Лезгинский демонический персонаж

Лезгинский демонический персонаж в книге русского автора

Интересные сведения о духовной культуре лезгин мы находим в книге русского путешественника А. Калинина, в частности ему удалось зафиксировать некоторые элементы лезгинской мифологии: 


«Есть у лезгина интересное пов;рье о красной женщин;, или алпабъ. Алпабъ происходитъ отъ нечистаго духа — дьявола. Она ростомъ съ трехл;тняго ребенка; волосы ея ярко краснаго цв;та и покрываютъ сплошь все т;ло. Живетъ она въ л;сахъ у береговъ хрустальныхъ родниковъ. Ц;ль ея жизни — извести родъ челов;ческій. Тайно, невидимо пробирается она въ жилища людей и вытаскиваетъ у женщинъ внутренности: легкія, печень, селезенку. Трудно съ нею бороться, но все-таки есть средства избавиться отъ ея мученій».


Очевидно в данном рассказе идёт речь о Алпаб — демоническом персонаже лезгинской мифологии, представленный в жутком образе уродливой старой женщины с длинными, путанными, грязными волосами и длинной грудью, которая по ночам ходит возле рек или в горных ущельях, а иногда может появиться и в доме, где есть роженица и младенец, чтобы причинить им вред. Древние лезгины связывали существование Алпаб с родами. Женщине, вот-вот родившей, в первую ночь не давали спать, сторожа от демона в женском обличии. Ведь Алпаб приходила за ребенком, могла подменить младенца или навлечь на него и мать тяжелую болезнь, если та вдруг уснет. У роженицы всегда кто-то караулил, не давая той спать. В комнатке, где располагались мать и ребенок, постоянно горел огонь, отпугивая злую Алпаб и её чары.


Еще одним занятным средством отпугивания демонов считали стрельбу. Когда на свет появлялся ребенок, мужчины стреляли в воздух. Использовались всевозможные обереги, талисманы и амулеты. Их располагали вокруг колыбельки. Под подушечку, на которой лежал младенец, клали кусочек хлеба. У изголовья — что-то железное, например, ножницы, которыми отрезали у младенца пуповину. К слову о последней, пуповину ребенка тоже не выбрасывали, считая ее сильнейшим оберегом от Алпаб. Материю аккуратно заворачивали в тряпочку и клали где-нибудь в уголок колыбели.



Автор: ‘Али Албанви

На фото: Алпаб — демонический персонаж лезгинской мифологии.



Литература

1. Калининъ А. Въ дебряхъ Кавказа (По Дагестану). Москва — 1917. С. 21.


Рецензии