и бандиты. Доверчивая интеллигенция, творческие личности, талантливые технари и прочая пьющая и не очень, богема, наряду с оболваненным электоратом, даже не въехали до конца в текущие перевороты и  события. Поверили харизматичным, камлающим вождям, и оказались с персональными ваучерами в зубах при своих возвышенных интересах на обочине возраждающегося дикого капитализма.
Много чего изменилось с тех пор. Но память бережно хранит вроде и не очень  существенные, но такие тёплые воспоминания. Ведь было! И летали, и бились и опять летали.
Интересно, а что будет вспоминать сегодняшняя, повернутая на виртуальной реальности, молодежь лет через сорок?! Кавидные ограничения, что ли?


Рецензии