Бастион Осовец. Глава 23. Удар судьбы

Прошел год жизни под землей. Вечерами, солдаты долго разговаривали о жизни до войны. Теперь, казалось, Николай знал все про Макара и его прошлой жизни. Так же, как и его друг о нем. Но, тем не менее, всегда находилась тема для общения. Зачастую, разгорались горячие споры. Вот и сегодня, сидя возле костра, друзья стали обсуждать жизнь в деревне. Макар упорно гнул свою линию, что нужно больше дать прав крестьянству, так как они кормят страну. Николай, наоборот, говорил, что рабочие обеспечивают страну промышленными товарами. И даже крестьяне со своим подсобным хозяйством не смогли бы выжить без металлических плугов, косилок и подков для лошадей.
- А чем бы ты мазал шкворень у колеса телеги, если у тебя нет смазки? – рассердившись, в качестве аргумента спрашивал Николай.
- Да очень просто! Взял бы сливочное масло и помазал! – по-крестьянски деловито, ответил Макар.
- Ну и ну! Использовать сливочное масло для смазки колеса, это кощунство!  – не унимался Рогожкин.
- Когда нет или закончилась смазка в хозяйстве, мы так и делаем! – пожал плечами Кондратьев. Слушая Макара, Николай не предполагал, что через несколько лет произойдет революция и все так и будет, как сказал Кондратьев. Заводы в молодом государстве встанут, и крестьяне будут  смазывать телеги сливочным маслом, а рабочие голодать. А еще, крестьяне получат бесплатно землю и станут хозяевами на своей земле без помещиков. Но это произойдет через несколько лет, а пока друзья только дискутировали.
- Ладно, хватит об этом! Давай поговорим про наши насущные дела. У нас, как ты знаешь, в последнее время, что-то стало плохо с водой. Две трещины в потолке свода или истощились или что-то произошло наверху. В общем, воды стало мало для наших нужд! Предлагаю найти решение и обсудить задачи! – сказал Николай.
- А чего тут говорить! Нужно расширить проем и я предлагаю взорвать часть потолка! Нам это не повредит, потому что там толщина кладки около трех метров, а вода, возможно, прибавится! Заложим туда пару-тройку гранат и взорвем! – задумавшись, ответил Кондратьев.
- А это дело! И чего мы сразу так не сделали? – недоуменно спросил Рогожкин.
- Раньше вода нормально текла, а теперь все по капле собираем! – со вздохом ответил Макар.
- Слушай, с проемом все понятно. А может, попробуем откопать колодец, про который мы немного забыли? – поинтересовался Николай.
- Колодец это хорошая идея! Если все пройдет гладко, то у нас всегда будет вода в большом количестве. Не нужно будет ходить по нескольку раз в день в тоннель, - согласился Кондратьев.
- Все, решили! Завтра принимаемся за колодец и одновременно взорвем часть свода! – весело проговорил Николай и хлопнул друга по плечу. Очередная задача, которую нужно было воплотить, внесла оживление в скучную жизнь пленников подземелья.
Проснувшись утром и позавтракав сухарями с чаем, друзья отправились к первой трещине в потолке тоннеля. Предварительно, Макар сходил на склад боеприпасов и взял три гранаты лимонки. На хозяйственном складе, он нашел длинную веревку. Вскоре, Николай стоял внизу, а Макар копался в проеме, закладывая лимонки. Связав лимонки вместе, мужчина расправил усики и привязал к кольцу одной гранаты веревку. Как сапер, Макар все делал осторожно.
- Уходим! – почему то тихо произнес Макар, словно его голос мог привести к преждевременному взрыву. Разматывая веревку, он пятился по тоннелю в сторону двери склада. Но через двадцать метров она закончилась.
- Вот, незадача! Не хватает веревки, чтобы укрыться за железной дверью! Ладно, лягу, глядишь, осколки и пролетят мимо! – угрюмо констатировал солдат.
- Коля, ты давай или на склад, а я тут один останусь! – посоветовал Кондратьев.
- Смотри осторожнее, а то у лимонки большая дальность разлета осколков. Так что, прижимайся к земле! – ответил Николай и непонятное чувство тревоги за друга, кольнуло сердце.
Через минуту лежа на земле, Макар со всей силы рывком, потянул на себя веревку. Раздался оглушительный взрыв. Большой кусок кладки, разлетаясь на мелкие осколки, как шрапнель устремилась в разные стороны. Взрывная волна подняла пыль в тоннеле. Выскочив из убежища, Николай ничего не видел перед собой. Свет от керосиновой лампы освещал только пелену облака от пыли.
- Макар, как ты? – закричал Николай, двигаясь по тоннелю. Но из темноты никто не ответил. Приблизившись к другу, он увидел, что тот лежит неподвижно. Тонкая струйка алой крови стекала по щеке. Осколок от гранаты точно вошел в висок солдата.
- Макар, ты чего? Макар, очнись! – сидя на земле, Николай тормошил за плечо приятеля. Умом понимая, что Макар погиб, Николай не мог смириться с этой глупой смертью. Крупные соленые слезы потекли по щекам Рогожкина. В этот момент он понял, какую злую шутку сыграла в очередной раз с ним судьба.
- Как же я один, без тебя! Как мне дальше жить и бороться? – прошептал  солдат и закрыв голову руками стал раскачиваться на месте. Дикий крик человека потерявшего единственного друга, потряс своды тоннеля! А через минуту из образовавшейся бреши в потолке после взрыва, потекла живительная влага. Ручеек мутной воды, казалось, был неиссякаем. Стекая по стене на пол, вода образовывала лужи и растекалась дальше. Но этот вид не радовал Николая.
- Если такой ценой я должен был заплатить за воду, то она мне не нужна! – прошептал солдат и повернувшись, побрел к складу за шинелью. Через несколько минут положив друга, он потащил его подальше от склада, намереваясь захоронить в каком-нибудь отдаленном тоннеле. Жизнь в этот день разделилась для Рогожкина на до и после!
 
Продолжение следует.


Рецензии