Голубой ангел. реж. Йозеф Штернберг 1930г

Люди по-разному входят в состояние любви: можно разглядеть в женщине ангела и воспарить, а можно впервые в жизни увидеть похабную певичку в непристойных одеждах, понюхать её трусы и потерять рассудок и самоуважение. Именно это и случилось с бедным профессором гимназии Ратом. Все мы знаем, как далеко способен зайти мазохизм отдельного человека, если ему не чинить препятствий. В две тысячи первом году в Германии один из таких согласился быть съеденным своим сексуальным партнёром и был успешно съеден им. Учитель Рат согласился быть «съеденным» пошлой артисткой. До того, как он погрузился в «чудесный» мир унижений, это был строгий педагог, но в балаганной жизни кабацкого цирка, он быстро превратился в тряпку. Очевидно, героиня  Дитрих поначалу видела в нём заботливого отца, с годами же его наклонности сделались ей противны. Старый опухший человек с растрёпанной бородой, с торчащими клоками волос на голове, с сексуальными причудами – у кого повернётся язык назвать такого привлекательным? Вдобавок в одном из цирковых номеров ему отведена роль жалкого клоуна, о чей лоб разбивают сырые яйца. Что за фантазия у этого Штернберга! Одним словом, певичке надоел её чокнутый муж, она хочет испробовать любви эстрадного силача Мазепы (русский человек непременно хохотнёт, услышав эту фамилию). И вот, стоя на сцене, Рат видит, что за кулисами неотразимый Мазепа страстно целует его жену Лолу. Он приходит в бешенство и вместо того чтобы кукарекать по сценарию, визжит как зарезанная свинья. Потом сходит с ума, потом умирает. Умирать он придёт в свою гимназию, где он был уважаем и его боялись ученики. Он умрёт за своим учительским столом в темноте ночи. В это время на сцене его Лола будет петь:
         
         Я могу только любить,
         Больше ничего.
         Мужчины окружают меня,
         Как мотыльки лампу.

Мне кажется, если бы кто-то снял что-нибудь подобное сейчас, его подняли бы на смех. Кто сегодня  способен опуститься на дно из одной любви, не спившись, не сделавшись преступником? Да и вообще, случалось ли такое в истории? Не придуман ли этот кунстштюк господином Штернбергом  с благородной целью опорочить половую любовь? Мы согласны, что из-за любви вполне можно убить себя, но испытывать из-за неё ежедневный позор, это слишком.


Рецензии