Записки волонтера. Часть 1

Вернувшись из волонтерской экспедиции в Астраханский биосферный заповедник, хочу поделиться мыслями и инсайтами, посетившими меня там. Их очень много, поэтому придется публиковать частями. Итак, часть первая – «Об эволюционном значении полового отбора».

Лекцию по ихтиологии нам читали кандидаты биологических наук Литвинов Кирилл Васильевич и Подоляко Степан Александрович (научные лекции входят в обязательную программу волонтерской школы Астраханского заповедника, и это здорово!). Я узнала, что плотва в наших астраханских реках является подвидом воблы, хотя внешне довольно заметно отличается: она крупнее, у неё красные глаза и т.д. Но при этом они еще могут скрещиваться и давать плодовитое потомство, которое будет обладать признаками воблы.

«В какой же момент подвид полностью отделяется и становится самостоятельным видом?» – подумала я. Как будто прочитав мои мысли, Степан Александрович привел в пример эксперимент, в котором икринки одной рыбы разделили на 2 группы. Вылупившихся личинок (а вернее, предличинок, а затем уже личинок и мальков – таковы стадии развития рыбы) кормили разными кормами. Одна группа питалась какими-то рачками и личинками, плавающими в толще воды, а другая – кормом на дне аквариума. В итоге положение рта у рыб стало разным: во второй группе рот стал нижним, т.е. приспособленным для поедания пищи со дна. И что самое главное, даже при объединении этих двух групп, самки отдавали предпочтение самцам именно из своей группы.

Для того чтобы новый признак закрепился эволюционно, ему мало просто «случайно» возникнуть, необходимо чтобы он был поддержан половым отбором! Только в этом случае возникнут условия для появления новой эволюционной ветви.

Не то чтобы я  не знала об этом раньше, не учила в школе… Всё это давно известно и банально, казалось бы, но почему-то именно в этот момент до меня дошло нечто очень важное, выходящее даже за рамки биологии. Я вдруг поняла, что любой наш внутренний выбор, важный для личного выживания и развития, нуждается в подкреплении извне – в одобрении, поддержке, любви или просто благодарности, и только в этом случае у нас появляется энергия, стимул для творчества и самореализации. Мы чувствуем, что это нужно не только мне, но и кому-то еще, что это важно и значимо для эволюции в целом. Этот тот самый мостик, который связывает внутреннее с внешним, онтогенез с филогенезом, и благодаря которому эволюция не случайна, а напротив – необычайно разумна и целесообразна.

И в таком понимании половой отбор - это не только про секс и продолжение рода, но и про материальное воплощение любого творческого замысла. Есть над чем подумать...


Рецензии