20 форм общественного правления

     20 известных форм правления в человеческой истории.


     Как только в школе начинается изучение истории, нам рассказывают о разнообразных формах государственного правления. И чаще всего используются сложные и скучные формулировки, которые напрочь отбивают желание ознакомиться с темой подробнее, хотя это весьма интересный раздел истории, политологии и политэкономии. Формы правления разделяются по множеству параметров в экономической политике и по политическим структурам, философским идеологиям и так далее. Некоторые из них схожи друг с другом, другие же полностью отличаются. Сегодня мы попробуем разобраться со всеми наиболее часто встречающимися в истории человечества формах правления, а также приведём некоторые примеры, где они использовались или используются.


     1.Древнее общинное правление.

     На этапе политического этногенеза в качестве начального этапа этнической истории роль общинного самоуправления выглядит, без преувеличения, государствообразующей.

     Изначально община есть первичная форма социальной организации, возникшая на основе природных кровнородственных связей. Однако развитие такой общности есть естественно сложившиеся условия, когда принадлежность человека к такой общности является условием коллективного производства необходимых средств для жизни и защиты от врагов. Так же такая общность представляет собой и исходный пункт развития человеческого общества.

     Развитие общиной жизни на заре человечества означает не только то очевидное обстоятельство, что общинная социальная система исторически предшествует развитию государственных систем, но и формирует этническую консолидацию в форме народности.

     Но и общинная жизнь развивалась либо на демократических началах при общих решениях проблем на сходах и вече, либо при власти выбранного совета старейшин или другого органа власти при выборах населением властного органа общества, или на монархической основе при единоличной власти вождей и князей.  А при развитии общества и его расширении появилась власть королей и царей с соответствующими иерархическими привилегиями и полномочиями.


     2. Рабовладельческое правление.

     Рабовладельческий строй - первая в истории человечества государственная классовая общественно-экономическая формация, основанная на эксплуатации завоёванных и порабощённых народов. И хотя в догосударственных общественных системах тоже иногда были рабы, которых за людей не считали и делали с ними всё, что хотели, но считать членов общины и рабов разными классами до сих пор как-то не принято.

     Однако такая система, узаконенная в государственном масштабе, является первой фазой цивилизации, в основе которой, как известно из классической политэкономии, является борьба классов.  Сначала рабов с рабовладельцами, потом крепостных с крепостниками, а затем и борьба наёмных работников со своими нанимателями из-за несправедливости распределения доходов между капиталистами и их работниками.

     Но и в рабовладельческом государстве может быть своя демократия, когда объединённые рабовладельцы недовольные монархическим правление свергают монарха и устанавливают свою общественную демократическую власть над рабами. Простота такого демократического общественного устройства определял такой принцип: «Народу – всё, рабам – что останется.»

     Когда-то Савва Минкин сказал, что демократия и рабство неразделимы.  Ну, это смотря какие убеждения у той части народа, которая пришла к власти…


     3. Феодальное или крепостное правление.

     Феодализм — это социальный строй, при котором возделываемая земля и различные земельные угодья с крестьянским населением принадлежат феодалам со своими вассалами для их эксплуатации, а основная власть принадлежит хозяевам земли. При феодализме наблюдалось резкое иерархическое разделение на дворянство, духовенство и крестьянство, и для любого из классов было практически невозможным перемещение вверх или вниз по социальной лестнице.

     В этой системе крестьяне являлись рабочей силой и воинами, а в обмен получали возможность работать на земле лорда и защиту от внешних сил. Феодализм был резко децентрализованным и аграрным политическим строем.

     Ярким примером является Франция образца XI века, когда страна, по сути, была разделена на множество княжеств и уделов, где барон или любой другой землевладелец был единоличным правителем.


     4. Демократическое правление при феодализме.

     Но при феодализме может быть и относительно демократическое правление, когда феодалы свергают власть монарха и каким-то своим коллективом захватив власть в обществе устанавливают свою общественную власть над крепостными крестьянами и другой частью населения своей страны.

     При феодализме, как и во времена рабовладения, демократия не была типичной формой государства. Лишь отдельные элементы демократии наблюдались в европейских средневековых городах, когда в результате цеховых восстаний против монарха к участию в городском управлении допускались сравнительно зажиточные слои ремесленников, лавочников и других бюргеров.


     5 Аристократическое правление.

     Аристократ — это представитель высшего сословия, человек из знатного рода. Аристократия — это форма правления, при которой знать управляет всеми теми, кто находится ниже по статусу. Любые руководящие должности занимают только представители высшего сословия, тогда как простым смертным уготована судьба быть слугами господ. В этой форме правления сильные мира сего — личности образованные, воспитанные, имеющие определённые генетические особенности (по крайней мере, так подаётся остальной массе людей).

     Аристократия продвигает классовую систему и не позволяет людям выходить за рамки своего класса. Аристократия была, например, в Древней Греции, где узкий круг высших сословий вершил судьбы народа. Платон считал аристократию одной из лучших форм правления, где интеллектуально развитые и сильные люди ведут за собой тех, кто не может быть не ведомым.


     6 Бюрократия.

     В отличие от аристократии, в бюрократии нет такого жёсткого классового ценза по праву рождения. В бюрократии невыборные правительственные чиновники выполняют общественные обязанности, продиктованные политическими группами. Бюрократия стремится к формализации всего и вся, а также к предотвращению возвышения одного из членов группы над другим. По сути, эта форма правления подразумевает, что все граждане — винтики в системе, а вместе они представляют собой огромный механизм. Бюрократия редко является самостоятельной формой правления, и её элементы могут прослеживаться как в демократии, так и в диктатуре.

     Бюрократический строй хорошо прослеживался в Великобритании в XVIII веке, когда, ввиду необходимости более точного контроля за растущей империей, был создан аппарат всеобъемлющего административного управления, повысившего эффективность сбора налогов и распределения благ. Эта система постоянно улучшалась, и в настоящее время она превратилась в государственную службу Её Величества (пример современного бюрократизма).


     7. Социал-демократическое правление.

     Социал-демократия относится к крайне левой политической идеологии, которая появилась в рамках социалистических и коммунистических мировоззрений. Социал-демократы выступают за социальное равноправие граждан для развития демократических прав и свобод при справедливых социально-экономических взаимоотношениях.

     Государство в социал-демократическом обществе предполагается с активным участием в социально-экономической жизни общества.  Это должно происходить при сокращении монополии капитала и увеличении монополии законов принятых абсолютным большинством населения о социальных гарантиях на необходимые каждому нормы средств для жизни от их общего производимого в стране количества по количеству и квалификации своего труда на благо общества!


     8. Правление при диктатуре.

     Диктатура — это общественно-политический строй, где нация управляется одним человеком и отсутствуют демократические процессы. Как правило, диктатором является харизматичный лидер, «вождь», власть которого, в отличие от монархии, не идёт от Бога, а берётся им благодаря определённым заслугам и качествам. Чаще всего диктатуре предшествует демократия с чередой непопулярных у народа правителей. Одним из самых ярких ответвлений диктатуры является военная диктатура, где вся власть находится в руках военной элиты.

     Чаще всего в военных диктатурах закон и порядок ставятся выше надлежащих правовых процедур, а также гражданских и политических свобод, а оппозиция подавляется жёсткими методами. Примером диктатуры является современный Таиланд, где в 2014 году после массовых протестов против правительства были аннулированы выборы, и начался хаос в политической власти. Создавшийся вакуум власти позволил генералу Праюту Чан-Оча объявить военное положение, распустить сенат и взять контроль над страной в свои руки. После этого были урезаны некоторые свободы, к примеру: введён общенациональный комендантский час, наложен запрет на политические собрания, взяты под контроль СМИ. Чем отличается жизнь в развитом государстве от жизни в развивающемся


     9. Капиталистическое правление.

     Про капитализм не знает только самый ленивый, ведь почти вся планета в наше время живёт при этом экономическом строе. Его главный постулат — сосредоточение производства в частных руках. Капитализм продвигает идею открытой конкуренции и того, что свободная рыночная экономика с ограниченным регулированием со стороны государства является самой эффективной формой экономической организации. Сторонники капитализма отмечают постоянный экономический рост при этом строе, рост уровня жизни, а также более высокий, по сравнению с другими экономическими моделями, уровень производительности.

     Противники капитализма утверждают (и небеспочвенно), что он способствует социальному расслоению, эксплуатации рабочего класса, а также нерациональному использованию ресурсов и сверхпотреблению. В качестве примера ты можешь выбрать практически любую страну на карте, в том числе Китай, где смешались элементы госкапитализма и слабо регулируемой либеральной рыночной экономики в случае с частными компаниями, не представляющими стратегического интереса.


     10. Клептократическое правление.

     Клептократия — это извращённая форма демократии, при которой правящая партия пришла к власти (либо сохранила её) с помощью коррупции. Этим термином обычно описывают коррупционные правительства, которые присваивают государственные ресурсы, пуская их не на благо нации, а на удовлетворение частных интересов узкого круга лиц.

     Ближайший пример — наша страна. Клептократический режим начал строиться примерно в конце 90-х — начале 2000-х годов, и в настоящий момент он плотно закрепился во властных кругах. Так называемые распилы и откаты — это неотъемлемая часть клептократического строя, направленного исключительно на сохранение существующего режима.


     11 Колониальное правление.

     Колониализм, так же как и бюрократия, не является основной формой государственности и может присутствовать как в демократиях, так и в монархиях, приобретая форму империализма.

     При колониализме страна стремится расширить своё влияние на другие территории, как правило, на более слабые общества в научно-техническом развитии. Чаще всего это приводит к оккупации территорий, радикальной эксплуатации её ресурсов, в том числе и коренного населения, а также к навязыванию своих ценностей другим народам для укрепления власти.

     Примером колониализма можно назвать практически любую великую державу XV–XX века, начиная с открытия Нового Света и заканчивая деколонизацией в середине прошлого столетия. Любые примитивные народы, особенно в колониальной политике Испании и Великобритании, считались ресурсом на уровне древесины, поэтому они либо уничтожались, либо эксплуатировались в качестве рабов.


     12. Коммунистическое правление.

     В нашей стране старшими поколениями принято считать, что в СССР было коммунистическое правление, но это совершенно не так. Коммунизм является идеей, пропагандирующей гуманизм, равноправие и социальную справедливость в социально-экономических взаимоотношениях граждан при общественной собственности всей инфраструктуры необходимой для социального благополучия общества.

     Коммунизм подразумевает отсутствие разделения на классы и, как следствие, классовой борьбы. Этот общественный и экономический строй является прямой противоположностью экономическому и социальному расслоению, которое лежит в основе капитализма.

     В отличие от буржуазно-демократических режимов, коммунистический режим должен ограничивать доступ к управлению страной тем, кому чужды ценности социальной справедливости, гуманизма и равноправия. Коммунистическое общество это обязательно гарантии по труду не только на производимые социально-бытовые блага, но и на коммуникационные, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт.  А на рынке могут быть только конечные устройства этих средств коммуникации и то, если не устраивают их стандартные или общественные формы.

     Условно за пример коммунизма можно принять самые социально развитые страны, где ВСЕ ГРАЖДАНЕ СТРАНЫ могут пользоваться всеми благами цивилизации количеством относительно равномерно, а качеством по зарплате от результатов квалификации своего общественно необходимого труда на благо всех добросовестных граждан этого общества.


     13 Меритократическое правление.

     Меритократия — это ещё одна общественная система, лишённая собственной экономической модели. При ней власть принадлежит тем, кто продемонстрировал достоинства, считающиеся подходящими для государственного управления. То есть власть даётся самым лучшим членам общества, и, как правило, это звание подтверждается успехами в учёбе, работе или других сферах деятельности, где человек может показать свой талант и доказать превосходство над остальными. Другими словами, в меритократии присутствует социальная иерархия, где выше всех находятся самые достойные члены общества. Примером меритократии является Сингапур, где достижения в учёбе определяют судьбу человека. Однако, несмотря на экономический успех и престиж Сингапура, некоторые эксперты бьют тревогу по поводу того, что в этой стране наблюдается всё большее иерархическое разделение между интеллектуальной элитой и остальными участниками общества.


     14. Монархическое правление.

     Монархия является социально-политическим строем, при котором власть принадлежит одному члену монаршей династии. Чаще всего считается, что монарх получает власть напрямую от Бога или по божественному праву, что подразумевает полную неоспоримость действий правителя и беспрекословное подчинение его воли. В монархии власть передаётся по линии преемственности и по порядку рождения. Первыми на трон претендуют старшие члены монархической династии, потом — младшие.


     15. Правление при конституционной монархии.

     Монархии разделяются на абсолютные и конституционные. Первые представляют собой классическую схему авторитарного управления, когда в руках одного человека сосредоточена вся власть. Вторые более демократичны и порой настолько ограничивают привилегии монарха, что тот выполняет скорее декоративную функцию. На данный момент в мире насчитывается 45 стран с монархией. Так, к примеру, в Саудовской Аравии и Брунее правители являются абсолютными монархами, тогда как в Великобритании и Японии они практически не влияют на социально-экономическую политику государств.


     16. Олигархическое правление.

     Элементы олигархии так или иначе присутствуют во многих авторитарных и даже демократических государствах. Если обобщить, то олигархия является формой правления, при которой государством управляет определённый круг лиц, объединённых по какому-либо признаку (например, по родословной, расе или финансовому положению). Поэтому к олигархическим формам правления можно причислить аристократию, тоталитаризм и любые другие общественно-политические устройства общества, ограничивающие права и свободы большинства.

     Одним из примеров олигархии является правительство ЮАР в период с 1948 по 1991 годы, называвшееся апартеидом. В ЮАР тех времён чётко прослеживалась расовая олигархия, где белое меньшинство управляло чернокожим большинством и контролировало политику, правоохранительные органы, социальную сферу и другие субъекты государственного устройства.


     17. Плутократическое правление.

     Плутократия является общественно-политическим строем, где главенствуют финансы. Только обеспеченный человек может получить доступ к власти, и это серьёзно отличает плутократию от той же аристократии, где, помимо финансового ценза, были ещё наследственность и квалификация в определённых областях для более эффективного управления.

     Плутократия является ещё одним строем, который не существует отдельно от других и чаще всего проявляется в капиталистической формации при демократиях, когда у обеспеченных кандидатов выше шанс выиграть выборы, так как они могут позволить себе вложить большие средства в предвыборную кампанию и обойти более квалифицированных, но менее обеспеченных кандидатов.

     Элементы плутократии прослеживаются во многих странах, и ярко они проявляются в современных США и России, где избранная группа миллиардеров владеет внушительным объемом национальных богатств и может без труда вытеснять менее обеспеченных оппонентов.


     18. Социалистическое правление.

     Социализм является первой стадией коммунистического общества, когда ещё нет условий для обеспечения каждого всеми необходимыми средствами коммуникации, как при коммунизме, но распределение производимых в обществе и необходимых каждому средств для жизни должно уже распределяться по количеству и квалификации труда!

     Социализм отличается от капитализма отсутствием антагонистических классов, которые определяются не столько разделением труда на управляющих и подчинённых, сколько привилегиями в потреблении материальных благ.

     Поэтому, когда относительное равенство рабочего времени определит для всех не только равное количество труда, но и относительно равное для всех количество производимых в обществе и необходимых каждому средств для жизни, а их качество каждый сможет формировать себе сам по зарплате от результатов квалификации своего труда, то тогда такое общества и можно будет назвать сциалистическим!


     19. Теократичесое правление.

     Теократия — это общественно-политический строй, при котором главенствует определённая религиозная идеология. Она диктует не только законы, но и обычаи нации, и по большей части в законодательстве повторяются постулаты определённого Священного Писания. Руководящие посты чаще всего занимает духовенство.

     В теократии навязываются практики, которые не соответствуют современным социальным и этическим стандартам, ввиду того что основной закон — Священное Писание — был создан в те времена, когда данных свобод не существовало, и руководители, связанные рамками, не могут выйти за пределы постулатов.

     Общественная жизнь в теократии также регулируется Священным Писанием. Одним из самых известных теократических государств является Иран после исламской революции. Страной правит аятолла — духовный лидер, который распределяет полномочия между другими религиозными лидерами. Несмотря на наличие демократических институтов, таких как выборы, президент должен подчиняться аятолле.


     20. Тоталитарное правление.

      Тоталитаризм — это развитие диктатуры, при которой правящая партия не ограничена ничем и может как угодно вмешиваться в общественную и частную жизнь нации. Власть, как и в случае диктатуры, находится в руках авторитетной и харизматичной фигуры, вокруг которой строится значительная часть пропаганды, ещё больше расширяющей культ личности.

     Чаще всего при тоталитаризме государство имеет полный контроль над СМИ и применяет элементы террора против своего же населения для подавления малейшего недовольства. Ещё одним признаком тоталитаризма является желание построить государство по своим понятиям социально справедливости, которые по существу таковыми не являются.

     Примеров тоталитаризма было много — от фашистских и ортодоксально коммунистических режимов XX века до современной Северной Кореи, где вся власть находится в руках диктатора, обладающего исключительной и неоспоримой властью, а практически вся пропаганда строится вокруг личности правителя. Любая критика действий правителя является преступлением и карается без необходимых для этого правовых процедур.


     PS. Анархия.

     Анархия  часто определяется как безвластие  или безначалие и даже как независимость. А анархическое общество как его состояние без власти или руководящего органа. Это понятие может также относиться к обществу или группе людей, которые полностью отвергают какую—либо командную иерархию..
     Слово первоначально означало отсутствие лидера, но в 1840 году Пьер-Жозеф Прудон использовал этот термин для обозначения новой на тот момент политической философии — анархизма — в своём трактате «Что такое собственность?» и теперь термин «анархия» используется в нескольких различных значениях:
     Гипотетической ситуации, когда государственое правление заменено безгосударственным, то есть общественно-демократическим при избрании общего для всех закона и само общество контролирует его соблюдение. (идеал анархистов).
     Отсутствия государственной власти как таковой.
     Ситуации до возникновения государства как формы общественного устройства в некоторых первобытных общинах даже на примерах современных племён Африки, Южной Америки и пр.

     Немецкий философ Иммануил Кант рассматривал анархию в «Антропологии с прагматической точки зрения» как «закон и свобода без власти». Таким образом, по мнению Канта, анархия не дотягивает до настоящего гражданского состояния, так как закон без власти будет как и право без закона лишь «рекомендацией или пустой формальностью». В труде «К вечному миру» он писал, что анархия является крайне негативной формой существования государства после деспотии, когда искореняются «зачатки добра», когда любое малое правомерное устройство лучше, чем никакое, подразумевая под этим безвластие.

      Пьер-Жозеф Прудон пишет, что анархия подразумевает собой отсутствие суверена, господина. Анархия у Прудона является мерой свободы, признающей лишь власть «социальной необходимости». В «Решении социального вопроса» 1848 года указывает, что для республики идеальна положительная анархия, а свобода является матерью порядка.

     Ансельм Бельжарри, французский анархист из окружения Прудона, несколькими годами позже опубликовал брошюру «Анархия, журнал порядка». Есть мнения и российских мыслителей, таких как Бакунин, Кропоткин и других.


     Сегодня вообще многие убеждены, что анархизм утопичен, что развитие общества без какого-либо центрального управления невозможно. Но общественное управление, оказывается, может быть возможным… (Если есть куда уйти из этого общества, если его порядки не устраивают!)  Как, впрочем, и из любого другого, если что-то не устраивает. В качестве аргументов можно привести неудавшиеся попытки крестьянской анархии Нестора Махно или провал испанского эксперимента с анархическими коммунами 30-х годов.

     Между тем, вот уже почти полвека существует анархическое поселение в пустынной долине Арава в Израиле, в 30 километрах от Эйлата.  Это поселение, включает в себя мелкую индустрию, развитый аграрный комплекс и полную энергетическую автономию за счёт последних достижений науки и техники. Поселение без начальников и наемного труда, настоящая анархия в отдельно взятом сообществе и это всё о кибуце Самар в Израиле.

     Самар был основан в 1976 году группой энтузиастов под предводительством активиста анархии Яир Селы. В группе было 25 человек, которых сегодня бы назвали утопистами и мечтателями. В своем проекте они стремились избежать характерной для остальных кибуцев бюрократии и вертикали власти. «Нам не нравились тоталитарные коммунистические порядки в других кибуцах, вместо этого мы хотели самоорганизующуюся анархию», — заявит позже Яир.
 
     Государство поддержало такую идею и выделило для нового кибуца землю в безлюдной долине Арава. Даже сегодня это место вокруг кибуца выглядит довольно сурово и неприглядно, а в далекие 1970-е его считали настоящей дырой на краю пустыни. Молодые первопроходцы жили там без каких-либо удобств в бараках, со скудным питанием и ограниченными запасами воды. Но упорство и фанатизм группы делали своё дело. Год за годом кибуцники перекапывали и удобряли бесплодную пустыню, пока она не начала давать плоды. Спустя годы количество жителей Самар выросло с 25 до трех сотен, а сам кибуц стал почти образцовым.

     По состоянию на 2018 год жителей в Самар поубавилось до 282 человек, среди них 78 детей возрастом до 18 лет. Кроме коренных жителей туда регулярно приезжают волонтеры со всего мира – 40 иностранцев из Франции, Эфиопии, Швеции, Германии, Бельгии, Аргентины, США и Британии. 14 жителей кибуца служат в Армии обороны Израиля, 2 жителя кибуца имеют докторскую степень, 8 человек – высшее профессиональное образование. Прирост населения от рождаемости – 2,2% в год.


     ЭКОНОМИКА

     Живет кибуц в основном за счёт финиковых плантаций. В Самар есть около 10 000 пальм, которые дают до 50% дохода. Финики из Самар продаются в Израиле и в Европе. Есть в кибуце ещё 300 коров. Это более 3,2 миллиона литров молока в год, а значит для питания жители Самар имеют свой хлеб, мясо, молоко и фрукты, то есть необходимый набор жиров, белков, углеводов, витаминов и микроэлементов для здоровой жизни!

     Жители Самар также создали несколько предприятий, как например CrystalVision и Samar desert adventure. Первая специализируется на производстве точного и сложного оборудования для других кибуцев и поселений, а вторая зарабатывает на велотуризме по пустыне. Есть также фирмы по производству живой травы для озеленения пустыни, частные практики художников, музыкантов, физиотерапевтов.

     Наемного труда в Самар нет. Ну, почти. В кибуце работают 8 наемных рабочих — секретарь-администратор, который сам тут не проживает, а живёт вахтовым методом, и водители грузовиков, которые по договору с правительством развозят по Израилю готовую продукцию кибуца для пополнения своих финансов.


     ПОЛИТИКА

     Самар является анархистским кибуцем. Но почему-то главный лозунг кибуца — «от каждого по способностям и каждому по его необходимым для жизни потребностям». В Самар нет ни мэрии, ни совета, ни постоянной администрации. Работать не обязательно, потому что никто к этому не принуждает. Каждый житель сам решает, сколько часов в день, где и как ему работать. но то, что должно быть сделано к определённому времени ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНО БЫТЬ СДЕЛАНО!  Например, в коровнике работают 10 человек, и они сами определяют свой распорядок дня. Единственным органом управления является утреннее собрание в столовой, где распределяются дежурства на «неприятных» работах и обсуждают идеи по поводу развития кибуца. В Самар нет должностной иерархии и так уже почти полвека.

     Как-то в Самар приехали панки, которые искали настоящий «анархистский рай», с музыкой, наркотиками и с алкогольным угаром. Однако увидев мирных кибуцников, тихо и методично работающих на своём рабочем месте в своё рабочее время и отдыхающих после работы в одиночку или компаниями в своих красиво устроенных клубах как кому нравится, но не мешая отдыхать другим, панки оказались очень разочарованы и быстро уехали. 

      Ведь право иметь постоянный материальный достаток от общества при социально справедливых законах должен добываться постоянным материальным трудом на это общество! Иначе о какой социальной справедливости может идти речь, даже если только один с ложкой, а семеро с сошкой? 

      Не обязательно вместе работать и вместе отдыхать. При определённой организации общества и работать, и отдыхать можно поврозь, но быть СЧАСТЛИВЫМИ! Если каждый добросовестно выполняет свои обязанности согласно ОБЩЕПРИНЯТЫМ законам общества!  Ведь вас в этом обществе НИКТО НЕ ДЕРЖИТ!  Кроме потребности просто ЖИТЬ!  А если в других местах ЕЩЁ ХУЖЕ?  Вот поэтому и необходима информация о других мировых соообществах…


     ФИНАНСЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

     Самар является богатым кибуцем, бюджет которого насчитывает миллионы шекелей. 46% дохода идет от фиников, 18% — от продажи молока, 8% — от продажи технологического оборудования и документов по их эксплуатации, 6% — другие товары, 4% — туризм и наконец еще 18% от стороннего индивидуального заработка. Если член кибуца работает «на стороне», то весь свой доход от этой работы он отдает в казну кибуца, из которой потом берут все нуждающиеся по своим потребностям при хорошем учёте и контроле всех расходов. У каждого члена кибуца есть свой счёт и своя банковская карта, но с доступом ко ВСЕЙ казне кибуца, поэтому сразу видно, кто и сколько взял! Каждый может снимать с общего счета любую сумму под честное слово ещё и с записью в журнале учёта, вдруг компьютер подведёт, такое тоже бывает. Поэтому строгий учёт и контроль ОБЯЗАТЕЛЕН!

     Членам кибуца и волонтерам предоставляется благоустроенное жильё, питание в столовой организовано 24 часа в сутки, (помню городские рабочие столовые в Норильске в семидесятые-восьмидесятые годы, где в любое время суток можно было за копейки перекусить, не знаю, есть ли там такое сегодня).  Есть  большой бассейн,  больница, школа, библиотека, музыкальная комната, есть мастерские по столярным, слесарным и сварочным работам с допуском после обучения. В Самар постоянно работают три врача, но сложное медицинское обслуживание и профессиональное образование жители кибуца получают за его пределами.

     Стать членом общины можно, но сложно — нужно два года прожить там на испытательном сроке, а потом пройти через всеобщее голосование. Если хотя бы один житель кибуца проголосует против претендента, то его не возьмут. Конечно, прежде всего нужно быть израильтянином. А вот волонтёром может стать любой человек. Волонтёр работает, исполняя свои обязанности по договору и получает полное социальное обеспечение, кроме банковской карты, и не голосует на общих собраниях.

     Конечно, Самар не идеальное общество, как и всё созданное человеком, но к нему можно стремиться! Это не коммунистическая утопия, а поселение со своими радостями, проблемами и правилами общежития. Самар, как и другие кибуцы, создавался евреями только для евреев. В Самар, кроме того, относительно других благоустроенных кибуцев, не так уютно и чисто. Сами кибуцники рассказывают, что половина из всего задуманного так и осталась нереализованными идеями. Это связано с тем, что решения в Самар принимаются консенсусом, то есть для того, чтобы изменить что-то в кибуце по уставу обязательно нужно согласие всех полноправных членов кибуца, а устав это закон для ВСЕХ!  Ибо никаких прав и свобод без законов не бывает!  Именно поэтому монополия любого закона в обществе определяет всю жизнь членов этого общества!  Тем не менее, Самар смог пройти испытание временем. 44 года для такой коммуны с таким укладом — это успех и сегодня история этого кибуца продолжается!

     http://proza.ru/2020/07/21/1657


Рецензии