Долгая дорога е Богу Гл. 5 Часть 7-5 Альбом

ФОТОГРАФИЯ 1-й и 2-й страниц ВЫПУСКНОГО АЛЬБОМА  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  КУРСОВ  ПРИ  СПБ  ЖЕНСКИХ  ГИМНАЗИЯХ 
ВЫПУСКА  1901 ГОДА

ДОЛГАЯ  ДОРОГА  К  БОГУ
ГЛАВА 5 ДЕТИ АЛОИСА И ПРАСКОВЬИ
ЧАСТЬ 7- 5 АЛЬБОМ
             
АЛЬБОМ

Это не семейный альбом. И история его возвращения в нашу семью исчисляется десятками лет.

Это - выпускной АЛЬБОМ Педагогических Курсов при С П Б. Женских  Гимназиях выпуска 1901 года. Как вы уже убедились – личный архив Мариамны Мейстрик хранился у меня – старший внучки Мариамны. А этот альбом находился у моей сестрёнки – Милочки.
И только после её смерти этот альбом мы забрали себе...

Корочки альбома – тёмно-коричневого цвета. На них с трудом можно прочитать надписи:    

На задней корочке  (обложке) альбома написано -            
«ФОТОГРАФИЯ И. ГЕРЪ"
Спб.  Казанская ул. дом № 20»
На лицевой –
« ЖЕНСКИЕ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  КУРСЫ
СЛОВЕСНОЕ  ОТДЕЛЕНИЕ
ВЫПУСК  1901  года»

Пробовала переснять обложку альбома. Не поместила здесь, потому, как – на 80 процентов – чернота. Странно, снимки от старости – светлеют, выгорают, а корочки – потемнели…

Мне приходится «перелопачивать» множество документов и снимков, размещённых в необъятных количествах - в сетях.  Часто мне встречаются обращения людей, разыскивающих своих родственников с просьбами помочь им найти какую-либо о них информацию Они, так же, как и я, идут по следам своих РОДОСЛОВНЫХ.
Поэтому я, услышав просьбу «ищущих», решила опубликовать все 14 страниц этого альбома.

На каждой странице – фотография одного из преподавателей (к сожалению – без фамилий) и 4 или пять снимков курсисток этого выпуска.
Листы альбома давно рассыпались. Поскольку они не пронумерованы, я их расположила – по интуиции.
Первая страница приклеена к обложке, поэтому изменить уже ничего нельзя.
Второй страницей  я поместила ту, на которой – фотография мой бабуси – Мариамны Мейстрик. А затем – остальные страницы.

В данной Главе я ограничусь всего лишь этими двумя страницами.
Но на портале ПРОЗА.РУ мы опубликовали в 2018-м году все 14.
В интернете есть информация о более поздних выпусках этих курсов.
А о выпуске 1901 годя я не нашла данных вообще никаких, кроме фотографии здания, в котором размещались курсы.

И опять-таки, я не остановилась только на публикациях этих 14 страниц из альбома. Мне очень было интересно, кто они – подруги Мариамны, с которыми в течении 4-х лет (с 1898 по 1901 г. г.) она жила в общежитии и обучалась на Педагогических курсах в С-Петербурге.

Когда читаешь фамилии под фотографиями курсисток, дух захватывает от соприкосновения с тем – прошлым веком и некоторыми известными фамилиями.
Я пробовала отыскать истории биографий  этих курсанток с такими известными фамилиями, как – Н. В. Рылеева, А. Н. Раевская, М.Я. Оболенская М. Е. Бауман, или такая интересная двойная фамилия, как – О. И. Давлетъ-Кильдеева...

Я не ошиблась. Эти фамилии принадлежат тем, кто изначально сделал их знаменитыми. То, что мне открылось – опубликовано на ПРОЗА.РУ в книге –
ИСТОКИ   - РОДОСЛОВНАЯ  ИРАИДЫ
(ПЕРЕИЗДАНИЕ – 2018 год)
ГЛАВА 1 МЕЙСТРИКИ
ЧАСТЬ 7-9-1  АЛЬБОМ

Я упоминаю об этом, потому что – здесь сейчас полностью повторять написанное и опубликованное в 2018 году – не буду.
объясню – почему.
Фотографиям почти 120 лет. Когда для публикации я перефотографировала листы из альбома, у меня получались снимки такого плохого качества, что лица курситок разобрать на фотографиях было трудно. А кому «оно» такое надо?
И всё-таки тогда я их опубликовала, указав – «временно».
Попросила внучку. Она хороший фотограф. Она заново пересняла все страницы и я ими заменила прежние снимки, опубликованные на ПРОЗА.РУ.
Сейчас, для того, чтобы в коллаже поместить сразу 2 страницы, мне опять приходится их переснимать. И опять у меня качество снимков в коллаже не получается чётким, желаемым…

Поэтому я приняла решение – в этой книге поместить  всего одну Часть
с названием – «АЛЬБОМ», в которых поместить коллажи из первых двух страниц альбома, на которых помещены фотографии: начальника этих курсов и ещё кого-то из старших чинов и снимок курсистки – Мейстрик  Мариамны Алониевны – моей бабуси.

Что касается текстов…

В 2018 году, публикуя каждую страничку альбома, я старалась по буквам инициалов курсисток отыскать их отцов, и историю их семей.
Эти шестнадцатилетние девушки вместе с Мариамной учившиеся на курсах, 4 года были постоянно рядом с ней. Многие стали близкими подругами. Мне интересно было окунуться в тот далёкий мир дореволюционной молодости, посмотреть – кто же эти девушки, порой из очень известных и богатых семей, кто их родители и что они передали своим дочерям вместе с воспитанием  и наследственными генами.
Поэтому в каждой страничке альбома я рассматривала инициалы курсанток, проставленные под фотографиями, и долгое время занималась поисками возможных их родителей.
Результаты поисков публиковала после снимка – на каждой страничке альбома. Чаще всего мои исследовательские поиски были безрезультатными. Но порой я «нападала» на след и тогда с упоением победителя – дотошно копалась в биографиях этих курсисток.

СТРАНИЦА 1-я
На этой первой странице, приклеенной к  обложке,  скорее всего размещена фотография начальника этих курсов и ещё кого-то из старших чинов.
Фамилии  курсисток, слева – направо:

Е. П. Бобровская,
Магнусъ,
К. Н. Шаховская.

Нашлась биография отца курсистки - Е. П. Бобровской и курсистки –
К. Н. Шаховской.

БОБРОВСКАЯ Е. П. – дочь Бобровского Павла Осиповича – выпускница Педагогических курсов, выпуск – 1901 год, сокурсница Мариамны.

Бобровский, Павел Осипович
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Па;вел О;сипович Бобро;вский (21 марта [2 апреля] 1832, имение Вакка [близ Вильни], Гродненская губерния, Российская империя — 3 [16] февраля 1905, Санкт-Петербург) — русский генерал. …»

РОД  КНЯЗЕЙ  ШАХОВСКИХ

КНЯЗЬ   Николай Владимирович Шаховской – отец К. Н. Шаховской, курсистки Женских Педагогических курсов (С-Петербург  Выпуск 1901 года).

В выпускном альбоме, на первой (главной странице),  рядом с начальником курсов размещены всего – три фотографии курсисток – Е. П. Бобровской и К. Н. Шаховской и Магннусъ.
У меня сразу же мелькнула мысль о том, что эти девушки наверняка из знатного сословия.
Как не странно, я оказалась права.
Бобровская – дочь дворянина, русского генерала, военного юриста и историка, этнографа, и в последние годы своей жизни - сенатора.
А  Шаховская К. Н. – дочь Николая Владимировича Шаховского – ещё круче – княжеского происхождения.
Николай Владимирович принадлежал к известному княжескому роду – ШАХОВСКИХ.

Есть несколько истории людей с фамилией Магнусъ, но под фотографией стоит только фамилия курсистки – без инициалов. Поэтому трудно определить – к какой семье с фамилией Магнусъ относится эта курсистка...

СТРАНИЦА – 2-я
На  второй странице альбома в верхней части – слева от преподавателя фотография моей бабуси – Мейстрик Мариамны Алониевны, справа – В.П. Софийская.

В нижнем ряду слева – направо:
О. И. Давлетъ-Кильдеева,
Е. В. Чернягина и
А. С Груздева.

Поискала в интернете  информацию о всех курсистках и их родителях, чьи фотографии помещены на второй страничке альбома.
Во-первых на этой странице помещена фотография Мариамны Алониевны Мейстрик – моей бабуси.
Во-вторых меня заинтересовала курсистка по фамилии ДЕВЛЕТ-КИЛЬДЕЕВА.
К сожалению – трудно найти информацию о родителях  курсистки
О.И. ДЕВЛЕТ – КИЛЬДЕЕВОЙ.
Нам остаётся только познакомиться с княжеским родом ДЕВЛЕТ – КИЛЬДЕЕВЫХ, к которому, как мы полагаем, она имеет непосредственное отношение...
История рода ДАВЛЕТ- КИЛЬДЕЕВЫХ оправдала все мои труды по поискам… Было интересно читать.

СТРАНИЦА 3-я
На третьей странице выпускного альбома Женских  Педагогических  курсов (С- Петербург   Выпуск  1901 года) размещены фотографии…
Верхний ряд- слева от преподавателя – фотография кусистки  Евсевой, справа  – Е. П. Яппу.      Какая странная фамилия.
В нижнем ряду фотографии:
В. И. Рогуля
М. А. Лагеницкая и
Е. Н. Кедринская.

Ну что ж! Надо запастись терпением и настроить себя на поиски предков некоторых из названных курсисток с перечисленными фамилиями.
Если сразу не открываются исторически известные факты из историй предков и родителей названных девушек, скорее всего они из семей менее крутых сословий, чем те, что мы рассматривали раньше (Шаховские и др.)…
А пока за неимением более подробных сведений, чем – значение фамилий, придётся перейти к следующей странице АЛЬБОМА.


СТРАНИЦА 4-я
На 4-й странице  выпускного  Альбома  Женских  Педагогических курсов  в Санкт-Петербурге – (Выпуск 1901 года)  размещены фотографии:
В самом верху – курсистка   Е. Е. КАМБИАДЖИО.
Вот это да. Фамилия похожа на итальянскую. Потом проверим...
Средний ряд – два преподавателя.
Какой импозантный и представительный-слева!
И – в нижнем ряду:
Е. И. ВОРОТЫНСКАЯ
М. В. ЛАЛИНА  и
ПОПОВА.

Интересно – почему некоторые фамилии написаны – без инициалов?
Попова – очень простая и популярная фамилия. Попробуй найти родственников без инициалов. Точно не найдёшь без дополнительных примет...

Начнём с Е. Е. Камбиаджио.
Наверное,  историческое значение фамилий иногда интересно посмотреть.
Но к сожалению, они не расширяют информации  характеристик курсисток, учившихся на женских Педагогических курсах в Сан-Петербурге – Выпуск 1901 года.

СТРАНИЦА 5-я
На 5-й странице выпускного альбома Женских  Педагогических  курсов -в Санкт-Петербурге (Выпуск 1901 года) размещены фотографии:
В верхнем ряду – слева от преподавателя на  фотографии  курсистка
- Е. А. Пятницкая,
Справа  от преподавателя – В. В. Смирнова.
В нижнем ряду – слева направо:
- М. А. Алекспндрова
- В. А. Стыриковичъ и
- Наранович.

Результаты поисков родственников указанных курсисток успехами не увенчались…

СТРАНИЦА 6
На этой странице нет фотографий преподавателей.
Зато – сразу 6 фото курсисток.
Верхний ряд – слева направо:
О. Ф. Милкова
Жданова
Е.Ф. Мазина.
В нижнем ряду – слева направо:
О.Д. Щеглова
Е. И. Забелина  и
Веножинская.

И на этот раз ничего интересного о родителях перечисленных курсисток я не отыскала.


СТРАНИЦА 7-я
На 7-ой странице выпускного альбома женских Педагогических курсов в Санкт-Петербурге (выпуск 1901 года) приведены фотографии:
Верхний ряд –
Слева от преподавателя – ШПИРЪ,
Справа – В. Ф. ТРАХТЕНБЕРГЪ.
Нижний ряд – слева направо:
БУХВАЛОВА
М. Н. КОНОНОВА и
З. Е. ПРОТОПОПОВА.

Родителей перечисленных курсисток я не нашла. Но меня каждый раз поражает – сколько встречаю в процессе поисков  однофамильцев разыскиваемых родственников курсисток, и все они с интересными биографиями и судьбами.

СТРАНИЦА 8-я
На 8-й  странице  выпускного альбома женских Педагогических курсов в Санкт-
Петербурге (выпуск 1901 года) помещены следующие фотографии…
Вверху, слева от преподавателя – ГУЛЯЕВА,
Справа – А. Н. РАЕВСКАЯ.
В нижнем ряду –
З. М. ВОРОНКОВА
З. В. БАРАНОВА и
М. Я. ОБОЛЕНСКАЯ.

Долго я ждала эту страничку, на которой помещены фотографии курсисток –
РАЕВСКОЙ и ОБОЛЕНСКОЙ.

Интересно – являются ли они потомственными наследницами этих фамилий.

Но, сначала всё-таки просмотрим информацию остальных трёх курсисток:
ГУЛЯЕВОЙ, ВОРОНКОВОЙ и БАРАНОВОЙ.
У меня такое предчувствие, что все три фамилии – очень популярные. И нам с их историями ничего не светит.
И всё-таки – проверим…

Гуляевых очень много.
И ещё раз убеждаемся насколько многолики и разнообразны судьбы людей, в том числе и – Гуляевых…

Люди с фамилией Воронков. Поиск однофамильцев. ... По запросу в базе найдено 277 человек, с фамилией Воронков...

Почему-то мне кажется, что с фамилией Баранов нас ожидает та же ситуация.
Была права. В генеалогической базе среди БАРАНОВЫХ – заблудилась...

А теперь я буду удовлетворять своё любопытство...

КУРСИСТКА – А. Н. РАЕВСКАЯ…

С моей бабусей – Мариамной Алониевной Мейстрик на педагогических курсах в Санкт-Петербурге училась курсистка А. Н. РАЕВСКАЯ.

Усадьбу Раевских в Санкт-Петербурге мы отыскали.
Задача найти родителей А. Н. Раевской оказалась труднее.

Инициалы этой курсистки предполагают, что отчество её по отцу  - Николаевна.
Имя? Возможно – Александра или – Анна?

Следовательно, мы должны найти семью Николая Раевского, проживавшего в Санкт-Петербурге и имевшего среди детей – дочь, имя которой начинается с буквы – А…

Дочь – А… окончила женские педагогические курсы в 1901 году.
В этом году моей бабусе исполнилось 19 лет. Мы можем предположить, что курсистке А. Н. также было где-то в районе около 20 лет… Значит, родилась она ~ в 1880 году. Таким образом, родителям её - в год рождения дочери могло быть от 20 до 40 лет.
В итоге мы прикинули, что нам нужно найти отца этой девушки, родившегося в районе 1840 – 1860 гг. в Санкт-Петербурге.
Это исходные данные для нашей задачи…
Оказалось, что в России были у Раевских и однофамильцы. Но основное семейное древо Санкт-Петербургских Раевских – относится именно к тем Раевским, которые прославили свою фамилию, участвуя во многих исторических событиях. И среди них имя Николай было очень популярным.
Мне пришлось проштудировать биографии многих Николаев и Николаевичей Раевских, но родившихся в середине 1880-х годов отыскать не удалось.

В конце концов, я всё-таки определила предполагаемого отца
А. Раевской. Но подробностей о нём и его семье уточнить не удалось.
В любом случае у нашей курсистки были точно родители по фамилии – РАЕВСКИЕ…
Не мы, так кто-нибудь другой найдёт ответ на эту «загадку»…

СТРАНИЦА 9-я
На страничке 9-ой размещены:
В верхнем ряду слева от преподавателя – Петрова Е. Вл.
Справа – Сергеева.
В нижнем ряду – А. Н. Балясникова, Н. В. Рылеева и М. Н. Любасова.

Попробуем поискать сведения о родителях этих курсисток.
Сразу можно предположить, что  фамилии –  ПЕТРОВА  и  СЕРГЕЕВА – популярны. И поиск семей этой курсистки результатов не даст.

А. Н. БАЛЯСНИКОВА…
Происхождение фамилии Балясников
Фамилия Балясников восходит к прозвищу Балясник, в основе которого, согласно одной из версий, лежит глагол «балясить», т.е. «шутить, балагурить».
Кроме того, «балясником» называли токаря, который занимался изготовлением балясин (столбиков под перила, оградку).
Женская форма фамилии - Балясникова.
arc.FamilySpace.ru

Интересующих нас данных по фамилии - БАЛЯСНИКОВЫ не нашлось.

М. Н. ЛЮБАСОВА
На сайте    info@poxoronka.ru – ЛЕНИНГРАДСКИЙ АЛЬБОМ

В списке захороненных на Пискарёвскомкладбище в городе Ленинграде значится фамилия Любасовой Марии Степановны 1878 года рождения.
Захоронена   VI. 1942 года. Домашний адрес  – 3-яя линия, д.54, кв. 7.
Скорее всего – однофамильцы…

Н. В. РЫЛЕЕВА
Историческая фамилия.
Могла ли быть курсистка Н. В. Рылеева внучкой известного декабриста – Кондратия Фёдоровича Рылеева?
Рылеев Кондратий Федорович родился 18.09.1795 в селе Батово Софийского уезда Петербургской губернии. Казнен 13.07.1826 в городе Санкт-Петербург. Русский поэт. Дворянин. Декабрист.
В принципе курсистка  Н. В. Рылеева вполне может быть потомком рода декабриста Рылеева. Только этого нам узнать – не суждено.
Почему? Потому что у Константина Фёдоровича  потомков оказалось много. Живут они и сейчас  - и в России и за границей.
К. Ф. Рылеев казнён 13 (25) июля 1826 года в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания вместе с П. И. Пестелем, С. И. Муравьёвым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым, П. Г. Каховским. Его последними словами на эшафоте, обращёнными к священнику, были: «Батюшка, помолитесь за наши грешные души, не забудьте моей жены и благословите дочь».
Ещё во время следствия Николай I прислал жене Рылеева 2 тысячи рублей, а затем императрица прислала на именины дочери ещё тысячу. Царь продолжил свою заботу о семье Рылеева и после казни, и жена его получала пенсию до вторичного замужества, а дочь — до совершеннолетия.
Итак, мы знаем, что у декабриста Рылеева была дочь…
Дочь Рылеева – Анастасия Кондратьевна в 1842 году, когда ей исполнилось 19 лет, вышла замуж за поручика-кирасира и тульского помещика – Ивана Александровича Пущина. Через 13 лет после свадьбы, когда Пущин вышел в отставку, его семейство поселилось под Тулой, в родовом имении Кошелевке.
У них было  9 детей - 9 внуков К. Ф. Рылеева.
А далее, не знаем точно, но наверняка - много правнуков было у декабриста Рылеева. И среди них, возможно и была наша курсистка – Н. В. Рылеева.
По заведённым мной же обычаям, встретив в альбоме фотографию курсистки с известной всем исторической фамилией, я здесь обычно публиковала биографию её известных предков.
На этот раз – не буду скачивать сюда то, что каждый читатель при желании может сам.

Но меня «зацепила»  история мистическая – вещее письмо матери Кандратия Рылеева.
Именно эту историю предоставляю вашему вниманию…

ВЕЩИЙ СОН МАТЕРИ ДЕКАБРИСТА РЫЛЕЕВА.

В январском издании «Исторического Вестника» за 1895 г. была опубликована статья под заглавием: «Сон Рылеевой».
Автор публикации г-жа Софья Николаевна Савина пересказывает повествование матери декабриста Кондратия Рылеева о том, как она заранее предвидела печальную судьбу своего сына.

Повествование матери: Данное повествование было рассказано в тесном кругу друзей, свидетелем которого стала Софья Николаевна Савина, в последствии и опубликовавшая его в журнале «Исторический Вестникъ» [1894 г. I. стр. 210-214] с разрешения матери Кондратия Рылеева.

«Клянусь вамъ,  что это не бредъ моего воображения, а истина, истина…», — докончила она после минутнаго молчания. На лицахъ слушающихъ видно крайнее изумление. Все они знаютъ Рылееву, какъ самую правдивую женщину. Да и не может   мать сказать какое-либо лживое слово.

Софья Николаевна Савина, болee другихъ принимавшая къ сердцу историю всехъ декабристовъ, говорит, обращаясь къ Рылеевой, увидевшей вещий, знаменательный сон - «Позвольте мне записать замечательный сон ваш. Пусть разсказъ этотъ сохранится въ семье нашей, какъ память о васъ и о немъ...».

Рылеева молча, целует ее, и, несколько успокоясь отъ своего волнения, подходитъ къ окну, смотря на темносинее, усеянное звездами, ночное небо, и ей невольно думается, сколько въ безчисленныхъ Mиpaxъ этихъ кроется чудеснаго и таинственнаго...

Записанный Савиной, со словъ Рылеевой, разсказъ о ея сыне сообщенъ редакции «Историческаго Вестника».

«Коне [маленькому Кондратию] было всего три года, когда он, дорогой, любимый мой мальчик опасно, безнадежно занемог. Вероятно, то был круп или дифтерит, – доктора не объяснили мне; они, созванные на консилиум, только качали головой, сознавая всю невозможность выздоровления ребенка.

«Он не проживет и до утра», – сказали они няне, плакавшей о Коничке. Мне, видя мое полное отчаяние, они не решались говорить об этом, но разве я не замечала сама всей опасности положения бедняжки. Он, задыхаясь, метался по постельке, сжимая тоненькие исхудавшие бледные ручки, уже не узнавая меня, своей матери.

«Радость, счастье, сокровище мое, неужели ты уйдешь от меня?! Уйдешь!.. Нет, это невозможно, немыслимо!.. Разве могу я пережить тебя! – шептала я, обливая слезами эти дорогие мне ручки. – Разве нет спасения!.. Есть оно, есть… Спасение – одно милосердие Божие… Спаситель возвратит мне моего мальчика, возвратит, и снова он, здоровенький, весело улыбнется мне!.. А если нет?.. О, Боже, поддержи меня несчастную!..»

И в страшном отчаянии своем упала я пред Спасителем… и жарко, горячо молилась о выздоровлении моего крошки. Молилась так, как никогда потом не могла пламенно сосредоточиться на молитве. Тогда я всю душу свою вложила в слова незаученного обращения к Господу.
Не знаю, сколько времени длился молитвенный плач мой…. Помню только, что всем существом моим овладела какая-то непонятная, светлая радость, какое-то тихое чувство покоя… Меня точно что-то убаюкивало, навевая сон. Веки мои отяжелели.
Я едва поднялась с колен и, сев у кровати больного, облокотившись на нее, тотчас же забылась легким сном.

До сих пор не могу отдать себе отчета, был ли то сон или я действительно услыхала…. О, как ясно услышала я чей-то незнакомый, но такой сладкозвучный голос, говорящий мне: «Опомнись, не моли Господа о выздоровлении… Он, Всеведущий, знает, зачем нужна теперь смерть ребенка… Из благости, из милосердия Своего хочет Он избавить его и тебя от будущих страданий… Что если я тебе покажу их?.. Неужели и тогда будешь ты все-таки молить о выздоровлении!..»

«Да… да… буду… буду… все… все… отдам… приму сама какие угодно страдания, лишь бы он, счастие моей жизни, остался жив!..» – говорила я, с мольбой обращаясь в ту сторону, откуда слышался голос, тщетно стараясь разглядеть, кому он может принадлежать.

–Ну, тогда следуй за мной…. И я, повинуясь чудному голосу, шла, сама не зная куда. Пред собой видела я только длинный ряд комнат.

Первая из них по всей обстановке своей была та же самая, где теперь лежал мой умирающий ребенок.
Но он уже не умирал…. Неслышно было более свиста или как бы предсмертного хрипа, выходившего из горлышка. Нет, он тихо, сладко спал, с легким румянцем на щеках, улыбаясь во сне…. Крошка мой был совсем здоров!

Я хотела подойти к кроватке его, но голос звал уж меня в другую комнату. Там – он был уже крепким, сильным, резвым мальчиком; он начинал уже учиться, кругом на столе лежали книжки, тетради.

Далее, постепенно, видела я его юношей, затем взрослым… и на службе….

Но вот уж предпоследняя комната. В ней сидело много совсем мне незнакомых лиц. Они оживленно совещались, спорили, шумели. Сын мой с видимым возбуждением говорил им о чем-то.

Но тут я снова услышала голос, и в звуках его были, как бы более грозные, резкие ноты:

- Смотри, одумайся, безумная!.. Когда ты увидишь то, что скрывается за этим занавесом, отделяющим последнюю комнату от других, ты уже не сможешь ничего изменить!.. Лучше покорись, не проси жизни своему ребенку, подобно ангелу, не знающему житейского зла….

Но я с криком: «Нет, нет, хочу, чтоб жил он!» – задыхаясь, спешила к занавесу.

Тогда занавес медленно приподнялся – и я увидела виселицу с окровавленным телом моего сына!... Я громко вскрикнула и очнулась.

Первым движением моим было наклониться к ребенку,… но к моему глубокому удивлению… он спокойно, сладко спал, ровное, тихое дыхание сменило болезненный свист в горле; его щечки порозовели, и вскоре, просыпаясь, он протянул ко мне ручки, зовя маму.

Я стояла как очарованная и ничего не могла понять и сообразить… Что это такое?.. Все тот же ли сон или это - радостная действительность, подобная той, которую я видела во сне там, в первой комнате!... Все еще не доверяя глазам своим, я кликнула няню и вместе с нею убедилась в чуде исцеления приговоренного к смерти младенца.

На радостях няня передала мне письменное заключение докторов о невозможности его выздоровления. И надо было видеть изумление одного из этих эскулапов, приехавшего на другой день осведомиться о часе кончины мальчика, когда няня вместо трупа показала ему спокойно сидящего на постельке Коню, здорового и веселого.

- Да ведь это ж чудо, чудо!.. – твердил он.

Время шло, а сон мой исполнялся с буквальною точностью во всех, даже самых мелких подробностях… и юность его и, наконец, те тайные сборища.

Более не могу продолжать!.. Вы понимаете… эта смерть… виселица… О, Боже!..»

Источник – сайт  ok.ru

СТРАНИЦА 10
На 10-й странице АЛЬБОМА:
В верхней части размещены фотографии курсисток:
Слева от преподавателя – Н. Г. СЯРЕНКО
Справа от преподавателя – М. БЕЛЯВСКАЯ
В нижней части страницы:
Л. В. МАСЛЕННИКОВА,
И. Я. ГУЭ и
М. Н. БАУМАНЪ.

Как всегда – просмотрим по порядку фамилии курсисток...
Есть предположения, но 100% подтверждений – не найдено.


СТРАНИЦА 11-я
На 11-й странице выпускного альбома женских педагогических курсов помещены фотографии курсисток:
В верху  слева от преподавателя – Н. Н. ЖИВОТОВА
Справа от преподавателя – М. Н. КЕДРИНСКАЯ
В нижней части страницы:
А. В. БУТЧИК,
ПОЛИВАНОВА и
О. К. ПАВЛОВА
В отношении Н. Н. Животовой – много интересного об одном однофамильце. Но…?

Под фотографией курсистки Поливановой не стоят инициалы.
Поэтому не зная отчества её отца мы не можем определить имя её отца.
Гадать не будем…

Фамилия курсантки – О. П. ПАВЛОВОЙ  настолько популярна, что искать её
родителей среди многих ПАВЛОВЫХ тоже бесполезно…

Следующая курсистка – М. Н. КЕДРИНСКАЯ

И вот – первая открытая мной информационная статья – об Александре Николаевиче Кедринском, родившемся в 1917 году.

И сразу же вопрос – может ли быть Александр Кедринский, например –  племянником нашей курсистки?
Отец его – Александр Николаевич Кедринский.
Наша курсистка  М. тоже -  Николаевна Кедринская…

Впрочем, я начинаю фантазировать… Но теперь уже отступать некуда. И статью придётся прочитать, тем более, что она – юбилейная.

Буквально с первых же строк мы находим подтверждение тому, что сестру Александра Николаевича звали – Мария Николаевна и она преподавала французский язык. А мне от моей бабуси известно, что многие курсистки впоследствии работали преподавателями иностранных языков. В частности моя бабушка  одно время  кроме русского языка и литературы преподавала ещё и немецкий язык.

Будем считать, что на этот раз нам повезло. Отец курсистки – М. Н. Кудринской был – Александр Николаевич КЕДРИНСКИЙ. Его судьба и исторические корни этой семьи – удивительны и интересны со всех точек зрения…

Познакомьтесь…

РЕСТАВРАТОРЫ  ПЕТЕРБУРГА:  АЛЕКСАНДР  КЕДРИНСКИЙ

Опубликовано:
04.05.2017

К 100-летию со дня рождения Мастера.
«Возрождение памятников – дело моей жизни"
                А.А.Кедринский

Александр Александрович Кедринский – известный петербургский реставратор, родился 8 мая  1917 года. В этом году – столетний юбилей со дня рождения Мастера.

Александр Кедринский родился  и воспитывался в  интеллигентной петербургской семье. Отец, Александр Николаевич Кедринский, был сыном гатчинского священника Николая Григорьевича, исповедника Александра III и великих князей. Вступив в Красную армию по агитации Троцкого, Александр Николаевич не мог скрыть своего неудовольствия происходящей заменой кадровых офицеров на малограмотных командиров. Из-за решительной критики происходящего он был расстрелян.

Мать – артистка балета Мариинского театра Александра Ивановна де Лазари – ушла из семьи после расстрела мужа.

После смерти отца в 1919 году и вторичного замужества матери Александр был усыновлен своей тетей – сестрой отца – Марией Николаевной Кедринской, которая преподавала  французский язык в Вагановском хореографическом училище.
По линии матери А. Кедринский – потомок Александра Даниловича Меншикова (его прабабушка – урожденная княжна Меншикова). Позже он попытался продлить эту родственную связь через века, участвуя в конкурсе проектов реставрации Меншиковского дворца. Но выбран был другой проект. 

Творческая семейная атмосфера, возможность проявить художественные способности привели Александра в старших классах на вечерние курсы чертежников-конструкторов, после чего в течение года он прошел всю программу архитектурного техникума и утвердился в своем желании стать архитектором.

В 1937-1941 годах Кедринский учился в Ленинградском институте инженеров коммунального строительства (ЛИИКС) на инженерно-строительном факультете, а уже в зрелом возрасте закончил ЛИСИ (1945-1982 – Ленинградский инженерно-строительный институт, сегодня – Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, СПбГАСУ).
Он освоил три специальности: художника,  конструктора и архитектора.  До войны Александр посещал частные художественные студии, которыми руководили ученики И.Е.Репина,  М.А.Врубеля и В.Серова.

Когда началась война, Александр Кедринский ушел на фронт добровольцем, воевал на Ленинградском и Волховском фронтах. Позже – стал фронтовым художником. В апреле 1945 года был направлен в Ленинград для организации выставки фронтовых художников в Академии художеств. О Победе Кедринский узнал в день своего рождения – 8 мая.

Сразу после окончания войны Александр Александрович начал работать архитектором-реставратором: сначала в Государственной инспекции  охраны памятников (современный КГИОП), затем – в объединении «Реставратор» и институте «Ленпроектреставрация».

Более чем за 50 лет работы А.Кедринский выполнил многочисленные проекты реставрации – более трехсот объектов. Это здания-памятники в послевоенном Ленинграде: соборы Петропавловский, Никольский, Сампсониевский, Троицкий; Троице-Сергиева пустынь; мосты, ворота и павильоны в Гатчине, Павловске, Петергофе – всего не перечесть. Кроме того, он преподавал в архитектурном техникуме и в ЛИСИ, вел курс «Основы научной реставрации» на архитектурном факультете Академии художеств.

Но самое главное детище реставратора А.А.Кедринского – воссоздание грандиозного дворцово-паркового ансамбля Царского Села. Одно перечисление архитекторов-строителей Царскосельского ансамбля впечатляет: И.Браунштейн, М.Земцов, А.Квасов, С.Чевакинский, Ф.Растрелли, А.Ринальди, В. и И.Нееловы, Ч.Камерон, Д.Кваренги, В.Стасов, А.Менелас, Л.Руска, И.Монигетти. Все великолепие, созданное на протяжении двухсот лет этими великими мастерами, за два года немецкой оккупации было превращено в прах. Дворец представлял собой безжизненную громаду, изувеченную снарядами и практически полую внутри.
Было принято решение начать небывалую по объему и сложности работу по возрождению всего Царскосельского комплекса, и поручили это А.А.Кедринскому и возглавляемому им творческому коллективу реставраторов.

В 1957 году он стал научным руководителем и автором проекта реставрации дворцово-паркового ансамбля Царского Села и являлся им до конца своих дней на протяжении 45 лет.

Мы уже писали в других публикациях, что именно последствия Великой Отечественной войны, разрушение памятников и дворцово-парковых ансамблей дало толчок к рождению уникальной Ленинградской школы реставраторов. А.А.Кедринский – один из основоположников этой школы. Он говорил: «Большую роль при воссоздании руинированных памятников играет систематическая разборка завалов, извлечение из них даже мельчайших обломков подлинных деталей отделки с целью возвращения на изначальные места, восполнения утрат и включения в ткань воссоздаваемого объекта».  И будет не лишним напомнить его напутствие нынешним реставраторам: «Реставратор не только обязан войти в стиль и эпоху реставрируемого произведения, но и освоить индивидуальную манеру художника прошлого, в совершенстве овладеть его техникой и технологией, в точности повторяя операции и ингредиенты материалов».

Поистине «звездным часом» А.А.Кедринского стало возрождение Янтарной комнаты Екатерининского дворца, которая восстанавливалась по его проекту и под его руководством с 1979 по 2003 год. Для реставрации это было впервые – воссоздание полностью утраченного объекта. Бесценными оказались воспоминания Александра Александровича о состоянии довоенной Янтарной комнаты, которую ему довелось не только много раз видеть в первозданном виде, но и изучать профессионально. Автор проекта воссоздания Янтарной комнаты сумел разгадать цветовую гамму уникального янтарного декора, имея в распоряжении лишь один цветной слайд, изображающий северо-восточный угол, черно-белые фотографии и несколько десятков осыпавшихся янтарных пластин.  Мастер внес неоценимый вклад в методику колорирования янтаря, в результате чего воссозданная Янтарная комната имеет многообразную цветовую палитру янтаря – от лимонного до рубинового.

Александр Александрович умер через четыре месяца после открытия Янтарной комнаты.

Возрождение Янтарной комнаты не было «штучной» работой, вырванной из контекста Царскосельского ансамбля. А.А.Кедринский был автором проекта реставрации всего Царскосельского комплекса.

В феврале 2017 года был представлен после реставрации фрагмент Лионского зала, который вёл в покои Императрицы. Этот зал – шедевр Ч.Камерона  –  был полностью уничтожен во время войны. Спасли тогда только лазуритовый гарнитур: 25 предметов интерьера из бронзы и лазурита.
Вернулась на свое место и люстра, пережившая годы блокады в подвалах Исаакиевского собора. Проект воссоздания Лионского зала разработал Александр Кедринский 35 лет назад. По мнению специалистов, отделка Лионского зала могла «поспорить» по своей красоте и уникальности с отделкой Янтарной комнаты. Еще много предстоит сделать для этого зала, чтобы он соответствовал своему первоначальному облику, запечатленному в 1878 году Луиджи Премацци. Но проект Кедринского,  как основа для воссоздания, существует.

Александра Александровича отличала эрудиция не только в вопросах архитектуры, но и во всех реставрационных сферах, будь то живопись, позолота, лепка или резьба по янтарю. В его проектах виден великолепный рисовальщик и график, который до последних дней безукоризненно воспроизводил на бумаге сложнейшие барочные композиции.

Практически все отреставрированные или воссозданные объекты-памятники Царского Села в той или иной мере хранят в себе частичку тепла Александра Александровича.
Это и эскизный проект реконструкции Соборной площади с воссозданием великолепного собора (арх. К.А.Тон,1840), уничтоженного в 1939 году.
Это проект восстановления Нижнего, или Пещерного храма Серафима Саровского, расположенного в цокольной части Феодоровского Государева собора.
Не обошел вниманием Александр Александрович  и разрушенную часовню моряков на Казанском кладбище, выполнив проект ее восстановления.
По проекту А.А.Кедринского восстанавливается мемориал, который будет сродни кладбищу Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем: Братское кладбище героев Первой мировой войны, памятники которой практически все утрачены. Этот проект стал одним из последних в жизни архитектора-реставратора.

Бесценным наследием для специалистов стали книги, автором и соавтором которых был Александр Александрович. Особое место среди них занимает труд «Основы реставрации памятников архитектуры». Это своего рода учебник, в котором представлен обширный материал по восстановлению художественной отделки фасадов зданий и их интерьеров, освещены вопросы реставрации и восстановления памятников ландшафтной архитектуры и монументального искусства.

В Церковном флигеле Екатерининского дворца создан мемориальный рабочий кабинет архитектора-реставратора. Создан он в его же рабочем кабинете. Там проводят (по записи) экскурсии, рассказывают о жизни и творчестве Александра Александровича. В витринах выставлены написанные им книги (в т.ч. переведенные на иностранные языки), личные вещи, множество наград и дипломов. В витрине лежит и его Трудовая книжка, которая заканчивается записью о его смерти в 2003 году.

Постепенно возвращаются к жизни воссозданные по проектам А.А.Кедринского павильоны «Эрмитаж», «Грот», восстановлены Антикамеры – парадные залы, примыкающие к Большому залу дворца.

Реставратора  уже нет с нами, а работы по его проектам продолжаются, их хватит не на одно десятилетие.

Творчество архитектора-реставратора Кедринского отмечено многими наградами и премиями. Но, как вспоминают люди, которых с Александром Александровичем свела судьба, он был прост и доброжелателен в общении, обладал незаурядным чувством юмора, не любил давать интервью.

В 1994 году в Царском Селе появился его первый почетный гражданин – архитектор-реставратор  А.А.Кедринский, который на церемонии вручения Диплома о присвоении этого звания сказал: «С Царским Селом меня связывают воспоминания детства и юности. С тех пор я полюбил этот город. Я свыше сорока лет отдал Царскому Селу, врос в него и считаю себя его частью».

Он так и остался в своем любимом Царском Селе. После смерти, последовавшей 22 сентября 2003 года, Александр Александрович Кедринский был похоронен на царскосельском Казанском кладбище.

Искусствовед НРФ «МИР» Р.А. Миропольская
info@nrfmir.ru

Как приятно было, прочитав эту увлекательную статью, осознать, что этого талантливого умницу – художника и реставратора А. А. Кедринского  практически усыновила и воспитала одна из подруг  - сокурсниц моей бабуси –
курсистка Мария Кедринская.

У нас на этой страничке альбома есть ещё три фамилии курсисток:

А. В. БУТЧИК,
ПОЛИВАНОВА и
О. К. ПАВЛОВА

Однофамильцев с фамилией Бутчик в Питере – не нашла.
Под фотографией курсистки Поливановой не стоят инициалы.
Поэтому не зная отчества её отца мы не можем определить имя её отца.
Гадать не будем…
Фамилия курсантки – О. П. ПАВЛОВОЙ  настолько популярна, что искать её родителей среди многих ПАВЛОВЫХ тоже бесполезно…

СТРАНИЦА 12-я
На 12-й странице выпускного альбома женских педагогических курсов помещены фотографии курсисток:
В верхнем ряду:
Слева от преподавателя – Е. И. ЛЕБЕДЕВА
Справа от преподавателя – Р. И. РЕНТЕЛЪ
В нижнем ряду:
М. Л. ГРИГОРЬЕВА
САПЕГИНА и
З. П. ЭДУАРДОВА

Начнем поиски родных с Е. И. ЛЕБЕДЕВОЙ

ЛЕБЕДЕВЫ – фамилия оказалась настолько  популярной, что у меня не хватило терпения – не прочитать, а просмотреть списки людей с фамилией ЛЕБЕДЕВЫ.
Причём, что – не человек, то – или учёный или литератор или…
Набрала в поиске… И получила ответ :
По вашему запросу "Лебедев" в нашей базе найдено 2984 человек, с этой фамилией. Для просмотра, всей информации, которая имеется в нашей базе данных , перейдите на страницу конкретного человека.
facebot.ru

Вот такие дела. Так что переходим сразу же к следующей фамилии…

Р. И. РЕНТЕЛЪ
С трудом получила сведение о том, что в России зафиксирована фамилия РЕНТЕЛЪ дважды. Но  - где?
Найти не удалось…

М. Л. ГРИГОРЬЕВА.
Та же ситуация, что и с ЛЕБЕДЕВОЙ…

САПЕГИНА
То же самое, что с фамилией  РЕНТЕЛЪ
В Питере – не нашла. Мелькнула фамилия где-то в Тамбове…

З. П. ЭДУАРДОВА
И с этой фамилией – неудача.
Правда нашла открытку с фотографией танцующей женщины и надпись:
Открытка. Балерина Евгения Платоновна Эдуардова (время съемки: [1901-1909], место съемки: Российская империя, г. Санкт-Петербург (?))
Уточнила…
Родилась в 1882 году в Санкт-Петербурге, в Российской империи.
В 1901 году окончила балетное отделение Петербургского театрального училища и была принята в балетную труппу Мариинского театра.
Любопытно, но к нашей курсистке не имеет никакого отношения.

СТРАНИЦА 13-я
На 13-й предпоследней страничке выпускного  АЛЬБОМА женских педагогических курсов помещено только 4  фотографии курсисток:
В верхнем ряду:
Слева от преподавателя – О. Ф. ГОЛЬБЕКЪ,
Справа от преподавателя – МАРТОВА
В нижнем ряду:
ВЕРНЕРЪ и
С. И. ГРЮНБЕРГЪ

Такого ещё у меня в поисках не было. Набрала фамилию – ГОЛЬБЕКЪ
в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. Так она мне сразу открылась на сайте  forum.vgd.ru –
Волковское лютеранское кладбище
Волковское лютеранское кладбище: Санкт-Петербург, наб. реки Волковки, д. 1

Раздел 'Некрополи'. ... Краткая справка: Волковское лютеранское кладбище было основано в 1773 году Di St. Petri-und-Pauli Gtmeinde. St.Peterburg 1910 , стр323. ... Томашевская Эмилия(1838-1900). Фесслер Игнатий-Аврелий, в некоторых источниках Игнац- Аврелий Жизненный путь некогда хорошо известного в России и Европе немецкого мыслителя и писателя, доктора теологии Игнатия Аврелия (в монашестве – Иннокентий) Фесслера тесно связан с историей Саратовского Поволжья. ... С фон дер Остен Дризен, фон Дризен, фон Гохштетер, фон Криденер, фон Колен фон дер Остен Секен, Эмер, Гольбек, фон Гесслер (Волково лютеранское кладбище).

Я была не раз в Ленинграде в 1960-х годах. Были с Виктором и на старых кладбищах. Но на Волковском мы не были.

Фотографии памятника ГОЛЬБЕК на сайте Волковского лютеранского кладбища не приведено. Но я посмотрела много снимков других памятников и самого кладбища. От них веет запустением, стариной и одиночеством.
В конце сайта есть стихотворение, передающее это настроение…

Упразднённое кладбище.

Стареет все, и все уносит время,
Но зрелища грустнее нет, когда
В заботах дня мятущееся племя
Приют отцов сметает без следа.

Печальный вид! Железная ограда
Разрушена кощунственной рукой;
Немых могил задумчивое стадо
Осквернено последнею хулой.

Изломаны кресты и мавзолеи -
Смирения и вечности символ,
Лишь завернет в заглохшие аллеи
Щипать траву меланхоличный вол.

Унылый вид! Не требуя земного,
Земля не верит памяти живых
И письмена тщеславия людского
Сдувает пылью с камней гробовых.

И жадный вор вечернею порою
Чугунный крест с расшатанной плиты
Спешит унесть, - святынею чужою
Не дорожат преступные мечты...

И лишь дерев зеленые побеги
Из года в год все чаще, все пышней,
Чтоб мертвецов загробные ночлеги
Благословлять дыханием ветвей;

Чтоб говорить мечтательно случайно
Забредшему под шаткую их сень,
Что жизнь - вечна, что кто-то бросил тайно
В могильный мрак забрезжившийся день.

1888 год. Константин Фофанов (Автор)

Если есть – могила ГОЛЬБЕКА, значит остались потомки. Будем искать…
На сайте 7lafa.com  упоминается о происхождении фамилии ГОЛЬБЕК.
Фамилия Гольбек появилась из Выборг (Ленинградская область). В летописях города Волынь - лудильщик Гостомысл Гольбек (1720). Латиницей - Gol'biek или прозвание Гольбек, а нация Башкирец в 69% случаях..
На сайте rositsa.livejournal.com есть упоминание об Отто Марковиче Гольбек.

А. В. Окороков о русских добровольцах на АБВ. Приложение

1.Краткие биографические данные о русских добровольцах в англо-бурской войне
В этом списке Гольбека нет.
2.Списочный состав санитарного отряда Российского Общества Красного Креста
В составе этого списка значится:

Гольбек Оттон Маркович – родился в 1871. Старший ассистент хирургического отделения Рижской городской больницы, лекарь.
В Трансваале – врач-ординатор. Был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени.
Значит всё-таки был такой ГОЛЬБЕК  ОТТОН  МАРКОВИЧ…

[Источники: Англо-бурская война 1899–1902 гг. По архивным материалам и воспоминаниям очевидцев. Авт.-сост. Н.Г. Воропаева, Р.Р. Вяткина, Г.В. Шубин. М., 2001. С. 64-66; Шубин Г.В. Российские добровольцы в англо-бурской войне 1899-1902. М., 2000. С. 140-195.]

Поскольку никакой другой информации о людях с фамилией – ГОЛЬБЕК не нашлось, я считаю, что курсистка О. Ф. ГОЛЬБЕК может являеться членом семьи Оттона Марковича Гольбек из Санкт-Петербурга, допустим -  в качестве внучки.
Значит можно переходить к следующей фамилии – МАРТОВА…

Переходим к фамилии – МАРТОВА.
Фамилия – вертится на слуху в связи с революционными событиями  в России.
Но…!
Мы знаем Мартова Юлия Осиповича. Но это не настоящая его фамилия. Его родная фамилия – Цедербаум.

Если перечислять всех родственников семьи с фамилией МАРТОВ (Цедербаум), мы сразу же запутаемся. Родных у Юлия Осиповича много. Некоторые его братья родственники - числились Мартовыми. Женщины этой семьи выйдя замуж брали фамилии мужей.
Большинство близких родственников Юлия Осиповича в разное время были арестованы, сосланы или даже – расстреляны.
Поскольку  фотография в альбоме курсистки Мартовой помещена без инициалов, нам не удастся определить – какого Мартова она является дочерью.
Так что мы переходим к следующей фамилии…

ВЕРНЕРЪ
И эта фамилия  напечатана без инициалов. Родителей найти будет трудно. Тем более, что людей с фамилией ВЕРНЕР оказалось много.

Последняя фамилия на этой 13-й страничке –
С. И. ГРИНБЕРГ.
Людей с фамилией Гринберг оказалось тоже много и по всей России и в Санкт-Петербурге в частности. Люди с этой фамилией – разного сословия и разных специальностей.
Принимаю волевое решение – перебирать эти фамилии не будем, так как определить  - к какой именно семье имеет отношение курсистка С. И. ГРИНБЕРГ будет трудно.

СТРАНИЦА 14-я
Это последняя страница АЛЬБОМА. Причём она наклеена на заднюю обложку с внутренней стороны. Видимо, открывая и закрывая альбом, тот, кто брал его, пальцы запускал за край обложки, поэтому эта страница выглядит немного потрёпаннее других.

На 14-й последней страничке выпускного  АЛЬБОМА женских педагогических курсов помещено только 4  фотографии курсисток:
В верхнем ряду:
Слева от преподавателя – БОГДАНОВА,
Справа от преподавателя - М. Н. СОКОЛОВСКАЯ
В нижней части фотографии:
М. Л. ЛИШКИНА и
Н. С. ХОРОШКЕВИЧ
Интересно – ошибусь я или нет, сказав, что поскольку все 4 фамилии встречаются часто,  мы  не найдём отцов или других родственников именно этих наших курсисток?

Проверим…

Начинаем "плавать" в информационных просторах интернета...

Я была права…

Ну вот и окончился раздел моих публикаций, связанный с периодом учёбы моей любимой бабушки – Мариамны Алониевны Мейстрик в Санкт-Петербурге на женских педагогических курсах.

Училась она на этих курсах ещё до революции, окончив их в 1901 году.

Курсы считались элитными, платными. Обучались на этих курсах девицы из выдающихся семей столичной интеллигенции с известными нам сейчас историческими фамилиями.
Учились там и курсистки, приехавшие из других городов России.

Мне ещё при жизни своей бабуся рассказывала о многих из них.
В течении нескольких лет обучения и совместного проживания курсистки сдружились и представляли собой – большую единую семью.

Этот выпускной альбом хранился у моей сестры – Милочки. И только после её смерти (в декабре 2015 года) - попал в мои руки. Всё рассказанное ранее бабусей к этому времени давно мною забылось.

Привезла я альбом к себе на дачу Стэллы, куда мы с Виктором перебрались ещё в 2002 году. И вот порой, в свободные минуты, я садилась, раскрывала этот альбом и подолгу рассматривала фотографии, помещённые на его страницах.

Под снимками преподавателей подписей нет, но карандашом в некоторых местах проставлены фамилии. Их сейчас с трудом можно разобрать.

Под каждой фотографией  курсисток напечатаны фамилии и почти все с инициалами.

Я всматривалась в лица этих девушек, которые в молодости моей бабушки были её подругами. Со многими она, вернувшись домой в Астрахань – переписывалась. Позже, в основном после революции связи оборвались…

Я смотрела на фотографии и возвращалась в тот далёкий век, в те года, когда все они были живы, молоды и счастливы.

Этот старый альбом погружал меня в ауру мистического воображения и рождал в моём сознании образы прошлого – не моего, а той, которая воспитала меня и безмерно любила.

Мне остро захотелось воскресить этот незнакомый мне и тем более – мим внукам и правнукам мир.

Именно поэтому, публикуя каждую страничку альбома, я старалась по буквам инициалов курсисток отыскать их отцов, и историю их семей.

Не знаю – насколько мне это удалось, но лично я в этой работе находила порой неутолимый интерес - к открывающимся передо мной, до селе неизвестным подробностям событий жизней этих чудесных людей и их семей.

Этот  рассказ (здесь – в сокращённом виде) о выпускном АЛЬБОМЕ   моей бабуси – МАРИАМНЫ  АЛОНИЕВНЫ  МЕЙСТРИК я посвятила  ей в память о её молодости.

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии