Ливень, луна и Фудзияма

Моя хорошая подруга, чьим мнением я очень дорожу, однажды заметила:
"Мне казалось, что авторы обычно бывают недовольны своими произведениями.  Ты же говоришь, что они тебе нравятся."
Не ставя своей целью согласиться с ее утверждением или его опровергнуть, я все же должна признаться, что мои рассказы дороги мне так как мои дети.  И я люблю их, как любят своих детей, независимо от того, талантливы они или очаровательно-бездарны, красивы или трогательно-нелепы и смешны.  Причем особенно дороги, мне кажется, не те, которые более удачны, а те, которые дались мне в больших муках.  Пока у меня их немного, надеюсь, что еще прибудет.  Одним из моих наиболее выстраданных детей стал рассказ "Сестра таланта".  К моей большой радости, его очень тепло приняли читатели.  Конечно, я должна разделить свой успех с потрясающими японскими трехстишиями, ведь это они меня направляли и вдохновляли.  Более того, я только описала мое их восприятие, мои чувства, вызванные этой сконцентрированной в десяти словах мудростью и красотой.  Но воодушевившись добрыми комментариями, я захотела попробовать еще раз, попытать удачу, и решилась на сиквел.  Благо, японских хокку большое множество.  Но я не собираюсь делать из этой темы нескончаемый сериал, чтобы не обесценить идею и не растиражировать эмоции.  Поэтому я обещаю только одну повторную миниатюру на ту же тему и надеюсь в душе, что сиквел не уступит оригиналу и станет еще одним моим любимым чадом.

Такараи Кикаку, японский поэт 17 века

Ливень хлынул потоками.

Кого не обрадует свежесть цветов,

Тот - в мешке сухая горошина.

Предчувствие дождя висело в воздухе тяжелым маревом.  После месяца мучительной засухи дождь ожидали с надеждой и нетерпением.  Пожухлая трава и стоящая в воздухе горячая пыль были невыносимо болезненны для природы и людей, и только ливень, только мощные чистые струи с небес могли омыть и возродить свежесть еще не ушедшего лета.  И наконец он хлынул.  Потоки живительной влаги стучали по крышам и стекались в бурлящие ручьи.  Разверзлись хляби небесные, но раскрывшись, эта небесная бездна несла облегчение, прохладу и обновление природы.  Воздух почти сразу стал напоён озоном, стало легко и сладко дышать.  Цветы, поникшие и больше напоминающие гербарий, чем живой бутон, взбодрились, подняли вверх омытые соцветия, наполнились свежестью и ароматом.  Ливень буквально возродил природу.  Кого не обрадует свежесть цветов?  Дождь среди засушливого и знойного лета - это просто аллегория.  Но если человека не радует красота природы, свежесть дождя, аромат цветов, глаза любимого;  если человек не видит "буйство весенних красок, радуги наважденье" (Ю. Друнина) - то этот человек в мешке сухая горошина.  Да будут всегда благотворны для нас ливни, освежающие наши души!

Поэтесса 18 века Тиё

О светлая луна!

Я шла и шла к тебе,

А ты все далеко.

Мне часто не удается достигнуть цели.  Не глобальной жизненной цели, а чего-либо для души и удовольствия пригодного.  Скажем, в школьной юности мечтала изучать французский и заниматься бальными танцами.  Как-то просто не сложилось, не из-за сложности достижения цели, а просто из-за рутины, а возможно лени, отсутствия свободного времени или приоритета других намерений.  Мне всегда хотелось иметь троих детей, но родила я двоих, они самая большая радость и достижение моей жизни, но будь у меня трое, радости было бы больше, хотя и забот-хлопот тоже.  Когда всю планету из-за угрозы коварного ковида закрыли на карантин, я безумно сожалела, что не умею рисовать и не играю на музыкальных инструментах.  Это было бы огромной психологической само-поддержкой, но не случилось и этого.  Так иногда в ясную ночь смотришь на луну, когда она ярка и окружена мириадами звезд, и кажется, что луна рядом, лишь протяни руку.  Или пойди к ней навстречу, и достигнешь ее, далекую.  Но я не говорю по французски и не играю на гитаре. А луна все так же далеко.  Хотя это не причина, чтобы перестать мечтать и ставить перед собой цели. 

Поэт 18 века Кобаяси Исса
 
Стаяли снега –

И полна вдруг вся деревня

Шумной детворой!

Я 27 лет живу в Калифорнии.  Мне удивительно нравится калифорнийский климат, цветущая круглый год растительность.  Меня не пугает жара или зимние дожди с ветром.  Я совсем не скучаю по снегу и морозам.  Тем более, если для экзотики захочется поиграть в снежки, то какие-то несколько часов на машине в горы, и вот тебе снег, лыжи, и легкий НЕРОССИЙСКИЙ морозец.  Даже мои внуки, рожденные в Калифорнии, уже играли в снежки и лепили снеговика.  Но в памяти моей живут еще все четыре времени года.  Живут не ностальгически, а просто сложены в архив моей жизни.  Хотя если быть откровенной до конца, то я все же ностальгирую по одному времени года, которого в наших райских местах нет.  Я скучаю по весне.  Когда еще стоит холодная погода, но уже пахнет весной и небо становится нестерпимо ярким.  Когда начинают петь отогревшиеся на солнышке или вернувшиеся с зимних отпусков птицы.  Когда всe оживает и начинает одеваться в листья и цветы.  А во дворы домов, которые, впрочем, и зимой не пустовали, высыпает детвора, чтобы пускать в лужах кораблики и обязательно промочить ноги.  Чтобы вдруг заметить почки на деревьях и услышать грачиный гам.  Это мое объяснение в любви весне, да простит меня благодатная и вечно-цветущая Калифорния.

Еще одно стихотворение Кобаяси Исса

Тихо, тихо ползи,
 
Улитка, по склону Фудзи

Вверх, до самых высот!

Из окна нашего отеля в Токио можно было увидеть вершину Фудзиямы, или как называют ее с почтением японцы, Фудзи-сан.  Можно было бы увидеть, будь в это время ясная и безоблачная погода.  Но увы, каждое утро, когда мы спешили увидеть красавицу-гору из нашего окна, вершина была спрятана от нас облаками.  Фудзи - священная гора для японцев и их божественный символ.  Восхождение на Фудзи - ритуал исключительно сокровенный и очень важный.  Паломник, совершивший восхождение, получает исцеление, исправление своей судьбы и удачу.  А для путешественника это еще и возможность разгадать головоломку японской души и японской культуры.  За неполные две недели в Японии у нас не появилось возможности взойти на Фудзи, да и альпинистов среди нашей немолодой группы не оказалось.  Зато нам повезло ее несколько раз увидеть во всей ее красе.  Это к удаче, и не всем удается.  Спасибо, Фудзи-сан, что позволила нам тебя увидеть, а увидев, надеяться, что как той улитке, нам удастся достичь высот своей Фудзиямы.

Басё, поэт 17 века

О, сколько их на полях!

Но каждый цветет по-своему –
 
В этом высший подвиг цветка!

Я не открою Америку, сказав, что цветы это символ и атрибут любви и красоты.  Легенда, восходящая к сюжетам библии, гласит, что Ева, изгнанная из рая вместе с Адамом, тосковала, вспоминая великолепные цветы эдемского сада.  Чтобы порадовать возлюбленную, Адам отправился на поиски цветов, и его поиски увенчались успехом.  Он собрал восхитительный букет и подарил его Еве.  Якобы с тех пор мужчины стали дарить своим любимым цветы, даря вместе с ними свою любовь.  Любят ли женщины срезанные цветы в букете или же считают их мертвыми, но очевидно, что цветущие поля тюльпанов в Амстердаме или лужайки, покрытые маками в Калифорнии, никого не оставят равнодушными.  Благоухающие гроздья гордой сирени или нежный хрупкий ландыш, кокетливые луговые ромашки или дурманяще-ароматный жасмин - все эти цветы не только радуют взгляд, но и пьянят нас ароматом.  Все они разные, каждый цветет по-своему, но все они - совершенное творение природы, при большом участии человека.  В этом высший подвиг цветка.

Та же моя подруга, обладающая исключительным чутьем стиля и профессиональными навыками книгосложения, почувствовала в моих рассказах то, что я сама не могла в них предположить.  То бишь тот лиризм и самоирония, которые ей увиделись, были лишь невольными оттенками изложения.  Но мне от ее предположения становится так радостно на душе, и мои короткие и невыдающиеся рассказы, мои дети становятся мне еще дороже.  Надеюсь, понравятся и вам.


Рецензии