Цифровой концлагерь и реальность

На небольшом канале «Больше всех надо» была поднята весьма обсуждаемая сегодня тема информационной безопасности в цифровом мире, поскольку некоторые утверждают, что нас ожидает «цифровой концлагерь», в котором «старший брат», под которым обычно подразумевают государство, поставит под неусыпный контроль всё и вся, включая личную жизнь людей.

Поводом для подобных умозаключений стало появление цифровой системы распознавания лиц: она якобы позволит взять под контроль всех. Некоторые считают, что в Китае «цифровой концлагерь» уже построен: государство уже выстроило социальные рейтинги для своих граждан в зависимости от их социального поведения, в том числе при переходе улицы.

Эксперты признают, что все государства мира собирают какую-то информацию о своих гражданах во множестве реестров, то есть все уже имеют какой-то свой «цифровой профиль». С одной стороны, это просто необходимо для нормальной работы социальной сферы, банков и т.п., это удобно, а с другой - люди добровольно сообщают информацию о себе тем же социальным службам и банкам. При этом последние неизбежно создают их «цифровые профили», они могут быть объединены в общий «цифровой портрет» человека: сколько денег у него на счетах, где проводит время, что предпочитает и т.д.

«Цифровой шпик»

По мнению экспертов, слухи о «цифровом концлагере» в том же Китае преувеличены в десятки раз, а цифровой профиль - это только технологический инструмент: он может использоваться во благо и во зло, как обычный кухонный нож. Интернет в кармане и телефон — это очень удобно, но это и ваши «маячки».

Да, система распознавания лиц может быть использована для слежки и за преступником, и за политическим активистом, но ведь это было всегда. Сегодня появился новый «цифровой шпик», аналог шпиков-топтунов начала ХХ века, которые выслеживали всех, кого им приказывали. И «цифрового шпика» тоже можно обманывать, как и шпиков-топтунов. Другой вопрос: как быть с уличной преступностью?

«Цифровой концлагерь»

Но всё же правомерен вопрос: куда всё это нас ведёт? Ведёт ли нас развитие цифровых технологий в «цифровой концлагерь»? Здесь под подозрение попадает «государство», которое обладает возможностями для создания объединённого «цифрового профиля» человека, и многие исходят из того, что государство — это злодей, который рано или поздно захочет злоупотребить системой распознавания лиц, поэтому государство нужно поставить под общественный контроль. Но что такое «государство», и что такое «общественный контроль»? Это тоже инструменты, технологии, которые сами по себе нейтральны, но которые могут быть использованы работающими в этих структурах людьми в своих целях.

Государству для создания «концлагеря» с тотальной системой контроля, или некой «международной общественной корпорации», совсем не нужен 100% контроль. В теории, для этого достаточно взять под контроль 5% «городских сумасшедших», которые всегда и везде есть, и 10-15% политических активистов-авантюристов, и прессовать их при необходимости. Остальная информация в этом смысле - «мусорная» и будет только замедлять работу репрессивной системы, засорять её ненужной информацией о походах рядовых граждан в магазин и на дачу.

Общество можно эффективно контролировать средствами пропаганды и запугивать отрядами «патриотов» на улицах. Это дёшево и практично, по сравнению с системой «цифрового концлагеря», в истории таких «концлагерей» создавалось множество, сегодня мы видим такой националистический «концлагерь» на Украине, где 70% населения, проголосовавшего за «Голобородько», запуганы «патриотами», а государственная пропагандистская машина регулярно прочищает всем мозги. Без всякой «цифры».

Другими словами, для государства «цифровой концлагерь» - это дорогостоящая ненужная игрушка, от которой больше хлопот, чем пользы, а подобный результат достигается другими средствами значительно проще. Но... государство — это и люди, и этими людьми могут овладеть маниакальные идеи, в том числе по созданию именно «цифрового концлагеря». В государстве власть могут захватить такие маньяки, но опасность исходит от маньяков с деньгам, которые захотят создать такую цифровую антиутопию. Для создания собственно «концлагеря» - это излишне.

Идея создания «цифрового концлагеря» - именно маниакальная, и нет и не может быть гарантии, что некий гениальный маньяк с друзьями, засевшие в госструктурах, или в «общественных международных структурах», или в «международных корпорациях», не попытаются создать именно «цифровой концлагерь» со 100% контролем. Технологические возможности, в принципе, позволяют это сделать.

Некоторые считают, что попытки создания «цифрового концлагеря» в мире уже предпринимаются. Но в таком случае нужно подозревать не государство, корпорации и международные организации, а маньяков в них, искать этих маньяков и бороться с ними. Нужно бороться за сами институты государства, корпораций и общественных организаций, чтобы власть в них не захватили маньяки. Определённую надежду в этом плане дают появившиеся вместе с «цифрой» хакеры-взломщики «цифры», смотри фильм «Матрица» - эта фантастика именно о «цифровом концлагере».

Государство и общество

Главным подозреваемым в возможном злоупотреблении «цифрой» остаётся государство. Но государство - это и необходимый для общества институт, без которого оно не может существовать. Старые философы, например, Гегель, боготворили государство, которое своей властью вырвало народы из варварства и создало само «гражданское общество», новейшие философы полагают, что государство — это необходимое зло, например, А.А. Зиновьев: «Власть есть власть, а не враг». Потому что власть государства осуществляют на практике конкретные несовершенные люди, и это невозможно исправить никакими реформами.

А что такое «общественный контроль» со стороны общества? Фактически, это попытка создания нового, параллельного государства, так как эта «общественная организация» ставит своей задачей контролировать само государство, людей в его структурах. Не важно, какого государства: «демократического» или «авторитарного», которые отличаются друг от друга только по цвету и запаху, но не по своей сути.

На наш взгляд, маньякам, стремящимся создать «цифровой концлагерь», проще и выгоднее захватить власть именно в новых «общественных структурах», «корпоративных структурах», чтобы продвигать свои идеи от имени общества, отстранившись от скомпрометированных веками истории институтов «старого государства». Потому что возникающее «новое государство» не обременено никакими традициями, условностями, которые есть у «старого государства», но претендует на представление интересов всего общества, то есть на приоритет над «старым государством».

Что же нам остаётся? Бороться с «цифровыми» маньяками — и тогда защитим мы свою свободу от «цифры». Ничего не поделаешь: вся наша история — это борьба, и «цифровой мир» не может этого изменить. Так устроен наш мир: «И вечный бой, покой нам только снится...»

Ё моё...

01.04.2021


Рецензии
Извечный вопрос: кто будет проверять проверяющего?
Преступность окончательно уйдёт из подворотен в виртуальное пространство.

Михаил Сидорович   01.04.2021 14:00     Заявить о нарушении
Это вопрос и библейский: человек греховен, кто без греха? Но уличная преступность всё равно останется, не все хулиганы смогут стать хакерами.

Виктор Каменев   01.04.2021 14:37   Заявить о нарушении
Виктор, однако камеры снижают численность преступлений. А камеры авто фиксаций снижают ДТП. Это тоже факт. Это палка о двух концах. Хочешь безопасности, предоставь больше полномочий государству. Хочешь свободы, будь готов на определённый процент криминала. Что выбрать?

Гулевский Серж   06.04.2021 21:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.