Курилы, Шикотан, мыс Край света, остров Грига

В юности многие из нас не ведают страха и порой безрассудно, напролом продираются через горы, дебри и долины к намеченной цели за горизонтом. Так было и со мной в конце 60-х на Курилах.

В 1969-м по заданию ЦК ВЛКСМ, с коллегой Анатолием Сергеевым, исследуя работу комсомольских студенческих строительных и путинных отрядов, я провёл лето на Сахалине. Нас аккредитовал Сахалинский обком комсомола.

Побывал я и на острове Шикотан Малой Курильской гряды в посёлке Крабозаводск. Там работали на путине студенческие комсомольские отряды из городов Сибири.

Приехал на Шикотан под воскресенье поздно вечером на катере от аэропорта на острове Кунашир. Поселился в гостинице.  Это был обычный барак с удобствами в конце коридора.  Засыпая, решил утром осмотреть остров.
 
Встал спозаранку, с кинокамерой через плечо, налегке я двинулся по тропинкам через сопки к дальнему краю острова, где в Тихий океан врезался мыс Край света. Планировал смотаться туда-обратно по-быстрому и вернуться в гостиницу к обеду. По легкомыслию не взял с собой ни еды, ни воды, ни одежды потеплее. А погода на острове – океанская. Днём жара, ночью холод.

Вскоре едва заметная тропинка убежала из-под ног и пришлось продираться к намеченной цели напрямик, через сопки, ориентируясь по солнцу.

Шёл по каменистым ручьям, укрытым зонтами гигантских листьев дальневосточных медвежьих дудок и репейников. Продирался через заросли бамбука и камыша, проваливаясь в ямы и рискуя подвернуть или сломать ногу. Путался в бородах сизого мха, свисающего с одиноко стоящих сосен на вершинах сопок. Пил воду из ручьёв. Быстро устал.

Наконец-то мне открылась океанская даль и линия берега. Подойдя к ней, я оторопел – берег оказался высоким до десятка метров, обрывистым, крутым и каменистым. Внизу - узкая полоска песка у воды. А передо мной во всей красе раскрылся залив Дежнёва, окаймлённый убегающим в океан мысом Край света и в центре - Остров Грига!

Окунуть руки и лицо в водах Тихого океана было моей давней романтической мечтой. Пришлось сползать по обрыву к воде, цепляясь руками за камни и бугры. Подо мной зашуршала каменистая осыпь, в тело впились камни, порвало одежду, содрало кожу с ладоней и коленей.

Наконец-то я сполз к океану, исполнил ритуал омовения. Осмотрелся и понял – я в ловушке. Подняться по обрыву вверх было немыслимо. Кромка песка у воды была крошечная и не сплошная. На песке отчётливо виднелись следу конских копыт – их оставили пограничники.   

Налюбовавшись пейзажем, я двинулся вдоль воды то по песку, то по воде по пояс. Добрался до соседнего залива. Увидел остатки костра, шалаш, вдали от берега рыбаков с сетями, плавающих на бочках.

Поздоровался. Спросил нет ли чего поесть. Мне предложили глянуть что в котелке у костра. Но там было пусто.  И я побрёл дальше.

Вскоре стало темнеть и холодать. Я вышел на пыльную дорогу. Она вела в посёлок Малокурильск на другом конце острова. Двинулся дальше. До гостиницы добрался поздно ночью. Прошёл километров тридцать, замёрз, но был счастлив что жив.      

Мой поход запечатлён кинокамерой и опубликован в Ютьюбе
https://youtu.be/9UJLzZG1-CM

 


Рецензии
Красиво, конечно.
Но красота, зачастую,
бывает обманчива...
с тёплой улыбкой -

Тамара Злобина   05.04.2021 15:05     Заявить о нарушении
Я ДУМАЮ - И ТО И ДРУГОЕ...

Тамара Злобина   06.04.2021 15:57   Заявить о нарушении
ОУ! Неужели это вы о себе?! (скрытый комплимент)

Евгений Семёнович Ржевский   07.04.2021 12:50   Заявить о нарушении
Все мы что-то скрываем-
кто-то за внешностью
кто-то за словами...
Улыбаюсь в ответ.

Тамара Злобина   07.04.2021 14:44   Заявить о нарушении
И я улыбаюсь вам в ответ. Простите, что с опозданием...

Евгений Семёнович Ржевский   22.11.2021 10:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.