Ч. 4 Как написать, повесть, сценарий?

 В конспекте книжки американского автора голливудских сценариев говорится о том, что главное начало, и альфа и омега, так сказать, хорошего сценария - это история. История, которую хочется досмотреть до конца. Сюжет.

Конечно, жизнь всем преподносит каждый день сюжеты, умей их увидеть своим творческим воображением и выразить в произведении литературы и искусства. К примеру, писатель Александр Куприн, что был в свое время популярнее Чехова для дореволюционной читающей публики, был мастером сюжетов, и на склоне лет признавался, что счастлив, что не пытался тягаться ни с Львом Толстым, ни с Чеховым. "Я был занятным рассказчиком и этого было мне достаточно, чтобы быть довольным своей писательской судьбой", — признавался Куприн. Я ставлю в этом отношении Куприна выше даже Чехова с его бессюжетностью во многих рассказах, в которых рефлексии персонажей и беседы нередко заслоняют фабульно-сюжетную сторону.  Даже в чеховских пьесах. О чем, например, повесть "Дом с мезонином" и пьеса "Чайка" - сможете выразить сюжет в лаконичных словах? И так ли это увлекательно в сюжетике, если отрешиться от содержательно-актуальной повестки своего времени  и замечательного пера писателя, и дискуссий героев о судьбах цивилизации? А Куприна хочется читать и перечитывать практически всего просто для отдыха. Как и Чехова - но Чехов будит размышления, внутреннюю полемику с героями его произведений. Это разные миры.

Итак, сначала зерно-идея и рассказ от и до, для себя. Как, между прочим,  требует тот автор увлекательного курса сценарного мастерства, прочесть который в сети невозможно полностью, по требованию правообладателей ссылки удалены, только ознакомительные фрагменты, но и их довольно, чтобы сразу увидеть свои ошибки.

Одной фразой рассказать, о чём эта история — и рассказать от и до, не сбиваясь, чтобы катилось, как по маслу повествование, прежде чем вы напишете рассказ, повесть или киносценарий. Если этого вы не можете сделать сразу, значит ваше зерно не раскроется в подлинном произведении, всё будет рассыпаться, вы не сможете писать, увязнув в самом начале или в середине, что обычно и происходит. В том числе с автором этих строк не раз происходило, а понять не могла в чём дело  — бойкое начало и вдруг всё надолго застопоривается и охладевает первоначальный пыл, импульс. Оказывается, это типично для неопытных сценаристов и писателей, как пишет американский сценограф:"что-то не идет у меня следующая глава", признаются в таких случаях сплошь и рядом, и работа затягивается, а чаще забрасывается.

А вот встречаются иногда такие устные и письменные рассказы, что восклицаешь невольно:а ведь это сюжет! Кто бы взял и написал рассказ, повесть или пьесу/кино снял!

Такие истории надо копить в особую папку. Как и советует автор голливудских сценариев. Один такой готовый голливудский или российский киносценарий я вычитала в беседе журналиста с певицей. Даже приукрашенное фантазией певицы - это история тянет на кинохит, причем и фабульно-увлекательный("занятный рассказчик" по Куприну, для неослабевающего внимания читателей/зрителей до конца повествования; так и чеховски-рефлексивной психологической наполненности переживаний влюбленных героев на фоне переломной эпохи. Если бы умело написали сценарий и сняли. В мемуаров как известных людей, так и проживших "ничем не примечательные жизни" - таятся подлинные Закрома сюжетов, наблюдений, языковых богатств. Умей благодарно внимать, а потом бери и пиши! Но об этом чуть позже...

Нас долго вводили в заблуждение - рассказывая, как великие писатели сами не знали о чем они будут писать, и что будет дальше, просто якобы садились в своё вольтеровское кресло, пододвигали поближе подсвечник с горящей свечой, брали любимое гусиное перо, обмакивали в чернильницу, и... "Минута, и стихи свободно потекут..." Тот же Пушкин рассказывал про Татьяну, которая у него вытворяет самые неожиданные для него, Пушкина-автора, вещи. И современные писатели, особенно наши, российские, о том же:понятия не имею что будет дальше и как поведут себя герои, которые действуют в мистической "своей логике", отрываясь от авторского замысла. Эта установка оказывается, как стало понятно, и была камнем преткновения - почему увязаешь в попытках написать хороший даже рассказ, не говоря о романе или сценарии. Нас просто обманывали. Стихи могут свободно потечь, может быть, у опытного стихотворца. Повествование со множеством героев, сюжетных линий, размышений, диалогов, описаний природы и т.д.- и чтобы всё в органичном единстве - никогда само собой не развернется автоматическим письмом, как мы наивно верили писателям, вечно стремящимся выказать себя существами высшей природы, коими пером водит сам Бог.

Прагматичный американский сценограф просто разнёс эту школу в пух и прах. А ведь учили нас со школьной скамьи:План сочинения! Без плана это не сочинение, но мы дописывали план после написания сочинения, и гордились этим - ну кто умел писать сочинения, мои например читались всему классу не раз. Но вот я уже давно взрослая, а вынуждена припоминать уроки своих учителей - воистину, оцениваешь полученное далеко не сразу.

1 апреля 2021г.

 Предыдущие заметки по сценарному мастерству(конспект книги) см
по ссылкам:

http://proza.ru/2021/02/22/24
ч. 1 Как написать сценарий?

http://proza.ru/2021/02/22/25
ч. 2 Искусство сценария, повести
 
 http://proza.ru/2021/02/22/40
ч. 3 Как написать сценарий, повесть?


Рецензии