Секреты фотографии

Я думаю, что мы все заранее « знаем» все, что произойдёт с нами . Мы просто не в силах « словить» первую мысль, которая приходит в голову . Нет, даже не мысль , а эту микроскопическую молниеносную комету , которая  и есть подсказка . Если бы мы могли ухватить эту комету за хвостик и удержать  ещё на пару мгновений, то смогли бы осознать все, что мы увидели или услышали. И все понять! Но комета пролетает и только потом мы отдаём себе отчёт , что подсказка нам давалась. Я сегодня просматривала старые фотки и натолкнулась вот  на это. Мы собирались переезжать на юг. И в момент , когда я увидела эту сладкую парочку во дворе, я быстренько  начала фотографировать. Но я не ухватила комету мысли за хвостик и не поняла , что наш 13летний веймаранер Максим решил не переезжать . Его не стало через два дня. А ведь было видно, что они прощаются.
И я подумала, что многие фото мы сделали или  могли бы сделать именно потому, что комета мчалась где-то совсем рядом , мы что-то почувствовали и  пытались поймать ее хвостик и удержать на миг.

«О диафрагме и выдержке мы поговорили  на предыдущем занятии», сказал в начале второго и последнего урока фотохудожник, который вёл короткий курс для нас, начинающих фотографов-любителей. « А вот этот урок я хочу полностью посвятить композиции. Мы детально разберём многие возможности сделать фото интересным. Но есть одно простое правило. Представьте, вы прекрасно провели время за чашкой кофе в уютном кафе. Погуляли по парку , полюбовались цветами . Вдалеке над прудом очень необычно плыли  облака. И вдруг вы увидели куст, который показался вам очень красивым. Те, кто увидят ваше фото , увидят только то , что попало в ваш объектив. Они не знают ни о кофе, ни об облаках, ни о том, что у вас отличное настроение. Посмотрите в объектив. Этот куст интересен без всего остального?! Вот в чем главное правило хорошей фотографии. Вы не должны ,показывая фото, рассказывать о кофе, пруде и облаках. Все, что вы хотите рассказать, фото должно сделать без слов.»

И я представила  как бы выглядели некоторые снимки.
Вот был бы хороший кадр. Большая комната в старом доме. Синие в разводах шторы раздвинуты. И балконная дверь открыта настежь .  В « объектив» попадает цветущий каштан . Прямо возле балкона стоит письменный стол. На нем слева стоит папина пишущая машинка в чехле. Рядом с ней стопка бумаги. Прямо по центру лежит наготове ( если зайдёт бабушка) открытый учебник . Он может быть открыт только четко посередине. Так он лежит всегда. Остальные страницы чуть ли не склеенные. А прямо передо  мной « Прощай, оружие». Справа стопка учебников  с такими же склеенными страницами .А из под этой стопки выглядывает корешок « Золотого телёнка» . Я и до сих пор читаю сразу три книги . Умную, ещё умнее и ту, которую знаю наизусть . Объектив захватывает огромный книжный шкаф  справа и радиолу на ножках слева от стола . Крышка радиолы открыта и игла проигрывателя бороздит по кругу голубую пластинку из « Кругозора»  . Это 1977ой год. Что тогда слушали двенадцатилетние девочки? Может быть звучит музыка Евгения Доги из « Табор уходит в небо»...Я сижу в кресле за письменным столом и жую галстук . Наверное, в « Прощай, оружие» происходит трагическая развязка.  Это значит, что через пару секунд я переставлю пластинку ( рядом с радиолой целая стопка «Кругозоров») и  буду « отдыхать» с «Золотым телёнком». А ведь , если б я ухватила мысль за хвостик в тот момент, то поняла бы , что это был один из последних моментов очень счастливого и беззаботного  детства. Из-за угла уже выглядывал мой тяжеленный переходный возраст.

А вот какой кадр был бы потрясающий. Моя мама у нас дома. Двухлетняя  Джина , шоколадный лабрадор, на ковре. А годовалый веймаранер Максим рядом с мамой . Голова  его у неё на колене . Как только она прекращает его почесывать правой рукой , он поднимает голову и несчастно  стонет. В левой руке у неё телефон. Я позвонила узнать все ли в порядке. Мама рассказывает : « У нас все хорошо. Джиночка- это золотой ребёнок . А этот эгоист жить не даёт . Я прячусь от него в туалете. Почему он приучен спать под одеялом? Он прямо с улицы идёт в постель. А если мне неприятно?! И где это ты вычитала, что грязь укрепляет иммунную систему?! Что значит выгнать его в другую комнату?! Ребёнок же будет переживать . Клади голову, маленький, не волнуйся. Чешу , чешу. Не нервничай. Как вы проводите время ? Как у вас там погода? Ты помнишь, что тебе нельзя жаренного ? Папа хорошо. Сюда ехать не хочет. На неделю я ему все приготовила и оставила . У него там соседи, шахматы, а здесь лес и ни одного « русского» на 10 километров. А я от него с удовольствием отдыхаю . Джиночка хочет выйти. Мы пошли. Позвони мне перед сном. Меня разбудить ты волнуешься?! А кто может спать , когда вы так далеко от дома ?»

А вот очень интересный кадр. Который я реально сделала .
Стол со стульями стоит на патио во дворе . Я уже протерла стеклянный верх стола и пластиковые  стулья. Само патио с обеих сторон ограждено от посторонних глаз виноградом . Без него патио просматривалось бы со второго этажа соседского дома. Некоторые листья начали желтеть. Сам виноград уже собран и стоит в красивой глиняной вазе. Если снимать стоя спиной к дому, то виден двор , ограждённый деревянным забором . А за ним виден смешанный лес . Мы живем прямо на границе с заповедником. В кадре не видно , что у меня уже все готово к обеду. Через несколько минут муж привезёт к нам моих родителей . Я уже убрала один стул , чтоб маму  можно было  прямо в кресле подвезти  прямо к столу. Она уже не ходила . Мелькнула ли тогда мысль, что такого больше никогда не будет? Теперь мне кажется, что да.

Следующий кадр. Центральный Парк Нью-Йорка. Видна лестница и арка, а мой любимый фонтан  в кадр не попадает. Крупным планом несколько очень забавных маленьких собак с хозяевами . Собаки одеты в свитера. Муж смотрит на них и просто светится . И я говорю : « Ладно. Уговорил. Давай возьмём щенка». Очень крупно лицо мужа : « Прямо сегодня?» «Да!»

Следующий кадр. Сяма поместилась в моей ладони.

Я подумала, что раз не удаётся схватить мысль за хвостик, то значит было запрограммировано , что это делать не надо. Ведь говоря о « хвостиках» , всегда подразумевается предчувствие плохого. Не надо хватать комету за хвостик. Пусть летит. Не надо портить момент счастья осознанием того, что оно преходяще.
А потом мы можем просматривать фото, вспоминать , улыбаться или плакать. И отпускать хвостик .
©Victoria Novikov


Рецензии