Привет из прошлого - 8

              ГРАНИ:
     от подвига -
              к «изнанке души»…

       «Зенитки снова принялись кудахтать, как куры в птичнике, куда забрался хорек. Стекла за бумажными шторами мелко звенели, на столе редактора посверкивал, вздрагивая, стакан недопитого чая. Бледный человек у стола, протирая очки, пережидал грохот» ,  –   вспоминает свою  первую встречу с главным редактором газеты «Правда» в 1941 году Петром Поспеловым будущий фронтовой корреспондент этой газеты  Борис Полевой.
      - Я и вам, и всем военным корреспондентам постоянно советую: записывайте подробнейшим образом все выдающиеся события, свидетелями которых вы становитесь, - поучал его опытный редактор. – Записывайте с деталями, с фамилиями, с точным обозначением места действия. Это ваш долг. Если угодно, ваша партийная обязанность…».
   
     Так они, писатели и журналисты, ставшие фронтовыми корреспондентами «Правды», и поступали – Борис Горбатов, Алексей Сурков, Вадим Кожевников, Илья Эренбург, Алексей  Толстой, Александр Фадеев, Владимир Ставский, Борис Полевой…

     Из таких вот фронтовых записей  с места события и сформировались потом  большинство произведений Бориса Полевого, которого сегодняшние  «знатоки – демократы», даже из числа его земляков, считают устаревшим и несовременным писателем. Да и писателем ли? Просто его книги, по их мнению, пусть и Героя Социалистического Труда, орденоносца и лауреата двух  Сталинских премий,– всего лишь изыскания журналиста, расширенные и дополненные  корреспонденции…
     Даже знаменитую «Повесть о настоящем человеке» - рассказ о героизме летчика Алексея Мересьева, которая была экранизирована и знакома всему миру, не считается сегодня литературой. Ее, мол, исключили даже из списка обязательного прочтения для школьников!
     Но в нынешней России не обязательны для прочтения школьниками и  «Молодая гвардия» А. Фадеева, и «Поднятая целина» М, Шолохова… Они тоже теперь у нас не писатели?
   
      Единственное, что оставляют за Б.Полевым и признают   его критики –   документализм  предъявления нам той, ушедшей эпохи.
 
    Спасибо и за это! В ту эпоху  вместе с Б. Полевым в таком случае и окунемся…
                *  *  *
    В лесном поселке Пено Калиниской области погибла юная партизанка Лиза Чайкина, оставшаяся в оккупации для подпольной работы. Из числа местных комсомольцев она организовала партизанский отряд, боевую деятельность совмещала с агитационной работой. Накануне Октябрьских праздников она, не маскируясь, ходила по округе и провела свыше десятка бесед с населением о 24-й годовщине Великого Октября. При ночевке в одном из хуторов ее выдал полицай и она была схвачена фашистами, а на другой день,  23 ноября 1941 года, после пыток была расстреляна.
   
     «Лиза Чайкина! – пишет Борис Полевой. – Ее схватили, пытали. Лиза погибла, не выдав ни одной фамилии. Когда ее повели на расстрел, поставили у стенки сарая, она плюнула в лицо палачу, подошедшему завязать ей глаза, и запела «Интернационал».
       Она так и стоит у меня перед глазами такой, какой видел ее в последний раз перед оккупацией края, когда  самолет при бомбежке поселка поджог школу в Пено. Она руководила комсомольцами, тушившими пожар. Лицо ее было  возбуждено, коротко остриженные волосы спадали на лоб. Она резким движением головы отбрасывала их назад…».

      Чем не тверская Зоя Космодемьянская?
                *  *  *
      ОТ АВТОРА. После войны в поселке Пено установлен бюст Героя Советского Союза Елизаветы Ивановны Чайкиной, созданы музей и мемориальный комплекс ее имени, а  на берегу озера Волго, на месте ее гибели, установлена памятная стела. В областном центре Калинин  молодежь построила Музей комсомольской славы имени Лизы Чайкиной.
     Ее именем названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Великих Луках, Краснодаре, Петропавловске, Новосибирске, Нальчике,  Севастополе, Сочи и др.

      Ныне Музея комсомольской славы  в Твери нет. Он преобразован в связи со сменой концепции в Музейно-выставочный центр,  где проводятся различные выставки, связанные с народным творчеством.  Вход на выставки, как и услуги экскурсовода, занятия кружков по интересам здесь платные…
      Не понимаю одного – при чем здесь имя Героя Советского Союза Елизаветы Чайкиной, которое, как дань традиции, сохранено за выставочным центром? Там не осталось ни комсомола, ни Лизы Чайкиной – в духе времени  лишь  коммерция…
    
       ФАРС ИСТОРИИ. В статье «Время забытых героев» одна из современных журналисток  признает в интернете: « Только  на страницах его (Б.Полевого) книг осталась жить  исчезнувшая двадцать лет назад Страна Советов. Туда же, в небытие, канул и город Калинин (ставший Тверью), о котором так много писал известный советский прозаик и общественный деятель Борис Полевой, считавший себя нашим земляком, хотя по рождению он москвич».

      Пояснения в скобках к цитате даны мною, как и последующие опровержения автора статьи: да, Борис Полевой родился в Москве, но всю сознательную жизнь с 13 лет провел в Твери, где работал на «Пролетарке»,  в областных газетах «Пролетарская правда» и «Смена», а еще до войны, как прототип нынешнего Шарапова, по заданию редакции газеты внедрился в местную криминальную банду под видом «вора в законе» и,  чудом не попав «на перо», сдал банду  «операм», после чего дал в газету цикл очерков. Здесь, в Калинине, который он считал родным, жила его семья, отсюда он ушел на войну, став корреспондентом газеты «Правда» на Калининском фронте, с боями дойдя до Берлина! И это не наш, не тверской  парень?
    
       И далее упомянутый мною автор откровенничает:

       «В числе его читателей могли остаться разве что ностальгирующие по ушедшим временам люди, рожденные в СССР,  прочно усвоившие принципы коллективизма и не принявших правила устройства капиталистического общества».
        Вот тут с автором солидарен! Именно к таким «ностальгирующим» по советской власти лицам себя и отношу! А потому мне близок  писатель-земляк Борис Полевой, раскрывающий перед нами то время и тех людей, шагнувших рядом с ним в историю…
       Они с нами,  рядом, их, благодаря Полевому, видим живыми и чтим!
 
      Как те твое рядовых работников Госбанка, которые прошли по немецким тылам, спасая от оккупантов государственную собственность – деньги и ценные бумаги ( шагнув в послевоенный роман Б.Полевого «Золото»), о чем пойдет речь в очередной миниатюре нашего цикла  - «Забытое золото»   
                *  *  *
     А пока иные факты и штрихи того   времени, подмеченные и сопоставленные фронтовым корреспондентом Полевым.
     Вот восемь девушек - младших лейтенантов, очень молоденьких и миловидных московских выпускниц иняза, в секретном отделе Политуправления Калиниского фронта, что разместился в нескольких уютных домиках Кушалинской МТС. А заняты они, как отмечат Б. Полевой,не очень веселым делом – читают и переводят письма - три мешка захваченной у врага их полевой почты.
   
     Итак, разгар «Тайфуна», середина октября 1941 года, немецкие части прорвались на ближние  подступы к Москве, а Борис Полевой цитирует для нас, современников, те давние откровения врага:

     «Дорогая Розхен!
     Разговаривал в пункте обогрева с раненым из знаменитой части «Мертвая голова». Он воевал во Франции, Бельгии, Норвегии. Все обходилось хорошо, а вот сейчас ранен в ногу. Очень досадует, что, так близко подойдя к Москве, не сможет быть там, когда наши доблестные части туда ворвутся. Им обещали на три дня отдать город в их распоряжение… Девочки, выпивки, сласти - всего этого он теперь не увидит и горюет об этом даже больше, чем о своем поврежденном колене, в которое он ранен и, похоже, серьезно.
      Впрочем, им хорошо, этим  эстманам. У них одежда на меху, а мне все это, по правде говоря, перестало нравиться. Мы еще в пилотках, даже подшлемники не всем выдали, а по ночам тут уже морозы.  Ну, ничего, моя любимая жена, Москва недалеко, в Москве всего много, отогреемся и отоспимся…».
                ______________

     «Дорогой Вили, как я жалею, что ты еще лежишь в госпитале, а мы уже штурмуем Москву! Вот где пожива-то будет! Говорят, эти московские девочки очень красивы и полненькие, и еды там самой изысканной будет сколько угодно. Вот попируем! А тебя, черта, не будет с нами. Поправляйся скорее и вступай в строй. Москва – город огромный, может быть, и для тебя что-нибудь останется.»

       Так они писали в октябре, когда рвались к Москве. А вот строки из их декабрьских писем, захваченных у села Медное:

  «…Эти  негодяи красные, которые не знают, что такое совесть и честь, которым неизвестно, что такое воинский долг, оказывается, нарочно заманивали нас в центр своей страны, для того чтобы потом русские морозы расправились с нами и сделали то, что сами они не смогли сделать силою оружия. Ночью я стоял в карауле, заснул, и, слава богу, смена нашла меня еще живым, но руки, лицо и ноги у меня обморожены…
      Но досадно, что овладение Москвой пришлось все-таки отложить, по-видимому, до весны.»
                _____________________     .
   
    «Дорогая Клара, пишу тебе это письмо из госпиталя. Оно, возможно, будет последним. Почерк не мой. Мне отняли руку и я диктую это письмо товарищу. Случилось так, что меня ранили в бою, но я столько пролежал в снегу в ожидании первой помощи, что раненая рука превратилась в ледышку, и врачи, опасаясь гангрены, удалили ее. Я не виню ни врачей, ни санитаров, которые вовремя меня не подобрали и не оказали помощи. Вероятно, это хорошие люди и хорошие солдаты, но у них столько работы, сколько не было с начала войны.
   …  А ведь мы были совсем близко от Москвы».

                *  *  *
     Оставляю письма  и сопоставление приведенных  в миниатюре фактов, доведенных в наше время Б. Полевым, без авторского комментария – это может сделать  каждый из нас и для себя лично!

                (Продолжение следует)

На снимке: Тверь(Калинин),
старый мост в наши дни
и фото 1941 г.
 
Фотоколлаж из интернета


Рецензии
Поразило письмо фашиста, рассуждающего о совести и чести. Это просто за гранью.

О героической судьбе Лизы Чайкиной я читала еще в юности. Удивительная девушка! Не каждый мужчина выдержал бы такие страшные пытки. А Лиза не только выдержала, но и пела.
Можно только склонить голову перед ее великим Подвигом.

Что же касается Бориса Полевого, то я считаю исключение из школьной программы "Повести о настоящем человеке" огромной ошибкой. Недавно в третий раз перечитала ее - замечательная книга!

Спасибо Вам, Владимир, за этот цикл рассказов о Ваших выдающихся земляках. На таких людях земля держится.
Доброго Вам здоровья и помощи Божией во всех благих делах и начинаниях!

Александра Немтина   25.05.2021 09:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Саша, за понимание и
свет Вашей души,что зримо в отзыве!

Рад общению с Вами,
с теплом - Володя

Владимир Федулов   26.05.2021 21:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.