Казарма

      Весёлым человеком был отец Юрки Василий Максимович. Его хохмы хочется сегодня вспомнить. Начать хотя бы с того, что когда мама повела Юрку записывать в школу в первый класс, они попали к учительнице Розалии Юрьевне. Это была благообразная пожилая женщина, седая и в очках. Юрка в те золотые времена был тихим и послушным мальчиком. Учительница достала журнал и спросила фамилию будущего первокласника. Когда услышала фамилию Юрасов, как-то дернулась, и уточнила:
- А имя и отчество?
- Юрий Васильевич...
Поправила очки и как-то засмущавшись, сказала:
- Я не могу взять вашего мальчика...
Мать побледнела - А почему?...
- Да я отца его учила, это был такой ученик! Так что знаю, что говорю...
- Но сын его совсем другой! Послушный, читать умеет!
- Нет, нет, даже не уговаривайте! Не возьму!
Так и пришлось идти искать другую учительницу, которая тоже набирала первый класс.
Батя, когда речь заходила о его учёбе в школе, всегда смеялся и говорил:
- У меня на все предметы была одна тетрадка!...
Сегодня трудно вспомнить, сколько классов он закончил, но видимо до седьмого дошёл. А самое главное, что ещё до школы научился играть на баяне, да так, что его, как талантливого ребёнка, вудеркинда, из бедной семьи без оплаты за учебу приняли в музыкальную школу, которую тот блестяще закончил.
Теперь несколько слов о семье папани. Его отец, дед Юрки, Максим Петрович, трудился рабочим на хлопчатобумажном комбинате. Это, как сегодня говорят, градообразующее предприятие, известное с дореволюционных времён, как Хлудовская мануфактура, было самым мощным предприятием не только в городе Ярцево, но и во всей Смоленской губернии.
Проживала семья пролетария Максима Юрасова соответственно в Хлудовской казарме, являющейся служебным жильем для работников комбината.
Что такое казарма. Это огромное кирпичное четырёхэтажное здание длиной метров шестьдесят, где на каждом этаже во всю длину проходил полутемный коридор, по обе стороны которого располагались комнатушки метров по десять квадратных, где и проживали работяги со своими семьями. В одном конце коридора находился огромный титан с кипятком, в другом общий туалет. В казарме постоянно жило от трёхсот до четырёхсот семей. В такой спартанской обстановке и ютилась семья Максима Петровича с тремя сыновьями, женой и бабкой.
Батя, Василий, был старшим сыном, Петр - средним, Евгений - младшим. Отец любил рассказывать Юрке разные приколы, которые постоянно присутствовали в их развеселом житье-бытье. Взять хотя бы побудку на работу. Все вставали по первому заводскому гудку, который подавался с комбината и разносился на весь город. Всего их было три. Первый в шесть часов утра, второй в полседьмого, третий в семь - начало работы. Был у них на этаже старшой, Михалыч. Он умудрялся вставать минут за пять до первого гудка, выходил в драных кальсонах в коридор к туалетам, поднимал одну ногу и как тонко говорят на востоке - пускал ветры, громогласно объявляя:
- Подъём!!! Всем на работу!!!...
 Причём в каменном коридоре, как в колодце, звук многократно усиливался и переходил в звонкое эхо, и последнее "Работу!!!" долго ещё перекатывалось из конца в конец. Вот это был сигнал! Это вам не горн в пионерлагере. Пламенный пролетарский призыв действовал воистину, как глас Божий, а братья заслуженно гордились, что у них на этаже проживает такой весёлый сосед.
Дед Максим был страстным рыбаком. Не высокий, круглый, как шарик. У него была борода лопатой и басовитый, как у попа голос. Когда, по рассказам папани, они рыбачили с бреднем на заливах реки Вопь, притоке Днепра, протекающей через город, при заброде, когда батя давал маху и тянул не туда, дед пыхтел, как морж, отплевывался и задирая кверху бороду басил:
- Васька, поганец, куды в глыбь прешь! Мать-твою! Вишь, меня заливает!..
Он с бабушкой погиб во время оккупации. Так как немцы взяли город где-то в октябре 1941 года.
Батя рассказывал, что до войны рыбы в речке было полно. Бабы ходили на реку полоскать бельё. Там стояли специальные плотики. Так вот сомы подплывали снизу и вырывали из рук тряпки. А ещё и уток заглатывали, когда те  неосторожно проплывали мимо ям, где обретались эти гиганты.
В такой нескучной обстановке росли отец и его братья. Надо сказать, что пацаны и девченки из казармы в силу своей сплочённости и бесшабашности, держали всю округу в напряге. Это Юрка увидел своими глазами, когда подрос и лет с пятнадцати начал бегать на городскую танцплощадку. Он был спортсменом, поэтому в отличие от сверстников не курил и не пил. Но видел, как на его глазах казармовские пацаны, выпивали по полному стакану водки каждый и только после этого шли на танцы. А там уже куда кривая выведет. С ними как правило предпочитали не связываться.
Среди таких оторв встречались семьи с хулиганистыми, но талантливыми ребятами. Батя был прирождённый музыкант и художник, дядя Петя вообще самородок и мастер на все руки, вот дядя Женя был тихий, без особых талантов.
Папаня рассказывал, что дядя Петя лет в десять сделал киноаппарат. Собрал его из каких-то железок. Когда крутили ручку, специальный механизм продергивал рывками плёнку и на экране возникали живые картинки. Они на свалке нашли испорченную кинопленку, отмыли её в кипятке от эмульсии, батя нарисовал чернилами покадрово какой-то хулиганский мультик и они балдели сначала сами, а потом стали брать по три копейки с соседской братии, пока мать их порнушку не прикрыла, всыпав шкодникам по первое число.
Позже, когда родители с Юркой после нескольких лет скитаний в поисках счастья, вернулись из Белоруссии в Ярцево, они остановились на время у дяди Пети. Юрке было тогда лет пять. Они с двоюродным братом Саней, сыном дяди Пети, нашли на чердаке действующий протез руки, который сразу после войны дядя Петя изобрел и сделал сам. Это был протез руки до локтя, который управлялся с помощью рычажка внутри. Сдвигая его вправо или влево можно было пальцами протеза взять молоток и забить гвоздь. Это было очень актуальное для того времени изобретение. Только отсутствие образования не позволило оформить и внедрить такую полезную штуку.
А ещё дядя Петя по книжкам освоил искусство иллюзиониста и показывал разные фокусы. Юрка, когда ещё был студентом, сам листал эту здоровенную дореволюционную книгу с описаниями и фотографиями. Жаль, что она затерялась. Дядя Петя и его научил некоторым фокусами, которыми тот в студенчестве и позже развлекал и восхищал друзей. Кроме того в этой книге были подробно изложены основы гипноза и внушения. Дядя Петя досконально изучил и освоил эту науку. Далее по жизни не раз использовал эти приёмы. Он, при всех его талантах, по натуре был авантюристом. Поэтому, не смотря на молодость и проблемы со здоровьем, его с детства мучили больные ноги, был заводилой и организатором.
Сразу после войны, когда отец вернулся из Минска, где работал в филармонии и ездил с концертной бригадой по фронтам, выступая перед бойцами, дядя Петя предложил создать трио баянистов Юрасовых. Тогда по стране гремело вокальное трио сестер Федоровых. Они с дядей Женей тоже поигрывали на баяне. Оставалось только чтоб Василий, при его богатом концертном опыте, где у него кроме аккомпанемента были и сольные номера, поднатаскал их и довел исполнение до приличного уровня. Сказано - сделано. Ребята молодые, хваткие. Из глаз искры летят. Пальцы и голова работают как автомат Калашникова. В короткий срок отработали репертуар. Гвоздем программы были конечно "Карусель" и "Полет шмеля". Это виртуозные вещи, которые батя мастерски продолжал исполнять, даже когда и Юрка подрос и учился в музыкальной школе. Дядя Петя выступал ещё с иллюзионом и психологическими опытами. Батя вел концерт, рассказывал миниатюры и анекдоты. Так и поехали с гастролями по ближайшей округе, колхозам и деревням. Батя рисовал афиши, дядя Женя их развешивал, дядя Петя продавал билеты. Народ после страшной войны соскучился по таким мероприятиям, поэтому в клубах, где они выступали, всегда был аншлаг.
Так они и чесали, как это сегодня называется, до тех пор, пока слава об их выступлениях не сыграла злую шутку. Практически, как незабвенный Остап Ибрагимович Бендер со своими нукерами, которые внедрились в автопробег, они нарушали закон, так как не представляли какую либо организацию, а работали на себя. Конечно не разбогатели, но на кусок хлеба в голодные времена хватало. Пришлось гастроли свернуть. Но сам факт, что ребята из казармы смогли все это придумать и успешно реализовать наводит на размышления. Талант он и есть талант.
Много забавных историй батя рассказывал из гастрольной практики, когда мотался с бригадой по Белоруссии. Однажды на каком-то концерте аккомпанировал танцорам, исполнявшим украинский танец гопак. И у одного солиста разошлись по шву его шикарные малиновые шаровары. Он сразу не заметил. Как на беду  в этот раз то ли забыл, то ли не успел одеть плавки. Когда дело дошло до танца в присядку, при первом же коронном коленце его вполне достойное "хозяйство" выпало наружу под яркий свет софитов. Батя от смеха чуть баян не уронил! Публика была в восторге! Ещё никогда, за все гастроли, аплодисменты не были такими бурными и продолжительными!
Ещё Юрка вспомнил, как папаня учил его кататься на коньках. Лет с пяти он гонял на снегурках, прикрученных верёвками к валенкам. Уже вполне сносно вертелся на льду. А тут батя купил ему коньки на ботинках. Это совсем другое дело. Ботинки были старые, без пяточного усиления голеностопа и не окрепшая стопа болталась. Вот где пришлось помучаться. Вначале, пока ноги ещё не устали, кататься было можно. Но через часок коньки уже вихлялись и приходилось на них кое-как добираться до дома.
Однажды родители решили посмотреть, как катается их чадо и пришли на городской стадион, где на футбольном поле каждую зиму заливали лёд. Юрка как мог показал, чему научился, а батя начал критиковать:
- Разве так катаются! Вот я в детстве гонял, так гонял! Хочешь, покажу, как это делается?...
- Ну давай!...
На стадионе работал прокат коньков. Батя выбрал себе подходящие, одел и пошёл на лёд. Пока шёл по снегу, ещё куда ни шло. Но как только ступил на лёд, коньки выскочили из под него и он с позором с размаху шлепнулся на задницу. Похоже зашибся крепко, потому что до снега дополз на карачках, а дальше до будки довела мама. Вот это был конфуз! Короче, вспомнила бабушка, как девушкой была...
А ещё случилась история с мотоциклом. Юрке исполнились шестнадцать лет и батя купил мотоцикл, ИЖ-Юпитер с коляской, чтобы ездить по грибы и на рыбалку. Ему, как заслуженному учителю музыки, а за одно и Юрке разрешили, как говаривали тогда, по блату, обойтись без автошколы и готовиться к сдаче на права самостоятельно. Подготовились, теорию сдали с первого раза, вождение сын сдал без проблем, а вот батя наверно с третьего захода. Ну не технарь он. Так потом и ездили. По городу за рулём Юрка, а на трассе, по полю или по лесу папаня. Батя около дома одевал шлем, гордо садился в каляску и громко командовал:
- Давай, сынок, покажи мудакам, как надо ездить!...
 А ещё он любил ездить штурманом в коляске просто потому, что при таком раскладе мог себе позволить и бутылочку пивка на природе или ещё чего, более убедительного, так же согревающего душу.
Покупка мотоцикла, да ещё с коляской в те тяжкие времена сегодня вполне можно приравнять к приобретению джипа. Он так и говорил:
- Разве я мог в молодости, в казарме, представить, что смогу когда-нибудь купить мотоцикл!
Жизнь идёт. На глазах всего двух поколений, периодически, с пугающей неотвратимостью происходит что-то, иногда совсем невообразимое, что кажется даже в страшном сне не могло присниться!
Революция, Войны, Разруха, Социализм, Перестройка, Развал СССР, Дикий капитализм! Да и сегодня язык не поворачивается, что бы назвать тот бардак, который творится в стране, да пожалуй и в мире повсеместно. Копни глубже просвещенную Европу или зазнавшиеся Штаты. Столько дерьма поднимется, что лучше и не трогать. Поездили, повидали...
 Всплывают в голове светлые моменты. Пожалуй только это уникальное свойство человеческой памяти, на уровне инстинкта самосохранения, забывать, отфильтровывать негатив, позволяет смотреть на белый свет с надеждой и оптимизмом. Иначе никак. Наверно только русский человек, получивший от Истории, как говорится, по полной программе, в качестве панацеи выбрал избирательную амнезию и всеобъемлющую  иронию. Ибо, как выразился один знакомый философ, после развода с пятой женой:
- Если что и спасёт нас в этом гнилом и заблудшем мире, так это здоровый солдатский смех!...


Рецензии
Солдатский смех это смех пушечного мяса...

Константин Караванов   12.06.2021 11:27     Заявить о нарушении
В данном случае имелось ввиду - БЕЗЗАБОТНЫЙ. Но каждый видит свое. Поэтому при всем при том воспоминания о детстве остаются светлым моментом в жизни, что и сегодня согревает душу.

Юрий Юрасов   12.06.2021 11:58   Заявить о нарушении
Всё верно:
- Счастлив тот, кто блажен.

Константин Караванов   12.06.2021 12:15   Заявить о нарушении
Да и вообще, кто чего видит, это вопрос философический. Один пушечное мясо, другой Василия Тёркина...

Юрий Юрасов   12.06.2021 20:40   Заявить о нарушении