Случай

Ирина решилась уйти из школы. Не то чтобы ей не нравилась сама профессия, а как раз наоборот, она с детства мечтала стать учительницей. Ещё маленькой девочкой Ирочка рассаживала кукол вокруг самодельного столика, давала им карандаши и сделанные собственными руками тетрадки и учила их буквам, рассказывала сказки и короткие стишки, которые она сама очень любила учить с бабушкой. Потом она брала красный карандаш, и как настоящая учительница ставила своим ученицам куклам оценки.

С того момента прошло много времени. Ира успешно окончила университет и с радостью пошла работать в школу.
Теперь её называли Ирина Николаевна.

Ирина бережно перелистывала альбом со школьными фотографиями.
Она с любовью вспоминала своих первых учеников. Сколько счастливых моментов запечатлели эти старые фотографии, которые хранила как память о своей сбывшейся мечте.

Ирина Николаевна была отличным педагогом. Родители с удовольствием рекомендовали её своим приятелям и знакомым. Поэтому она точно знала, что без работы не останется.

Она взяла небольшое помещение в аренду и с удовольствием занималась с ребятами по школьным предметам, готовила к олимпиадам и контрольным работам.

Но вот однажды произошло событие, которое перевернуло её жизнь.
В кабинете раздался телефонный звонок. Женщина тихим неуверенным голосом спросила: "А вы занимаетесь с детьми чтением? " Пауза. И она продолжила: " С особенными?" Дальше женщина кратко рассказала о трудностях Маши в освоении школьной программы.
Встреча была назначена на завтра.

В кабинет вошла молодая стройная светловолосая женщина За руку она держала девочку, которая при виде незнакомки тут же спряталась за спину матери.
Ольга, так звали маму девочки, не спеша подтолкнула ребёнка в кабинет. Девочка тут же расплакалась. Стала просить попить, а потом поесть. Мама тут же достала бутылку с водой и банан. Девочка успокоилась и молча села на стул.
Мама быстро удалилась, осторожно прикрыв за собой дверь.

Маше на вид было лет десять. Она была такая же стройная и светловолосая как мать. Красивое модное платье очень шло девочке.
У неё были огромные голубые глаза, но взгляд был отстранён как-будто её тело сидело в этом кабинете, а она сама была, где-то далеко. А где точно не знала даже она сама.
Ирина Николаевна обратилась к Маше, но девочка смотрела сквозь неё, а потом неожиданно перегнулась через стол и заглянула снизу вверх в глаза учительницы. Ирина Николаевна аж вздрогнула от неожиданности. Это был нечеловеческий взгляд, а взгляд какого-то инопланетного создания, которое случайно попало не в то время и не в то место.

Маша не реагировала на слова Ирины Николаевны. Её лицо было сковано неподвижной маской. Потом она вдруг начинала хохотать.
Смех сменялся сильным и протяжным плачем. Через мгновение слёзы высыхали и девочка повторяла: "Морщинки будут, морщинки". Потом она вскочила, бросилась в сторону окна и громко смеясь сказала: "Джерри, смотри Джерри упал".
Ирина Николаевна попробовала поддержать разговор, но девочка молча открыла тетрадь, взяла карандаш и стала что-то рисовать.
Затем она сначала резко отбросила тетрадь, а потом начала рвать её в клочья, как только учительница поинтересовалась, что она рисует.
— А можно поскользнуться на шкурке от банана? — задала куда-то в пространство вопрос девочка.
— Я уже ухожу, ухожу. Выпустите меня отсюда. Зачем вам верёвка? Аааааа мне больно. Джек помоги. Ой-ой-ой. Не подходи ко мне. Ба-бах! — внезапно закричала Маша.

В дверь тихонько постучала Ольга. Девочка тут же вскочила и потянула мать к выходу. Ольга достала булочку с яблоком и протянула дочери.
— Ну как Машенька? Мне так хочется, чтобы она побыстрее научилась хорошо читать. А то нас в школе ругают. Не знаю как нас вообще перевели в следующий класс.
Девочка с удовольствием уплетала булочку, раскачиваясь на стуле рядом с мамой.
— Ольга, а почему вы меня сразу не предупредили, что у Маши есть не просто трудности в учёбе, но и проблемы со здоровьем, — деликатно спросила Ирина Николаевна.
Женщина слегка замялась. Маша уже съела булку и продолжала тянуть мать за рукав. Мама пыталась уговорить девочку, достала из сумки большую книжку с яркими цветными картинками, но Маша не унималась.
Они договорились созвониться вечером.

Ольга рассказала, что Маша была долгожданным ребёнком в их семье. Она развивалась так как и положено детям в её возрасте. Единственное, что она была очень капризная и никого кроме матери не подпускала к себе ни бабушку, ни отца. Маша часами могла перебирать детали конструктора соединяя и разъединяя его части. Иногда она строила башню из кубиков и если очередной кубик становился не так, Маша тут же с криком ломала всё строение и разбрасывала кубики в разные стороны. А потом ей поставили этот диагноз — аутизм.
Маша не разговаривала до семи лет, она не играла в куклы, ей не нравилось гулять на площадке с другими детьми. Зато она часами могла просиживать с планшетом и смотреть один и тот же мультфильм десять раз подряд.

Ирина впервые вживую столкнулась с таким ребёнком. У неё не было опыта работы с такими детьми. Но что-то тянуло её к этой девочке. И после долгих уговоров матери, которой все отказывали в занятиях, Ирина согласилась. Она понимала, что будет нелегко. Но ведь в любой момент она может отказаться, о чём она и предупредила Ольгу.

Маша читала с трудом по слогам, только Ирина Николаевна достала секундомер и хотела проверить технику чтения, девочка тут же расплакалась, стала выхватывать секундомер из рук учительницы.
Писать Маша отказывалась наотрез. Стоило только открыть тетрадь и приготовить ручку, девочка начинала кричать, закрывала тетрадь и вскакивала со стула.
Она продолжала в невпопад выкрикивать отдельные фразы из тысячи раз, просмотренных ей мультфильмов.
Речь её состояла из отдельных реплик, которые она слышала или видела по телевизору.
— Внимание, внимание! Приглашаем вас посетить наш салон мягкой мебели. У нас достойные цены и скидки на все товары до тридцатого апреля. Заходите не стесняйтесь, — неожиданно заговорила чужим голосом девочка, когда мы читали слова под картинками.
Она ни на минуту не могла оставаться без внимания. И если вдруг звонил телефон, она затыкала уши и кричала: "Выключи его, выключи немедленно, я тебе сказала".

Ирина специально для неё приготовила много интересных заданий для развития памяти, внимания и мышления, но девочки это было неинтересно. Она не могла найти ни одного отличия в предложенных ей картинках. У неё не получалось придумать ни одного слова на букву, которую ей показывала учительница. С математикой вообще оказался завал. Девочка не видела разницы между плюсом и минусом, а знаки больше, меньше, равно её просто приводили в бешенство, о задачах даже не стоило говорить.

Так день за днём, месяц за месяцем Маша и Ирина Николаевна учились друг у друга. Маша овладевала азами математики уровня первого класса, училась писать под диктовку, списывать текст из учебника, читать книжку с большими цветными картинками, которую ей купила мама. В это же время Ирине Николаевне не только пришлось прочитать кучу литературы на интересующую тему, но и научиться терпению, принятию, а самое главное научиться любить. А это всё было не просто.

Постепенно они привыкли друг к другу. И прежнее поведение девочки не казалось ей уже таким из ряда вон выходящим как раньше. Маша немножко успокоилась. Эмоциональные перепады стали реже, в лице появилась другая мимика. Маша с удовольствием в любую погоду шла на занятия к Ирине Николаевне.

Но вот однажды Маша не пришла в назначенное время. Учительница сначала думала, что они опаздывают, но девочка так и не пришла. Потом Ирина Николаевна случайно увидела смс от Ольги, где она сообщила, что плохо себя чувствует и не может привезти Машу. Прошла неделя. Маша не приходила, а Ольга не звонила. Ирина Николаевна не могла понять, что случилось. Ведь всё было хорошо, ей удалось найти общий язык с девочкой и она уже делала определённые успехи. А больше всего её беспокоила тишина со стороны Ольги. Она больше не звонила и не писала.
Ирине была непонятна эта ситуация, и она решила сама позвонить Ольге.

Трубку долго не брали.
— Ольга, здравствуйте. Куда вы пропали? У вас что-то случилось? Как Машенька? — засыпала вопросами учительница.
— У нас всё нормально. Завтра будем у вас, — волнуясь ответила женщина.

С утра Ирина чувствовала себя не в своей тарелке. Голова раскалывалась от боли. Она ничего не успевала делать, хотя не позволяла себе ни минутки отдыха. Крутилась как белка в колесе между домом и работой. А ещё она поступила заочно учиться на психолога. Теперь к её плотному графику добавилась ещё и учёба.
Ирина конечно, со всем справлялась, но мысли о Маше постоянно лезли ей в голову.

Они приехали вовремя. Ирина Николаевна услышала знакомый звук, припарковавшейся машины. Ольга держала Машу за руку, а она, опустивши голову плелась следом за ней.
Вдруг раздался пронзительный крик. Ирина вышла в коридор. Ольга тянула за руку упиравшуюся руками и ногами Машу.
— Не пойду! Не хочу! — надрывно кричала девочка.
Ольга спокойно уговаривала дочь. Потом вытащила новый альбом с цветными листами и дала девочке.  Маша слегка успокоилась и села на своё место.

Маша тяжело шла на контакт, постоянно плакала, периодически выкрикивала заученные фразы из мультиков и снова смотрела своими пустыми глазами сквозь неё.


Как оказалось, Маше начали делать плановые, назначенные врачом физпроцедуры. Некоторые из них носили, можно сказать, экспериментальный характер. И никто не мог точно предугадать, какая реакция будет у пациента. Но выхода другого не было и родителям приходилось соглашаться на это лечение. К тому же оно проводилось бесплатно.

— Маша на отрез отказывалась идти на занятия. Сегодня я еле её уговорила, пообещав купить новый альбом с цветными листами, — оправдывалась Ольга.
Много сил и времени пришлось приложить Ирине Николаевне прежде, чем девочка снова пошла на контакт и постепенно начала заниматься.

Надо отдать должное Ольге, которая постоянно поддерживала дочь. Сколько же любви и терпения было в этой женщине? Она все двадцать четыре часа была рядом с дочерью.
Ольга выполняла вместе с ней небольшие домашние задания, которые давала учительница. По её рекомендации в каждую свободную минуту играла с дочерью в слова. Ольга купила разные настольные игры, в которые они играли всей семьёй. У Маши появился свой мольберт и много разноцветных красок.

Близился к концу учебный год. Дела в школе наладились. Маша уже с настроением ходила в школу. Елизавета Александровна, прежде угрюмая и строгая школьная учительница, стала хвалить Машу. Ольге было приятно слышать похвалу в адрес дочери.
Благодаря занятиям с Ириной Николаевной у Маши открылся талант художника. Она рисовала очень необычные картины подолгу, прорабатывая отдельные детали. И её работы неоднократно занимали призовые места в конкурсах.

Маша делала успехи с каждым днём. Во-первых, она перестала разговаривать репликами мультяшных героев, а могла самостоятельно строить простые предложения и вступать в диалог. У неё существенно расширился словарный запас. Она могла без остановки называть разных животных или марки автомобилей. Охотно отвечала на вопросы, если её спрашивали. Пусть односложно, но всё-таки.
Во-вторых, она научилась самостоятельно списывать и писать текст под диктовку. Теперь это не вызывало у неё море негативных эмоций как раньше. А что самое интересное, что писала она грамотнее, чем любой другой ученик Ирины Николаевны, обучающийся в обычной школе.
В-третьих, за это время она прочитала несколько небольших книжек и даже с помощью наводящих вопросов могла передать содержание прочитанного.
В-четвёртых, она стала больше улыбаться. И родители могли смело путешествовать с ней, ходить в парк аттракционов, ездить на пикник и на Ослиную ферму. Теперь Маша не боялась животных и могла погладить ослика по голове.
Конечно, Маше и её семье предстояла ещё большая работа. Но первая победа была на лицо.

Вскоре Ирина Николаевна получила второй диплом о высшем образовании, о чём раньше она не могла и подумать. На защиту её дипломной работы пришли разные специалисты работающие с детьми. Им было интересно познакомиться с настоящими, а не книжными результатами, полученными обычной учительницей, а теперь и дипломированным психологом.
И когда её спрашивали, что помогло получить такой результат, Ирина Николаевна отвечала: "Любовь и вера— это самые важные составляющие успеха!"
 


Рецензии