Снайпер, охотник с Алтая. Глава3

                Оборона.
 

Под Липками он  обстоятельно освоил ничейную полосу и за полтора месяца сделал пять основных ячеек и столько же запасных. После  охоты Кочегарова  на немецких снайперов, на этом рубеже обороны,  выстрелы  немецких снайперов прекратились. На этот  период у Алтайского охотника  на счету было тридцать два немца  убито из своей  винтовки, и шестнадцать из немецкой бесшумки. О боевых  достижениях,


снайпера Кочегарова,  писала дивизионная   газета, и его опыт передался в другие подразделения. Командование, объявило   ему  благодарность,  и  написали   на его родину письмо,  в нем рассказывалось  о боевых заслугах Алексея Федоровича.
  По примеру   Кочегарова, во втором  батальоне сибиряк сержант Седашкин Александр  тоже  стал  охотиться на немцев, в третьем батальоне, сержант Сташуев Александр Михайлович овладел снайперским искусством и открыл личный счет убитым немцам.  На этом рубеже нашей обороны сибиряки охотники хорошо проредили   боевые порядки фашистов.


 У отважной тройки снайперов нашлись последователи.  Командование поощряло это движение, им выдавали снайперские винтовки и маскхалаты. Снайпер вел новичка в свою ячейку и учил, как правильно охотиться.

  Наглости  у немцев поубавилось, раньше они свободно ходили по окопам во весь рост, курили, зажигали костры,  теперь на немецком переднем крае было пустынно, из окопа ни кто не показывался.  Снайпера  подолгу обшаривали глазами немецкий передний край, в надежде увидеть  дымок сигареты, каску, промелькнувшую над бруствером или зазевавшего фрица, что бы сделать один выстрел. Были дни, когда  они,  пролежав в сырой ячейке целый день без движения  возвращались в подразделение  не сделав  ни одного выстрела..

   Желающих истреблять гитлеровцев из снайперской винтовки  становилось все больше. Командование засыпали рапортами, медики, связисты, работники штабов, все хотели лично уничтожать врага. Фронтовая газета писала  о начале снайперского движения. Опытные снайпера, охотники были не довольны, вести необученных людей на нейтральную полосу.
 Первым забастовал Кочегаров:

 -Я не понимаю товарищ политрук,  благородное стремление, но лешак это вам не белка, хотя и на белку охотиться надо умеючи.
  -Он пушки и пулеметы имеет, если я поведу на ничейную полосу тыловика, он же не знает ничего, а охота дело тонкое.
 -Ты же с Ковшовой ходил - возразил политрук Смирнов.
 -Ковшова любому мужику два очка вперед даст
 -Прежде, чем в ячейку ее взять, я ее две недели тренировал.
-Понимаешь Алексей,  есть приказ  штаба, а приказы  не обсуждаются их надо  выполнять.

 -Труха все это, труха - ворчал Кочегаров, но не выполнить приказ он не мог.
Группа тыловиков, санитары, музыканты из муз взвода решили сделать подарок женщинам военнослужащим на восьмое марта,  истребить по парочке  фашистов.
 Они были уверены, что стоит только выйти на нейтральную  полосу, а парочка фрицев их ждет.

 Кочегаров, нарушил приказ, отказался  вести  тыловиков  на нейтральную полосу, не пошла и Ковшова.
 Политрук роты послал с  ними обычных бойцов. На рассвете немцы отвели свое боевое охранение  и ударили по нейтральной полосе из всех имеющихся на этом участке минометов. Все вокруг загрохотало,  покрылось  взрывами  мин и свистом осколков.
 Все кто ушел на нейтральную полосу, на охоту не вернулись, пострадали  свои  бойцы  в боевом охранении, были раненые даже в окопах.


После этого побоища, Алексей Кочегаров пошел к комиссару полка, нарушая субординацию.  Он  рассказал:
  -Это не дело,  необученных снайперскому делу бойцов,  посылать на нейтральную полосу. Это нарушение ему простили, командир полка, и комиссар его выслушали и отпустили в подразделение.
 Через  два дня  Кочегарова,  Сташуева,  Седашкина откомандировали в штаб полка для проведения снайперских курсов.

Ровно неделю днем и  ночью в лесу около штаба полка, снайперы готовили тыловиков охотиться на немцев со снайперской винтовкой.  Учили маскироваться, рыть ячейки, вести наблюдение за противником, незаметно подбираться   к выбранной цели.  Учили  стрелять из снайперской  винтовки, они   не уходили со стрельбища,   пока  не получался хороший результат. Приучали  подолгу, часами  неподвижно лежать в засаде.

 Кочегаров говорил наставникам:
 - Видишь, как кошка наблюдает за мышкой, вот так и мы должны.
- Упала ветка с дерева, прикинь почему?
 -Может на дереве «кукушка»  сидит?
 -Пошевелился куст, снова подумай, не немец  маскируется за ним.

  Сначала Кочегаров  рассказал  о   приметах на охоте,  затем  он   рассказал, что снайпер должен:

 -Во-первых,   должен всесторонне изучить местность, где  будешь  охотиться.
 -Во-вторых, надо обладать выдержкой, заметил цель, не суетись, а внимательно наблюдай за ней. Как убедишься, что фашист  будет сражен – стреляй. У снайпера ни одна пуля не должна лететь мимо цели, промазать нельзя, значит оставить фашиста в живых.

- В- третьих, снайпер должен проявить, как можно больше  боевой инициативы, военной хитрости, смекалки. Немцы стремятся  поймать нашего охотника на «удочку», выставляют чучело, макет пулемета, иногда даже орудие, а так же поднимают на палке каску.
Был случай, рассказывал Кочегаров:
 -Фашисты  сначала из траншеи поднимали каску, затем сделали несколько перебежек,  а я молчу. Когда фрицы убедились,  что по ним ни кто не стреляет, вылезли из траншеи и стали что-то собирать, метким выстрелом в могилу отправил одного, затем и второго.

 После обучения снайперскому делу, Кочегаров Алексей Федорович сказал:
 -Все бойцы, вы прошли   мое обучение, теперь будем теорию и прочие  навыки  закреплять на фашистах.
 Он согласовал вылазку группы  молодых снайперов с командиром  батальона . Затем всех распределил по парам и они вышли на огневой рубеж. Опыт Кочегарова,  помог молодым снайперам в этой охоте истребить сорок фашистов.


В газете Ленинградский путь писали, что знатный снайпер,  Алексей Кочегаров один из своей винтовки убил такое количество немцев, которое равно численности  немецкой роты полного состава,  он   награжден нагрудным знаком  « Отличный снайпер».
Командование  стрелковой дивизии,  видя  результаты охоты  снайпера  Кочегарова Алексея на немцев,   представило  его  к  награде  Герой  Советского Союза.  Представление отправили, а приказ пришел  о награждении его орденом Красной   Звезды  22февраля   1942 года.

   За  наставничество  снайперского движения,  Кочегарова  Алексея Федоровича направили на курсы младших лейтенантов.
 По окончании  курсов  ему присвоили звание  лейтенант  и назначили на должность заместителя командира роты по стрелковой подготовке    в 372 стрелковую дивизию Волховского   фронта.

   На занимаемой обороне   дивизии, куда направили  Кочегарова Алексея шли ожесточенные бои. Немцы наседали  на нашу оборону, занимаемую всего  клочок земли.  Не было ни одного места, куда - бы не упала бомба или снаряд. Ходы из  КП батальонов были завалены, приходилось ползать по воронкам, рытвинам. Немцы с самолетов сбрасывали  листовки,  с обращением к нашим солдатам:


 -Сибиряки,  мы знаем, что вы храбро деретесь, но  не понимаете законов, по которым ведут войну. Ведете наступление ночами, погибаете по лесам и болотам.
 - Переходите на нашу сторону, мы вам дадим  полную свободу, а главное-жизнь. Но никакие листовки на сибиряков не действовали, в плен ни кто не сдавался.
 Немцы сколько раз пытались захватить нашего языка, но не могли. Одна немецкая разведгруппа пыталась  взять нашего языка, но наткнулась на боевое охранение батальона.  В плен взяли немецкого офицера и доставили в штаб полка. При допросе немецкого офицера выяснили, что ему сам генерал дал задание взять в плен сибиряка.
 
 Немецкий офицер сказал:
 - Я тоже хотел смотреть, какой сибиряк есть человек.
У нас говорят:
 - Сибиряк высокий, здоровый, медведю горло давит.
Все кто был в блиндаже ,глядя на немца, смеялись до упаду. Командир полка показал на лейтенанта Кочегарова:
  Вот он смотри, чистокровный сибиряк.
 Немец покачал головой:
  -Нет, вы русские прячете сибиряков, это ваш секрет, а ночью направляете к нам, что бы нас душить.
 Убеждать его  в обратном не стали, а отправили в дивизию.


Бои  продолжались,  лейтенант Кочегаров со своей ротой автоматчиков  ходил  в атаку и сидел в  обороне.   В душе охотник и прославленный снайпер не мог спокойно сидеть в обороне и терпеть, когда  фашисты ведут себя без опаски, вольготно. .Кочегаров  с разрешения  командира батальона стал выходить ночью  на нейтральную полосу в заготовленную ячейку  на охоту на фрицев. Каждую вылазку он  аккуратно    в   снайперскую книжку вносил двух или трех фрицев.

 Среди бойцов появились желающие,  они тоже  хотели,   как Кочегаров отстреливать немцев из снайперской винтовки. Так постепенно в 372 дивизии стала создаваться  снайперская группа. Кочегаров старательно обучал их навыкам охоты  на фрицев,    он    продолжал  их   называть    лешаками.
 


Рецензии
Достойно воюет Александр Федорович.
Геройски.

Реймен   11.04.2021 20:45     Заявить о нарушении
Спасибо, я тоже такого мнения, достойно.

Александр Шевчук2   12.04.2021 08:42   Заявить о нарушении