Запределье или 13-й час Ренаты Литвиновой

     « Запределье» или 13-й час Ренаты Литвиновой.
               

     Ничего лишнего. Всё, как  есть.Судите сами! Рената поблекшая, опухшая, осипшая, но всё ещё желающая быть прекрасной. Изумруды на руках, шее и  ушах Ренаты и Фанни. Шубы,  перья, диадемы, пелерины,  северные олени,  волки,  крысы,  вороны,  черные пудели и прочие атрибуты дьявольщины и чертовщины.  Острые и таинственные предметы на каждом углу – старинные вилки, ножи, серебряный «напалечник», кольцо- держатель сигареты, баллоны с увеселительным газом, капельницы со спиртным - впрочем, перечислить и понять, что здесь к чему как затруднительно, так и увлекательно.  Камердинеры выглядят, как гробовщики на кладбище. Слуги с именами Прохор, Еремей, Василий, Марфа, как имена не уцелевших подмосковных деревень Марфино, Аксиньино, Борисово, превратившихся в жилые кварталы с по-лакейски заимствованными пышными названиями вроде "Бристоль", "Манхеттен", "Валь дЭмероль", "Раяйоки"- так и их хозяева носят имена Маргарита, Алиса, Бенедикт, Хьюго, Фанни, Фаина ,которые ,как истинные "из грязи в князи", высокомерно изрекают: "Слуги! Появитесь!". Дамы, похоже, сгнили, как купюры в сундуках, пахнут нафталином. Дом, комнаты, коридоры – лавки древности, набитые хламом. Наряды из комиссионки, меха побитые молью, зеркала в патине, пыль и паутина,тлен,отрепья,дизайнерские рубища,заваль! Время здесь тянется долго и тоскливо. Понять, кто есть кто невозможно, да и не нужно!Что и почему, мотивы и причинные связи здесь бесполезно искать, как во сне.К тому же," Кругом одни идиоты и идиотки!", как вырывается у Маргариты - Ренаты, которая тщательно пытается скрывать невольно прорывающиеся нотки стервозности.Голоса не соответствуют причудливым интерьерам, которым скорее пришлись бы по нраву придыхания былой Ренаты, чем грубые, резкие, уличные голоса семейки,врывающиеся и взрывающие интерьеры, навеянные снами и видениями. И текст! Если бы весь фильм просто пела Хибла Герзмава – Ха-ха-ха-ха! Ха! А-а-а-а-а! Ха! И события разворачивались исключительно на этом звуковом фоне, даже если к этому добавить «Злой человек! Злой!» и «Если ты будешь со мной жить, я попробую бросить пить!» Земфиры, то это придало бы больше «шарму», «флеру» и даже,  может быть, Бог мой, «смыслу», многозначительности завораживающему картинному  ряду.  Посему отделим мух от котлет, то бишь картинный ряд от текста, который сам по себе отдельная песня, чисто женская песня! Переставлять можно в любом порядке, от этого ничего не изменится! Если это кто-то сможет выдержать!
- Что это такое?!
- Это было волшебное время!
- Она всегда приносила с собой то, что плохо лежало!
- Василий! Поправь вензели! Готовь шампанское! Марфа! На кухню!-повелевает величественная Вечная Алиса в потраченной молью горжетке.
- Господи! Как он тут лежит поперек всего! Какое-то безобразие!
- Где твоя мать?! Вообще!
- Это кто?! Мужчина или женщина?!
- Иди отсюда!
- Ой, Господи!
- Вы что?! С ума сошли?! Дармоеды! Растратчики! Расточители!
- Ой! Не могу!
- Как  шатает люстру!
- Наш тост фамильный! Северный!- пытается хоть как-то держать строй Вечная Пилецкая.
- И с такой жалостью стал на меня смотреть! И с такой жалостью стал на меня смотреть! И с такой жалостью стал на меня смотреть! - робко повторяет эту фразу, выражающую всю суть её появления в "Запределье", невесть как сюда залетевшая Ульяна Добровская, сутулясь и стесняясь в своем "суперэкспириенсе", чтобы затем,исполнив дочерний долг, продолжать ходить себе и ходить по подиуму.
- И мы так целовались, пока не рассеялся туман….
- Туда! Туда!
- Он такой богатый!
- И как вы, вообще, могли?!  Нет! Нет! Не могу! Я жду другого! Нет!!!!
- И наши семейные часы били 13-ть раз!
- 13-ть! Шампанское! Лекарство!
- Господи! А ты откуда здесь?! Наверное, от Лотты вылезло!
- Лотточка, что у тебя здесь навалено?!
- Где мой сейф?! Ты разрыла его?!
- Гниёт сквозь сейф! Прямо сквозь металл!
- Первой сгнила скамейка! В саду!
- Там теперь лужа черной жижи!  - Это следовало бы показать – как она гниёт и распадается и потом стекает черной жижей, чем рассказывать.
- Неужели, крыса!? Всё-таки крыса! Крысы не бывают породистыми!
- Эх, Лотта! Я тебе всё потом скажу!
- Ах! Меня валит с ног! Только ради вас! Распевалась в поле!- Оказывается Хибла Герзмава умеет говорить голосом купчихи из "Женитьбы Бальзаминова"!
- Идите за кибиткой!
- По рюмочке отвару?!
- Дайте мне отвару! Ещё дайте отвару-у-у! - Тут Хибла, хвала Богу, поёт и распевается! - Ми- а-а-а-а!
- Кибитку тащите сюда! Мишенька, тащите кибитку!
- Везём аккуратно Диву!
- Нельзя трогать Диву! Кузен, держите себя в руках!
- Ха-ха-ха-ха-ха-ха! Ха-ха-ха! А-а-а-а-а! Ха! -  Распевает Дива на фоне потрясающего вида из окна под падающий пушистый снег! И вот тут-то и хочется, чтобы Хибла Герзмава пела до конца фильма! Чтобы все замолчали, как в немом кино, а снег, всё что есть здесь реального,настоящего и даже единственно чистого, всё шёл, шёл и шёл!
- Какая потрясающая!
- Шампанское! Шампанское! Лотта! Налей!  - Здесь такое неуёмное количество эпизодов для рекламы спиртного, что хоть залейся!
- Это  что ?! Кусок её платья?!
- Отбросила хвост, пока вырывалась! Это трюк такой!
- Приношу хвост! Может быть, пришиваю! Я хорошо пришиваю! Я богат! Я полковник! – говорит кузен Борис, вылитый шофер московского Яндекс такси по имени Ахроржон.
- Вы оторвали хвост платья у певицы! Как идиот! Вы! Даже! Ещё трезвый!
- Только я оценил! Ослепился! Меня втянуло! Фу! Чем это пахнет!?
- Власть постоянно менялась….
- В саду все веточки обледенели!
- Чтобы летала, летала! Туда-сюда!
- Ах, Мишенька! Принесите бургундского!
- Я его люблю ещё сильнее! Она же умерла, а я жива!
- У нас в семье все однолюбы!
- Надо вкручивать! И упереть в пол! ( Бутылку шампанского, конечно!) Ну, что такая тупизна! Надо рвать её!-Ах,куда девалось знаменитое придыхание Ренаты, и откуда эта склочность, истеричность, вдруг перетекающая в манерность?!
- А иногда просит меня сесть в профиль!
- Это не имя! Это игла!
- Что?! Бабуля?! Да, как ты смеешь?! Что вечеринки?!
- Она вступила в любовную связь с женщиной!
- Ты где так напился?!
- Сейчас такой ужасный кризис с мужчинами! Такое бывает!
- Это Сара! У меня к ней чувство!
- У меня такое было! Я только имя не помню – теннесистка, жена банкира?!-тряхнула стариной Вечная Алиса в инвалидном кресле.
- Сара?! Ведь она совсем не шик!
- Всё сбудется! Всё сбудется! Я торжественно клянусь любить вас всех до гроба и после гроба! Но с тех пор я возненавидел всё голубое! – ну, что ещё может вложить режиссер и женщина в уста актёра и мужчины?!
- У всех своя скорость старения! Мы очень пьющие!  Пусть пьющие, но очень красивые! - Опять реклама спиртного!
- Гуся ставить?!
- Как все надоели! Господи!
- Кругом одни идиоты и идиотки!
- Ну,что ж!
- Паразит!
- Отличный газ! Очень даже уносит! При определённых  дозах! - опять реклама!
- Начинаю подавать! ( Газ!)
- Деньги! Они тёплые! Они горячие изнутри!
- Деньги прогнили! У меня прогнили деньги!
- Наплевать! Там одни семёрки!  Вы из банка?! А вы уволены!
- Там номера купюр ещё проглядывают?!
- Ты ещё тут?!
- Какой ещё мужчина?!
- Хочу поехать в Индию!
- Идите там! Подметите!
- У меня никогда не было никакого оргазма!
- Ну, всё! Дальше я сама! Иди! Иди! Оттуда я вам позвоню! - говорит Маргарита- Рената, лежа в ванной в одежде и эротично возит по  её краям ножками в атласных бирюзовых туфельках,доставляя себе удовольствие, на что игрушечный зловещий месяц взирает, вожделенно скрипя зубами, а такой же кукольный Пьеро в экстазе высовывает кровавый змеиный язык.
-  В полях начались военные волнения! - политический фон.Волнений, Слава тебе Господи, не показывают.
- Это за любовь!
- Как невеликодушно!
- Он весь прогнил! ( Самолёт).
- Пусть она улетит в честь сестры!
- А Бенедикта нет! Он умер! Разбился о камень!
- Я тебя так люблю! Но дай ему развод! Дай ему развод!
- Ты воняешь! Ты воняешь! Помойте ее кто-нибудь! - кричит Фаина – Софья Эрнст голосом Заики с мелитопольским акцентом и кособочит рот так, словно только что вышла из кабинета дантиста, где ей вырвали все до одного зубы.
- Помойте пол! Ха-ха-ха!
- Как она смеет?!
- Как ужасно!
- Пора вам поменять портрет! Этот совсем замялся!
- Мне больше было не с кем! Только с камердинером и секретарём!
- Любовью заражаешься!
- Маргарита слушает! Вы не туда попали!
- Когда ты, наконец, сдохнешь?!- продолжает ныть Фаина, всё также кособоча рот в сторону.И не понятно, это артистический прием или обычная манера говорить.
- Гниют поля! Смена власти! Арестован главнокомандующий! - политический фон.
- Там за кулисами одни животные!
- Главное, вы ей там не хамите!
- Деньги возьмёт, а позвонит плохо!
- Матильда! Здешняя звезда!
- Нам нужно услышать качество и резонанс на том конце провода!
- К черту все эти ваши подробности! И не надо за мной ходить! Мне нужно уединиться!
- Не самая талантливая, но проблемная! Нежнее! Нежнее!
- Не надо сюда звонить! Не надо сюда звонить!
- И что?! Так каждый день?!
- Ночами! Да, дорогая! Ночами!
- Такие холода!
- А если нужно будет убивать?! Сами справитесь?!- презрительно бросает Матильда, она же "проблемная звезда" Ходченкова в плешивой шубке.
- Я разговариваю! Здесь!
- Это моя верёвка! Я её купила на свои деньги! Не на ваши!-всё ноет и ноет Фаина, и рот её окончательно сворачивается набок.
- Не получается! Не получается! Не получается! Что вам надо?!
- Ах!
- Это прошение о разводе! Я просила его об отсрочке!
- Пусть он мне сам скажет! В лицо! -срывается на грубость Софья Эрнст голосом Мордюковой.
- Повеситься я и тут успею!
- Мы вместе сейчас выпьем! И там поедем в ресторан! Выпей! Выпей! -  ничего лучшего с точки зрения Ренаты-Маргариты для утешения не найти!
- Давай шампанское! Давай скорее! Господи! Боже! Фух!
- На!Выпей! Давай чокнемся!
- Все спят!
- Скажи мне! Сколько?! Просто сколько!?
- Поедем сейчас! В поле!
- Ой! Порвались! Ой!
- Когда ты, наконец, умрёшь?!-не устаёт канючить Софья Эрнст, уже теряя надежду. 
- Какая ужасная женщина! - выдыхает, наконец,свое знаменитое Рената.
- «Я злой человек! Злой человек! Я твой человек!» - поет Земфира и ведёт Рената.
- Бога ради! А что с Фаиной?!
- Она висела под потолком и качалась!
- Я не виновата! - и эхом отдаётся "Не виноватая я-я-я-я" Светличной в "Бриллиантовой руке".
- На Севере война! Мы похороним её вместе!
- А-а-а! Это не правда!
- Вот и всё!
- Скажите,  выносить?! - гроб с телом Фаины, где Софья Эрнст молчаливая, без грима и рот у нее на месте, что выглядит куда приличнее в груде лилий.
- Бенедикт со слугами опять ушёл в поле!
- Ах! Мой Хьюго никогда не вернётся!
- Да! Но он хотя бы на что-то надеялся!
- Слуги! Появитесь!
- К=ха! Катитесь!
- И я никогда, никогда не дождусь! Или у нас есть этот лишний час?! 13-й?!-
где-то между фразами в этом тексте Маргарита-Рената карабкается по лестнице на крышу ГУМа, в чём ей не смогли отказать её небесные покровители, и всматривается через театральный бинокль в часы на Спасской башне Кремля, который скрывается в дебрях тайги, покрывшей Красную площадь.Где-то там в небесах,видимо,в ожидании завис Тунгусский метеорит....

   И вскорости финал! Занавес! Конец!Под «Крым» Земфиры:
«Если ты будешь со мною жить,
Я попробую бросить пить.
Однозначно брошу курить,
Потому что тебя бесит дым,
Бесит кашель мой, как у больных,
И нам пришлось бы поехать в Крым.»

И тут уж совсем под самый последний занавес, где обычно должно было бы появиться слово "Конец",зловеще выплывает во тьме «Запределье» - некий фонд по поддержке и развитию кино.

P.S. И "что станет говорить"  Кира Муратова ?! Понравится ей это посвящение или нет?!


Рецензии