Бог пишет сочинения тоже по плану

Вдогонку Ч.4
 http://proza.ru/2021/04/01/1449
Ч. 4 Как написать, повесть, сценарий?

Еще раз:

Нас долго вводили в заблуждение - рассказывая, как великие писатели сами не знали о чем они будут писать, и что будет дальше, просто якобы садились в своё вольтеровское кресло, пододвигали поближе подсвечник с горящей свечой, брали любимое гусиное перо, обмакивали в чернильницу, и... "Минута, и стихи свободно потекут..." Тот же Пушкин рассказывал про Татьяну, которая у него вытворяет самые неожиданные для него, Пушкина-автора, вещи. И современные писатели, особенно наши, российские, о том же:понятия не имею что будет дальше и как поведут себя герои, которые действуют в мистической "своей логике", отрываясь от авторского замысла. Эта установка оказывается, как стало понятно, и была камнем преткновения - почему увязаешь в попытках написать хороший даже рассказ, не говоря о романе или сценарии. Нас просто обманывали. Стихи могут свободно потечь, может быть, у опытного стихотворца. Повествование со множеством героев, сюжетных линий, размышлений, диалогов, описаний природы и т.д.- и чтобы всё в органичном единстве - никогда само собой не развернется автоматическим письмом, как мы наивно верили писателям, вечно стремящимся выказать себя существами высшей природы, коими пером водит сам Бог.

Прагматичный американский сценограф просто разнёс эту школу в пух и прах. А ведь учили нас со школьной скамьи:План сочинения! Без плана это не сочинение, но мы частенько манкировали планом, дописывали план после написания сочинения.


Итак:
----------
Безусловно, Бог водит нашим пером. Но фокус в том, что Бог тоже строит чертежи и пишет сначала планы своих изумительных сочинений:))Разве не здесь главная тайна Бога:во всём разумность и План! Это и опровергает наиболее наглядно дарвиновскую версию эволюции, в которой бал правит случайный отбор. Но Природа устроена с изумительной спроектированностью, вот в чем дело!

Так что и Бог пишет план сначала, а не после сочинения, почему же мы должны полагаться на наитие и авось? А вот не выходит так на большой дистанции - например романной или киносценарной, или к примеру, тот же роман в стихах, поэма. Короткие стихи, эссе, даже при навыке довольно большие статьи еще возможно писать без плана, или, точнее, по внутреннему зерну-идее и спонтанном само-планировнии кусков текста в более-менее связное единство развития основной идеи. А вот с большими формами это не проходит, уже точно знаю, потерпев ряд неудач в этих попытках написать произведения в крупной форме, так, чтобы мне было интересно самой, чтобы не остывал азарт, импульс само-развивался.  Здесь требуется и определенная воля последовать до конца замыслу. Не бросить на середине.

Гармония замысла, разработанность до утонченной филигранности, а уже внутри этого - свободная импровизация в дозволенных Замыслом рамках, но не стихийщина. Диалектика плана и импровизации в диалектике художественного и научного творчества гораздо сложнее и интереснее. Кстати, о диалектике художественного творчества писал и Эвальд Ильенков, и акад. Лосев, и Арсений Гулыга, И Валентин Асмус и Николай Черкасов, и другие столпы советской диалектической теории познания и творчества. Вернемся еще к этому.

01/04/2021


Рецензии