Любовь и слезы - удел Поэта! Сказки Гофмана4

Любовь и слезы - удел Поэта!

"Сказки Гофмана", опера Жака Оффенбаха", новая сцена Мариинского театра,  29 марта 2021 года

Какие замечательные были "Сказки Гофмана" в минувший понедельник! Я даже не думала, что они могут быть такими! До сих пор не нарадуюсь, что пошла, хотя за неделю до этого уже смотрела этот спектакль. Но если первый воспринимался как "детям до 16 лет не рекомендуется",  то на этот можно было идти и с детьми. Никаких забулдыг, никакого дикого пьянства и мрачной одержимости. Спекталь легкий, летящий, очаровательный,  изящный, остроумный, где надо веселый и даже гротескный, где следует - лиричный, серьезный и даже печальный.  И в целом очень воодушевляющий, вызывающий восторг и радость! Я смотрела его со счастливым чувством полного вовлечения в действо и удовольствия от всего, происходящего на сцене, с ощущением волшебства, происходящего на моих глазах, как в детстве! Невероятно!
Всегда поражаюсь, какими разными могут быть одни и те же спектакли! Даже если между ними прошла всего одна неделя! И все дело в исполнителях! Каждый привносит в образ своего героя многое от своей личности - голос, внешний облик, манеру пения, исполнительскую культуру, особенности поведения на сцене, специфику своего актерского дарования, свое понимание роли даже в рамках режессерского решения. И чем талантливее артист, чем масштабнее его личность, чем ближе ему исполняемая роль, тем все это проявляется ярче. В итоге один и тот же персонаж может обретать столько новых черт, что смещать акценты восприятия оперы в целом. А если зрителям повезло  и таких артистов в спектакле несколько, то спектакль просто обречен стать феноменальным и вызвать незабываемый восторг! Именно это со мной и случилось на "Сказках Гофмана" 29 марта.
Во втором спектакле все исполнители ведущих ролей были другими! И какими! Денис Закиров, Екатерина Сергеева, Илья Банник, Антонина Весенина, Анастасия Калагина, Мария Баянкина! Каждый внес свою лепту в этот незабываемый спектакль!
 Денис Закиров, прекрасный тенор с потрясающе красивым голосом и итальянской манерой пения! И, как выяснилось, с ярким актерским талантом! Его Гофман был Поэтом,  увлекающимся, влюбчивым, живущим в своем романтическом мире, черпающим вдохновение в вине, любви и слезах,  не чуждый веселью и кутежам, словом, классический богемный человек позапрошлого века! Писать стихи он может везде, где его посетит вдохновение. Он с трудом ладит со здравым смыслом,  но достоинства не теряет никогда,  даже, если случится прикорнуть у стола в кабаре. А какие замечательные мелодии выявились в партии Гофмана в исполнении Дениса Закирова! Роскошные куплеты про крошку Цахеса, блестящий дуэт с Антонией во втором действии, прекрасные ансамбли с другими персонажами оперы!
Екатерина Сергеева оказалась неотразимым Никлаусом, ироничным, легким на подъем,  порывистым, в меру терпеливым и морализирующим, готовым всюду  следовать за Гофманом и ввязываться в сомнительные развлечения и даже безумства, но и не забывающим о своей главной миссии - заботе о Поэте! Мне нравится сильный голос этой певицы, который очень подходит этому герою. Несомненная удача!
Илья Банник в ролях всех злодеев этой оперы (Линдорф, Коппелиус, доктор Миракль, Дапертутто) полностью покорил меня! Особенно Линдорф!
Образ - в яблочко! Какое изящество в игре, никакой грубости, сплошная убийственная обходительность, милая саркастическая улыбка и полные опасности провокационные предложения!  Обворожительная перебранка с Гофманом. Сколько удовольствия и наполненного превосходством презрения сквозит в голосе певца и виднО в манере поведения Линдорфа! Он и гнусные вещи делает, не теряя изящества, достоинства и сарказма. Сущий дьявол! Я в полном восхищении! (Почему-то прямо на спектакле вспоминался эпизод из романа Ремарка "Три товарища", где герои  вдохновенно ругаются с каким-то водителем, а он так виртуозен в бранных словах, что их восторгу нет предела! Все заканчивается мирно: "Надо же придумать такое ругательство - "ходячее кладбище бифштексов"!).
И это первая большая роль Ильи Банника, которую мне довелось видеть. Я под сильным впечатлением!
Хороши были и три ипостаси Стеллы - Олимпия, Антония и Джульетта.
Антонина Весенина была неподражаема в роли куклы Олимпии! Полный младенческой невинности остановившийся взгляд огромных глаз, замедленный взмах длиннющих темных ресниц, механические движения, картинные позы и очень удачный костюм - с закрытыми плечами! Блеск! А куплеты этой механической чаровницы, мастерски исполненные, вызвали в зале естественный и предполагающийся в этой сцене смех. Я сама, как ребенок, не отрываясь, следила за этим очаровательным эпизодом и смеялась до слез! Искреннее удовольствие!
Трогательной была Антония Анастасии Калагиной. У певицы очень красивый голос, а тут он звучал как-то особенно выразительно! Достойное воплощение героини с божественным голосом! А сколько в нем было чувства -  нежности, надежды, любви, огорчения и ликования от музыки и пения! Девушку было очень жаль! И радостно за саму артистку - так прекрасно сделана роль!
Мария Баянкина удачно воплотила образ куртизанки Джульетты, красивой любительницы бриллиантов и роскошной жизни. Ради этого она готова выполнить любой, даже самый дикий каприз Дапертутто. Хочет получить отражение Гофмана, он его получит! Алмаз искупит все! Сочное сопрано Марии Баянкиной очень подходит этой обольстительнице!
И ей под стать полная неги и порочных желаний баркарола "Прекрасная ночь, ночь любви", венчающая сцена убийства в доме Джульетты. Прекрасное и ужасное, как и в жизни, всегда рядом!
Финальный хор славит человека, который силен любовью и слезами, они скрашивают жестокости бытия. Под эти звуки поэт Гофман снова впадает в некоторое оцепенение, спрятав на груди тетрадку стихов и перо. Но видно, что он просто набирается сил перед новым приливом вдохновения. Ведь он Поэт, и это главное,  остальное - средство воодушевиться и излить свои чувства в новых стихах.
Музыку Оффенбаха я всегда любила. Она легко воспринималась и быстро ложилась на слух. Правда, раньше это были оперетты. "Сказки Гофмана" я знала только частями - конечно, куплеты куклы Олимпии и баркаролу. Теперь любимых мелодий из оперы "Сказки Гофмана" стало больше! Они часто всплывают в сознании, и это очень приятно!  А как превосходно звучала в спектакле музыка! Оркестр под управлением Валерия Гергиева  подарил нам оперу невероятной красоты и привлекательности! Жаль, что поздний  час и страх, что карета превратится в полночь в тыкву, то есть закроют метро, помешали зрителям устроить исполнителям достойную овацию. Она получилась  короткой, да и половина зала уже убежала. Но впечатления от спектакля не отпускают до сих пор! Катарсис!


Рецензии